• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Доклад на педагогический совет Анализ успеваемости по иностранному языку обучающихся с ЗПР ГКОУ Азаровский детский дом - школа имени Попова В. Т

Доклад на педагогический совет Анализ успеваемости по иностранному языку обучающихся с ЗПР ГКОУ Азаровский детский дом - школа имени Попова В. Т

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способны ли дети с нарушениями в психическом развитии выучить иностранный язык? Несомненно, да, но только на уровне своего развития, с применением коррекционных методик. Речь идет об адаптивности и вариативности системы образования, то есть о специфических образовательных потребностях, которые четко прописаны в примерной адаптированной основной образовательной программе, в частности, начального общего образования для детей с ЗПР. Ключевыми из которых являются:

 увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет;

 наглядно-действенный характер содержания образования;

 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

А в пункте «Основное содержание учебных предметов», в частности, «Английский язык», центральным моментом является следующее требование:

В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит обучение чтению, в то время как в общеобразовательной школе обучение строится на устной основе. Это объясняется тем, что при изучении иностранного языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи. Затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, также трудностей во внеситуативном усвоении форм диалогической речи.

К наиболее часто встречающимся нарушениям относятся нарушения фонематического слуха и восприятия, произношения.

Готовность к обучению иностранному языку у детей с ЗПР несколько снижена, что обусловлено недостаточной дифференцированностью восприятия ,бедностью сферы образов- представлений, непрочностью связей между \вербальной и невербальной сферами, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи.

Следовательно, можно сделать вывод о необходимости изучения иностранного языка детьми с задержкой психического развития, которая обусловлена тем, что данный вид деятельности как нельзя лучше развивает память, речь, кругозор, восприятие и мышление. В данном случае приоритетным направлением обучения будут не знания, а развитие личности. При этом явно возрастает значимость учета возрастно-индивидуальных особенностей обучающихся . Овладение иностранным языком превращается не в цель, а в средство достижения лучшего общего развития .

И именно применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития Теоретическое обоснование технологии разноуровневого обучения базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. А, это, кстати, как было сказано выше, одна из ведущих специфических потребностей обучающихся с ЗПР, указанных в примерной адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР. (увеличение сроков освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования до 5 лет)

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации: именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Мотивация поэтому является «запуcкным механизмом». Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех.

И именно разноуровневое обучение «запускает» и одновременно «питает» мотивацию. Так как такие философские вопросы для ученика, как «если меня сравнивают все время с более сильными учениками, я никогда не получу хорошую отметку - зачем тогда стараться?» или же «если я могу, не прилагая особых усилий, получить свою отличную отметку, зачем мне стараться?» - сводятся на «нет». В этом и неизмеримое преимущество разноуровневого обучения. Ведущей целью построения урока иностранного языка с разноуровневой дифференциацией является создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность соответствующую его зоне ближайшего развития.

Теперь непосредственно рассмотрим саму технологию разноуровнего обучения в адаптированном виде для детей с задержкой психического развития: Учимся вместе - Learning Together. Преимущество данной разновидности разноуровнего метода в итеграции с методом проектом, что особенно важно для психического развития детей с ЗПР.

Класс разбивается на однородные (по уровню обучаемости) группы в 2-3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы

у каждого учащегося своя часть задания, свое подзадание. Далее каждая группа презентует свою подтему в виде проекта. Так как учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала занимаются в одной группе - они чувствуют себя более комфортно.

В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Основные принципы:

  • награды - всей команде

  • индивидуальный подход

  • равные возможности.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика.

Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

Анализ успеваемости по английскому языку обучающихся с ЗПР «Азаровский детский дом -школа имени Попова В.Т.»

Анализировать успеваемость учащихся мы будем по таким критериям, как уровень обучаемости, то есть индивидуально - психологические особенности: память, речь, мышление, восприятие, зона ближайшего развития; уровень мотивации (низкий, приближенный к нулю; достаточный/недостаточный для достижения максимально возможного результата).

