ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

  В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся». Методы обучения определяются его целями и содержанием. Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод – залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической. В истории дидактики сложились различные классификации методов...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА .


Гарник Светлана Федоровна

Учитель английского языка

МКОУ «КГ№1» г.Кизляр


Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.

А.Дистервег


В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся». Методы обучения определяются его целями и содержанием. Метод в переводе с греческого означает путь, способ деятельности. Хороший метод - залог успеха в любой сфере человеческой деятельности, материальной, духовной, педагогической. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:

1. По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся (лекция, беседа, рассказ, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой).

2. Классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучающихся возрастает. Заинтересовать учащихся и сделать процесс обучения простым, доступным и интересным помогут активные методы обучения. В связи с современными потребностями общества в настоящее время происходит модернизация различных сфер деятельности, в том числе и образования. Новые ФГОС, национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрять новые технологии и методы обучения, изменить позицию педагога и обучающегося, повышать мотивацию школьников к обучению. Формирование универсальных учебных действий является основной деятельностью образования. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни.

Старые методы обучения не могут обеспечить создания условий для социализации личности, желания школьника постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Новые образовательные технологии и методы позволяют педагогам изменить ситуацию в воспитательно-образовательном процессе и сделать ученика "центром" формирования и развития своих знаний в процессе деятельности.

