Доклад на тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - ПОТРЕБНОСТЬ ВРЕМЕНИ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ икт НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА - ПОТРЕБНОСТЬ ВРЕМЕНИ


Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор.

Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. На своих уроках я использую компьютеры не только в средних и старших, но и в начальных классах. Учащихся второго класса я знакомлю с компьютерами, а затем постепенно приучаю к работе с компьютерными программами начиная со второго полугодия.

Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроке наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - «изображения» движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Некоторые учителя могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? С уверенностью могу сказать, что нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью. А вот учителю приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и тестов и перенос их на все компьютеры, чтобы в определенный момент на уроке учащиеся могли сесть за отдельные компьютеры, найти и открыть нужную папку в «Моих документах», выполнить, например, тест по аудированию или чтению. Это большой труд, но себя оправдывает. Никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.

У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.

Когда я привожу детей на уроки английского языка в школьный компьютерный класс, они входят туда, как в некий сказочный мир, особенно учащиеся начальных и средних классов, у которых еще нет уроков информатики. И хотя мы работаем с компьютерами всего 10-15 минут (иногда 20) - таковы санитарно-гигиенические требования, тот подъем и интерес, который при этом присутствует, сохраняется до конца урока, независимо от того, что у нас дальше - работа с учебником или живое общение.

Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных уровней знаний.

Большую помощь в проведении фонетических зарядок оказывают учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом, в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

Тексты для аудирования на страноведческие темы в средних и старших классах я подбираю из мультимедийного учебника «Английский базовый курс», в котором около 60 текстов на различные темы по истории, культуре и быту Великобритании и США. На мой взгляд, тексты эти довольно интересные и содержательные. Вопросы или тесты для проверки прослушанного я составляю сама, распечатываю их, сохраняю, переношу на дискету, чтобы при необходимости предъявлять учащимся - разумеется, через компьютер. Так легче для учителя - нет необходимости писать их на доске или на отдельных листах и, конечно, интереснее детям.

Очень прост в применении и легко усваивается мультимедийный учебник "English Course". В нем имеется большой выбор диалогов на самые разные темы, например, «Еда», «Магазины», «Футбол», «На дискотеке», «Осмотр Кембриджа», «Покупки» и т.д. Он скорее предназначен для индивидуальных занятий - для желающих быстрее научиться основам разговорного английского языка.

Очень содержательны, богаты яркими ролевыми играми, фильмами и текстами и правятся как детям, так и взрослым мультимедийные программы "Oxford Platinum" и «Английский. Путь к совершенству». К сожалению, их трудно установить, для этого нужен специалист высокого класса.

Всем известно об обучающих возможностях игр. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность игр в процессе обучения. Наряду с устными играми, которые я провожу на уроках, я использую также мультимедийный курс «Учим английский язык» (сделано в Швеции). Здесь имеется большое разнообразие лексических игр, где заучиваются написание слов, их переводы и произношение. Все игры сопровождаются красочными картинками. Хотя они рекомендуются детям от 3-х до 8-и лет, но интересны и учащимся старших возрастов.

В прошлом году мне посчастливилось приобрести компьютерную программу "Bridge to English" (разработана в Великобритании). Она действительно «не имеет себе равных по эффективности обучения» (так написано на обложке диска). Материал этого мультимедийного учебника соответствует программным требованиям средней школы по обучению английскому языку, повышает лексический и грамматический уровень знаний учащихся, расширяет их кругозор, улучшает умения и навыки учащихся не только по аудированню, чтению и письму, но и говорению. С помощью аудиотренажера можно постепенно улучшать произношение, так как программа озвучена профессиональными дикторами Би-Би-Си.

В новых учебниках по иностранным языкам в основу обучения устной речи положены диалоги. В мультимедийной программе "Bridge to English" в каждом из 20 уроков имеются тематические диалоги. Авторы данного пособия последовательно готовят учащихся к овладению диалогической речью, главным образом по следующей схеме:

1. Введение лексики с помощью яркой наглядности, аудирования и графического образа с транскрипцией. Это очень интересное и в то же время полезное и важное упражнение для учащихся. Одновременное написание и звучание слова оказывают большую помощь при обучении чтению.