Таким образом, учащихся каждого класса можно разделить на следующие группы: Группа А. Характеристика: мотивация сведена к нулю вследствие низкого уровня обучаемости. Ярко выражены слабость развития познавательных прцессов (память, мышление, речь), нарушение фонематического восприятия.

Группа В. Характеристика: уровень мотивации достаточный для достижения максимально возможного результата вопреки слабости развития познавательных процессов. Нарушение фонематического восприятия присутствует , но выражено не так ярко, как в группе А.

Группа С. Характеристика: уровень мотивации недостаточный для достижения максимально возможного результата при наличии приближенного интеллекта к интеллекту учащихся соответствующей возрастной категории без ЗПР.

Группа D. Характеристика. Нулевой уровень мотивации, не смотря на имеющийся потенциал в зоне ближайшего развития для достижения максимально возможного результата.

Группа F. Характеристика. Недостаточный уровень мотивации, не смотря на имеющийся потенциал в зоне ближайшего развития для достижения максимально возможного результата.

Распределение учащихся по группам

2 класс

Группа C: Устимец Никита

3 класс

Группа А: Новиков Игорь

4 класс

Группа D: Семенов Никита

Группа F: Савельев Даниил

5 класс

Группа А: Войнова Дарья

Группа В: Самбуров Дмитрий

Зайцев Ярослав

Группа D: Богомолов Никита

Группа F: Павлюк Валерия

Гордеев Александр

Андропов Павел

6 класс

Группа А: Гуреев Илья

Группа В: Малахова Виктория

Группа С:Дементьев Рустам

Группа F: Медведев Евгений

7 класс

Группа А: Антонов Никита

Группа С: Осина Марина

Группа D: Кожина Елена

Алдошина Дарья

Группа F: Дементьев Руслан

Степкин Валерий

8 класс

Группа А: Зубанова Серафима

Группа В: Каштанова Кристина

Группа D: Дергачева Юлия

Коновалов Егор

9 «А» класс

Группа А: Черевик Ольга

Белкина Дарья (изучает немецкий)

Наумов Дмитрий (изучает немецкий)

Группа С: Гасилин Данил

Группа D: Давыдов Сергей

Давыдова Анастасия

Группа F: Квасов Евгений

Попков Николай

9 «Б» класс

Группа А: Смирнов Кирилл (изучает немецкий язык)

Шуплецова Ирина

Группа С: Рябов Дмитрий

Степкин Денис

Группа D: Сенченков Валерий

Группа F: Павлюк Иван

Геворкян Люся

Швангирадзе Илья (изучает немецкий язык)

Таким образом у нас получилось 5 групп учащихся. И только одна из этого количества , это группа В, имеет право остаться в том виде, в каком она есть, так как ее характеристика полностью соответствует требованиям при делении на группы, которые необходимо соблюдать при внедрении разноуронего метода в классы ЗПР. Остальные же группы должны быть либо упразднены, либо преобразованы. Так , в частности, данной группы А не должно быть. Ее учащихся необходимо перевести в группу В путем повышения мотивации через создание ситуации успеха. Группу С необходимо преоброазовать в группу с достаточным уровнем мотивации для достижения максимально возможного результата через применение методики «Мозговая атака», которая оптимально «включает» интеллект учащихся данной группы, являющийся приближенным к интеллекту учащихся соответствующей возрастной категории без ЗПР.

Группы D и F, преобразовав, следует объединить в одну группу также посредством метода «Мозговой штурм», которая должна обладать следующей характеристикой: достаточный уровень мотивации для реализации имеющегося потенциал в зоне ближайшего развития для достижения максимально возможного результата. Таким образом, у нас должно получится 3 рабочие группы, каждая из которых нацелена на свой максимально возможный результат, благодаря применению разноуровнего метода, на основе повышения мотивации.

Заключение. Четко прослеживается взаимосвязь: разноуровневое обучение - повышение мотивации - максимально возможный положительный результат.

4


© 2010-2022