Основной задачей педагога в современных условиях образования является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения. АМО - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 5 ~ творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. АМО позволяют решать различные образовательные и воспитательные задачи, которые необходимы для эффективности образовательного процесса и гарантированного достижения запланированных целей обучения, воспитания и развития. АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательных процесс, раскрывают личностно индивидуальные возможности учащихся, развивают нестандартное мышление, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объем материала, развивают коммуникативные качества личности, развивают универсальные учебные навыки, такие как работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду. На каждом этапе образовательного мероприятия мною используются различные АМ. Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 7 ~ Как показывает практика, особо ярко запоминается то, что является нестандартным! АМ позволяют разбавить скучные и привычные уроки и классные часы и сделать их интересными и более познавательными. В школе мы можем объединить игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. АМ и новые современные технологии позволяют подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Постоянная практика проведения нестандартных уроков в школе заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуальности проведения таких уроков в целом. Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Над этим вопросом работают многие учителя иностранного языка . Ведь общеизвестно, что большинство учащихся с большим желанием начинают изучать иностранный язык , но на среднем , а тем более на старшем этапе, речевая активность учащихся резко понижается. Организация активной речевой деятельности на уроке очень Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 17 ~ сложная задача. Её успешному решению в значительной мере способствуют совершенные приёмы обучения и организационные формы урока иностранного языка. Одним из способов выявления организационных форм и приёмов обучения, которые нравятся учащимся , явилось анкетирование, которое я проводила с учениками. Учащимся были заданы следующие вопросы: 1. Какая форма урока тебе больше всего нравится ? 2. На каких уроках ( проведённых в какой форме ) ты лучше всего понимаешь материал ? 3. Какие уроки тебе нравится ? Почему? 4. Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил? Вот характерные ответы школьников: «Мне очень нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение», «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде диспута, соревнования, праздника», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаём друг друга », «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков». Ответы учащихся подтвердили правильность направления поиска резервов в повышении речевой активности учащихся. Одним из путей, ведущих к повышению речевой активности учащихся, является разнообразие средств и приёмов работы на уроке, использование нетрадиционных форм обучения. Но успешное овладение учащимися языком зависит не только от выбора формы урока, но и от того, насколько профессионально учитель смог использовать эти формы для достижения основных целей урока. Существует большое разнообразие средств и приёмов работы, направленных на повышение речевой активности учащихся. Мне бы хотелось остановиться на одной из главных активных форм обучения - это нестандартные формы урока. Многие учителя широко используют нестандартные ( или нетрадиционные ) формы урока в учебно-воспитательном процессе. Нестандартными уроками обычно называют итоговые заключительные уроки по теме, проводимые в форме игры, смотра-конкурса, КВН, праздника знаний, концерта, конференции, диспута, экскурсии и т.д. К нестандартным формам урока целесообразно прибегать при завершении или повторении темы, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме и у них сформировались навыки аудирования, говорения и чтения на основе пройденной лексики, закреплённых грамматических структур. Преимущество этих уроков состоит в том, что на них ребята видят результаты своей работы по теме, они могут показать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности, причём эти умения оцениваются часто не одной, а несколькими оценками. Ученикам нравятся нестандартные формы уроков и, как правило, работают они активно и с большим интересом. Их привлекают интересная неожиданная форма урока и атмосфера общения. На таких уроках дети, как правило, не боятся говорить на иностранном языке и чувствуют себя раскованно. Подобные уроки оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие, повышают мотивацию обучения и активизируют работу всех учащихся, даже самых слабых. К преимуществам уроков такого рода можно отнести и то, что подобные уроки позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний учащихся. Как правило, если ребята заранее знают о проведении итогового нестандартного урока по теме, они серьёзнее готовятся к повседневным урокам. Эффективность данной формы зависит от дифференцированного подхода к учащимся, учёта их языковой подготовки. При выборе форм нестандартного урока учитель должен учитывать возрастные особенности и интересы учащихся. На начальном этапе обучения, когда уровень языковой подготовки учащихся невысок, я обычно останавливаюсь на таких формах нестандартного урока, как урок-игра, урок- праздник, урок-концерт, смотр-конкурс. На среднем этапе обучения я выбираю такие Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 18 ~ формы, как урок-КВН,урок-смотр знаний, урок-телемост, урок-викторина, урок-литературная гостиная. На старшем этапе, когда у учащихся сформирован навык неподготовленной речи, предпочтение отдаётся таким формам, как урок-конференция, урок-диспут, урок-семинар, урок-зачёт, так как на этих уроках ребята должны не просто пересказать чьи-то мысли, но ,прежде всего, выражать своё мнение по обсуждаемой проблеме. При выборе формы нестандартного урока я исхожу и от темы урока. Так при изучении темы «Москва-столица России», «Вашингтон-столица США», «Лондон- столица Великобритании» обобщающий урок целесообразно провожу в форме заочной экскурсии по городу. При изучении темы «Охрана окружающей среды » итоговый урок проходит в форме устного журнала или пресс- конференции и т.д. Хотелось бы остановиться на разнообразных формах нестандартно урока и поделиться своим опытом их проведения. Урок-экскурсия. При заключении некоторых разговорных тем ( « В библиотеке», « В музее ») учителя в качестве итогового урока проводят урок-экскурсию. Преимущество этой формы урока состоит в том, что дети во время такой экскурсии на практике имеют возможность применять свои знания английского языка, В процессе такой игры-экскурсии учащиеся не просто говорят, но и играют роли «экскурсоводов», «работника музея», «библиотекаря» и гостей из стран изучаемого языка. Уроки-экскурсии обычно проводятся на среднем этапе. Так, приступая к изучению темы «Книги. В библиотеке» сообщаю учащимся, что итогом их работы на уроке будет экскурсия в школьную библиотеку. Поэтому я предлагаю им пойти в библиотеку и обратить внимание на такие детали, как расположение мебели, стеллажей, книг, привлекших их внимание, т.