Представление своего опыта работы

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Средства повышения качества обучения английскому языку в начальной и средней школе»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время целью современного урока английского языка, как и прежде, остаётся формирование коммуникативной компетенции. Но в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе и в системе образования, меняется сам процесс обучения и роли ученика и учителя в нём. Неизбежным является поиск новых средств повышения качества образования.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. В то же время введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и достигать планируемых результатов обучения.

Избранную тему считаю актуальной, потому что социально обусловленные реформы в сфере образования вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Английский язык - непростой предмет. Всегда в классе есть достаточное количество учеников, которым этот предмет дается с трудом. Однако в связи с изменениями в современном обществе изучение английского языка является важным и нужным, ведь английский язык сегодня - это язык международного общения, интернета. И в этом я пытаюсь убедить своих учеников не только на словах, но и проводя уроки качественно, интересно с высокой познавательной активностью, применяя современные образовательные технологии

Моя задача: повысить интерес учащихся к уроку с помощью современных технологий, интенсифицировать учебный процесс, оптимально подобрать материал к уроку, увеличить темп работы, оптимально использовать самоконтроль и взаимоконтроль.

3. Теоретическая база опыта.

Осознана внутренняя потребность и социальная необходимость вести преподавание с применением современных технологий, так как это развивает мотивацию обучения и способствует усвоению материала на максимальном уровне.

Список литературы:

  1. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ.] / Бент. Б. Андерсен, М.: Дрофа, 2007. - 221с.

  2. Г. А. Китайгородская. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика.

  3. Иностранный язык. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.З.Биболетова, М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, Н.Н. Трубанёва; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.:Просвещение, 2012. - 123с.

  4. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128с.; - (Инновационный портфель учителя)

  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2005

  6. Соловова Е. Н.Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс: Пособие для студентов педвузов и учителей. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

  7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. М. Творческий центр, 2008 г.

  8. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка - М. : «Просвещение», 2011. - 366 с.

  9. П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий.

Решать поставленные задачи мне помогают современные педагогические технологии: технология проблемного диалога, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ-технология); интерактивные технологии; технология, основанная на уровневой дифференциации обучения; технология исследовательской и проектной деятельности; здоровьесберегающая технология.

Сочетание вышеперечисленных педагогических технологий с традиционными методами и формами обучения позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, учитывать их индивидуальность и создавать благоприятный психологический климат. В этом, на мой взгляд, и заключается педагогическое мастерство учителя.

На уроках английского языка использую технологию проблемного диалога, которая помогает дать ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы - это этап формулирования цели урока или вопроса для исследования.

Поиск решения - этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного диалога.

В начале урока вместе с учениками решаем, что нужно для выполнения задач поставленных учителем, чего мы ещё не знаем, а следовательно, нужно узнать, чтобы достигнуть цели.

Технология интерактивного обучения (ТИО) - это система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуаций успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

К технологии интерактивного обучения относятся:

  1. работа в парах;

2) инсценировки;

3) «Карусель»;

4) работа в малых группах;

5) «Аквариум»;

6) «Незаконченное предложение»;

7) «Мозговой штурм»;

8) «Броуновское движение»;

9) «Дерево решений».

На своих уроках чаще всего я применяю различные инсценировки, упражнение «карусель», работу в малых группах. Перечисленные виды упражнений позволяют разнообразить урок, делают его более интересных для учащихся.

Современный учитель должен активно применять при обучении информационно - коммуникативные технологии. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Кроме обучающих программ ('Happy English.ru", "Enjoy English") на своих уроках я использую материал интернет-источников. Мультимедийное сопровождение на различных этапах урока очень многообразно. Применение ИКТ помогает при постановке цели урока, проведении фонетической зарядки, физкультминуток и т.д. Использование анимационных роликов и видеофрагментов повышает интерес учащихся при совершенствовании навыков аудирования. Использование флэш-карт, интернет-приложений (dnevnik.ru), помогает осуществлять процесс обучения более дифференцированно, с учётом личностных особенностей каждого ученика. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы.