2. Закрепление лексики. С помощью «мышки» необходимо правильно указать на нужную картинку. Если ученик выберет неправильный вариант, слышится голос диктора: "Oh, no! Try it again!" После того как ученик исправил ошибку, диктор вновь его подбадривает: "Yes. That's right now". Далее идет увлекательная игра «Стрельба по мишени». За определенный промежуток времени нужно правильно напечатать слово, успеть «выстрелить», нажав на клавишу "Enter". Такой вид работы способствует формированию у детей орфографических навыков и развивает технику чтения.

3. Работа над грамматикой. Каждый урок содержит одно грамматическое время. Работа состоит из двух частей: повторение грамматических конструкций с использованием «чуда XX века» - движущегося конвейера и затем игра «Мозаика» (из отдельных слов нужно составить правильное предложение).

4. Разговор. Идет аудирование.

5. Диалог. Его содержание опирается на предыдущий разговор. Предполагается участие самого ученика. В одних диалогах нужно задавать вопросы, в других, наоборот, отвечать на них.

Конечно, диалоги имеются и во многих других мультимедийных учебниках, но в них, к сожалению, нет такой последовательности поэтапной работы. Важно еще и то, что во многих диалогах в "Bridge to English" имеются нестандартные формы ответов, что создает предпосылку для овладения творческой речью и помогает сосредотачивать внимание не на форме, а на содержании. При малейшем затруднении» подборе реплики ученик может вызвать подсказку "Help", где имеются десятки и сотни самых разных вариантов. Овладение многообразием ответных форм поможет учащимся в будущем находить выход из самых разных языковых затруднений и научит их придавать формам эмоциональную окраску. А многократная тренировка будет развивать, и закреплять навыки устной творческой речи. Это, в свою очередь, поможет учителю подобрать соответствующие ситуации на занятиях без компьютера и продолжать эффективно стимулировать речь учащихся.

Программа "Bridge to English" имеет также ряд вспомогательных справочников: англо-русский словарь, грамматический и фонетический справочники. Упражнения в данной программе подобраны так, что они «захватывают» ученика, вызывают у него желание узнать, «что же будет дальше», а также сколько баллов он наберет за выполнение того или иного упражнения и какую оценку ему поставит компьютер. За каждый вид работы, за каждое выполненное упражнение компьютер громко объявляет оценку: "excellent" или "very good" (при этом еще раздаются громкие и дружные аплодисменты); "good"; "not bad"; "bad".

В случае если в ходе выполнения какого-либо упражнения ученик исправил допущенную ошибку, компьютер не забудет подбодрить его радостным голосом: "That's right now"! Таким образом, создается иллюзия живого общения ученика с компьютером.

Большую помощь оказывает применение информационных технологий в разработке дополнительных учебных заданий по предмету, в подготовке и проведении контрольных работ, олимпиад, предметных недель. Используя компьютер, учителя имеют возможность распечатать, сохранить, при необходимости переделать по своему усмотрению тематические и поурочные планы, конспекты уроков и внеклассных мероприятии. Сейчас появилось множество различных видов нестандартных уроков. При умелом руководстве учителя их можно разнообразить использованием компьютера к мультимедийного проектора, что делает общение более интересным и оживляет атмосферу на уроке.

Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые поистине электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке - живое слово учителя. Радость творчества, paдость учить и учиться - это могут дать друг другу только учитель и его ученики. Лишь учитель своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.

Никто не заменит учащимся учителя в качестве образца для подражания при отработке навыков произнесения, нет альтернативы работе в парах и группах на уроке для обучения общению в учебно-речевых ситуациях. Поэтому использование пусть самых удачных мультимедийных учебников и программ не может заменить живое общение на уроке.

Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.

© 2010-2022