е. необходимо заранее подготовить их к предстоящей экскурсии. Мы ходим в музеи , проводим мероприятия на различные темы. Затем делю класс на две группы: «гости из Великобритании» и «экскурсоводы», затем заканчиваем урок уже в классе . « Гости из Великобритании» задают вопросы «экскурсоводу». Получается беседа в форме диалога.В заключении мы можем завершить свою работу итоговым проектом о знаменитых писателях, русских и американских поэтов. С помощью урока- экскурсии учащиеся убеждаются в том , что могут на практике говорить по теме. Их привлекает необычная форма урока. Особенно охотно дети выступают в роли «экскурсоводов». Урок-беседа за «круглым столом». Форма урока «за круглым столом» получила сейчас широкое применение. Содержание уроков составляет беседа по теме или проблеме, близкой и интересной учащимся. Учитель и ученики садятся за общий «круглый стол», составленный из парт. Таким образом, педагоги пытаются моделировать реальное общение на иностранном языке. Уроки-беседы «за круглым столом» обычно проводятся на заключительном этапе работы над темой, при этом выбираются те подтемы, при обсуждении которых можно организовать обмен личными мнениями и впечатлениями. Задача такого урока - практика школьников в диалогической и монологической речи, в аудировании; задачи воспитательного и развивающего обучения определяются спецификой и содержанием конкретной темы. Возможными темами уроков «за круглым столом» могут быть следующие темы: -Знакомимся с семьями одноклассников. -Как мы празднуем дни рождения и другие праздники. -Как ты представляешь себе школу будущего? -Чем планируешь заниматься летом? Чтобы приблизить учебную коммуникацию к реальной, учителя стараются связать основную тему беседы с ранее освоенными темами, перевести общение в межтематический план. Уроки-беседы расширяют кругозор школьников, развивают их Методическая копилка идей учителей английского языка ~ 19 ~ интересы, мыслительную активность и коммуникабельность, укрепляют чувство сотрудничества педагога с воспитанниками. В своей работе я часто использую такую форму урока, как беседа за «круглым столом». Я провожу беседу обычно на заключительном этапе работы над темой, при обсуждении стараюсь организовать работу так, чтобы дети не только говорили заученное дома, но и обменивались личными мнениями и впечатлениями, включаю в беседу подготовленные и неподготовленные сообщения учащихся. По ходу беседы, я считаю, могут исправляться только те ошибки, которые грубо нарушают коммуникацию, вызывают непонимание речи, но это следует делать осторожно. Деликатно. Успех уроков «за круглым столом » зависит от многих факторов: от уровня речевой подготовки школьников, от степени освоения темы, от качества плана-сценария урока и ещё от того, как учитель исполняет роль речевого партнёра: умеет ли он направить беседу, импровизировать, внимательно и заинтересованно слушать, адекватно и выразительно реагировать на высказывания учащихся-радоваться, удивляться, соглашаться, не соглашаться. Ребятам нравятся такие уроки, так как их привлекает необычная форма проведения, а также и то, что они видят результаты работы над темой. Они получают удовольствие от самого факта общения на английском языке. Дружеская беседа позволяет увидеть в иностранном языке реальное средство общения, что благотворно сказывается на отношении со стороны учащихся к урокам и к изучению иностранного языка вообще. Урок-cоревнование. Этот вид нетрадиционного урока проводится на начальном и среднем этапе обучения. Для детей этого возраста характерны общительность, эмоциональность и свежесть восприятия. Ребята воспринимают то, что вызывает непосредственный эмоциональный интерес. Урок-соревнование можно провести в форме популярных телевизионных игр, например «Звёздный час» или «Зов джунглей».Классное помещение оформляется в соответствии с темой урока и формой игры-соревнования. Игровой конкурс служит психологической разрядкой для детей и служит хорошим завершением урока. При составлении плана урока-эстафеты предусматривается тренировка навыков устной речи, умений и навыков чтения АТ с общим охватом содержания, аудирования, отработка грамматических явлений и письма, а также тренировка умения задавать вопросы по содержанию текста. Преимущество этой формы урока состоит в том, что за короткий срок (обычно два спаренных урока ) можно проконтролировать всех учащихся группы. Учитель имеет возможность объективно оценить умения и навыки учащихся во всех видах речевой деятельности. Урок-семинар. В последнее время учителя внедряют в практику преподавания на старшем этапе вузовские формы учебной работы, в частности разрабатывают уроки-семинары. Учитель выбирает эту форму урока по таким темам, по которым в учебниках мало материала, а тема сама по себе актуальна. При подготовке к таким урокам ученики используют разные источники: справочники, газеты, интернет ресурсы. Задания они выполняют в форме докладов, презентаций, тезисов, планов, рисунков, с которыми выступают на уроке. Все ученики принимают участие в обсуждении докладов, рецензируют, оценивают выступления своих одноклассников, дополняют ответы, участвуют в подведении итогов. На семинаре ученики рассматривают 4-5 вопрос. Кроме всех выше перечисленных нетрадиционных форм преподавания иностранного языка в нашей школе стали традиционными уроки-праздники, которые мы проводим к английским и американским праздникам. Особой популярностью пользуются уроки, посвящённые таким праздникам, как День Святого Валентина и Рождество. Подготовку к таким урокам мы начинаем задолго до праздника. Для того, чтобы любой ребёнок получил от такого урока удовлетворение, научился тому или другому, запомнил его, ни в коем случае нельзя относиться к уроку формально, часто проводить одно и то же, заштамповывая новизну или, пробуя один раз, забыть. Проведение от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, чёткой структурной продуманности, вдохновение детей на ту или иную идею, совместную подготовку чудесного праздника - всё это станет несомненным залогом вашего успеха в методике и практике проведения нестандартных уроков

. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Е.Л. Базаркина. Английский язык.5-11 классы: нестандартные уроки .-Волгоград: Учитель, 2005. 2. Е.В.Дзюина. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы.- Москва :ВАКО, 2006. 3. Л.А.Кокорина, Н.Б.Кудаева. Проблема мотивации и творчества на уроках иностранного языка в условиях информатизации образования. - Армавир, 2004. 4.Л.А.Кокорина. Творчество педагога на уроках английского языка. - Армавир. 2006. 5. Л.В.Васильева. Предметные недели в школе. Английский язык.- Волгоград: Учитель, 2004. СТРАТЕГИЯ НАПИСАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВА

© 2010-2022