Технология дифференцированного обучения создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил.

Разным детям требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу. Применение ИКТ помогает в решении этого вопроса.

Работа над проектами - один из способов формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):

организационных (регулятивных),

интеллектуальных (познавательных),

оценочных (личностных),

коммуникативных.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность по сравнению с другими методами имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

поисково-исследовательский (поиск и анализ проблемы или темы проекта, сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, проработка оптимальных идей, планирование деятельности);

технологический (планирование, составление необходимой документации, составление проекта); заключительный (оформление и презентация работы, еѐ оценка исполнителем и учителем).

Для учащихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Чтобы сделать большой серьезный проект надо сначала научить учащихся поиску информации, работе со справочной литературой, научить работать в команде, развить у школьников исследовательские и коммуникативные умения. Поэтому начинать можно с работой над мини-проектами. Именно их стараюсь использовать прямо на уроках, начиная с 4 класса. Примером таких работ могут являться:

4 класс - проекты "My Family", 'My School", "My Home" и др.

5 класс - проекты "My Summer Holidays", "My Hobbies" и т.д.

Все эти проекты не занимают много времени, не очень сложны в своем исследовании, но в процессе работы учащиеся начинают применять усвоенный лексический и грамматический материал. Кроме этого школьники изучают информационные технологии, учатся представлять результаты своей работы в различных формах. Постепенно работа может усложняться.

Перед учителями поставлена задача в сохранении, укреплении физического и психического здоровья детей. Какие же здоровьесберегающие технологии я использую в своей работе? Это общепринятые и общеизвестные технологии:

1. Технологии личностных отношений (индивидуальный подход, педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология)

2. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности (например: проблемное обучение)

3. Технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (групповые и коллективные способы обучения, перспективно-опережающее обучение и т.д.)

Для реализации данных технологий использую различные средства, методы и приёмы. Элементы здоровьесберегающих технологий:

- проведение физкультминуток в 2-5 классах, зарядка для глаз, упражнения для дыхания, проветривание кабинета, правильная посадка, положение рук, головы, смена деятельности в течение урока, атмосфера доброжелательности.

Для меня здоровьесберегающая технология обучения - это модель педагогической деятельности, в которой учитываются возрастно-половые особенности детей, состоянии их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности, а также используются здоровьесберегающие действия для более эффективного достижения учащимися федерального государственного образовательного стандарта.

Важными моментами на уроке английского языка считаю осуществление взаимоконтроля и рефлексии. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, предлагаю ребятам использовать кружки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ определенного кружка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного текста (сначала на русском языке с постепенным переходом на английский). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует

формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

5. Анализ результативности.

Результатами моей работы является результативность обучения английскому языку, активное и успешное участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

Также, итогом моей работы стало то, что обучающиеся научились больше работать самостоятельно с аудиоприложениями к учебникам, расширять и добывать новые знания, используя интернет-ресурсы, оценивать результат выполненной работы. У них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Работая по этой проблеме, я столкнулась с противоречиями:

- при технологии дифференцированного обучения требуется огромная подготовка дидактического разноуровневого раздаточного материала;

- материально- техническая база школы (один кабинет информатики на 11 рабочих мест);

При закреплении лексико-грамматического материала ученики лучше работают, если они работают индивидуально, а компьютер оценивает их. При организации работы в больших группах бывает сложно выслушать каждого ученика в течение 45 минут. Преодолевать эти трудности мне помогает внеурочная работа.

7.Адресные рекомендации по использованию опыта

Свой опыт я рекомендую учителю, желающему сделать процесс изучения английского языка увлекательным и развивающим, доступным обучаемым с разным уровнем подготовки.

Представление педагогического опыта на персональном сайте sc5sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10748/196042/

В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации.

Принимаю участие в семинарах и вебинарах. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы.


© 2010-2022