Сравнительная таблица преимуществ и недостатков различных методов обучения

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сравнительная таблица.

Преимущества и недостатки методов обучения


Преимущества активных методов обучения

Недостатки различных методов обучения

Активные формы работы и методы обучения способствуют:

- формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать свои мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

- формированию умения принимать и анализировать решения и решать проблемы;

- развитию представлений о нравственных идеалах и ценностях в жизни человека и общества;

Работы в парах- способствуют формированию коммуникативных, регулятивных и универсальных учебных действий.

Работы в группах - создают перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Проектирование- особый вид деятельности, в результате которого обучающиеся:

-учатся ставить задачи;

- учатся анализировать ситуацию;

- выделять проблему;

- формулировать ожидаемые результаты;

- находить оптимальный способ решения проблемы;

- составлять план действий;

- оценивать и анализировать свою работу;

- соотносить полученные результаты с ожидаемыми. - создают конечный продукт их собственного творчества;

Технологии сотрудничества - воспитывают и реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ученика. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, оценивают, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Драматизация - это форма организации учебной деятельности близкая к игре и обладающая большой привлекательностью для школьников младшего звена.

Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе - являются средством оптимизации процесса обучения.

Применение средств ИКТ позволяет:

-концентрировать внимание учащихся и активизировать их познавательную деятельность;

- дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.

- экономить время на уроке;

Внеурочные формы деятельности - имеют важное значение в формировании представлений о нравственных нормах, в нравственном воспитании ребёнка, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам.

Уроки-экскурсии - формируют понятия «содержание священных книг», «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мусульманской и христианской религий.

Задачи экскурсий:


  • Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.

  • Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: мечеть, церковь.

  • Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурно-художественным особенностям.

  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к материальны и духовным ценностям, священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

  • Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.

Кроме этого, на уроках можно проводить виртуальные экскурсии , знакомиться с различными направлениями религий (иудаизм, буддизм, католицизм, православие и т.д. ) и общими принципами вероисповедания.

Составление словаря-глоссария ( понятий и терминов) - способствует не только пониманию изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, а также, систематизации и усвоению учебного материала.

Работа с литературными произведениями -формирует личностные ценности обучающихся , закладываются основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства.

Систематическая работа с притчами поможет учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Технология портфолио - позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.

При лекционной подачи материала:

- учитель во время лекции может изменить последовательность раскрытия темы, изменить темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;

- учитель полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала;

Преимущества семинарских занятий:

- семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. (с этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу);

- семинар помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно литературы;

- семинары позволяют преподавателю установить связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.

Преимущества видео обучения:

- просмотр видео сюжета дает возможность наглядно и доступно изложить материал.

- с помощью видео возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;

- возможность организовать самообучение и повторение материала.

- любой ученик в удобное для него время может взять видеоматериал и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм следует предложенным инструкциям;

- видео материал возможно многократного использовать при групповых, парных и индивидуальных занятиях;

- обучение может использоваться в удобном темпе и месте, в удобное время;

- видео курс может использоваться на уроках неоднократно.

Изучение понятий, терминологии сложны и трудны для понимании учащихся младшего звена.

Недостатки лекционной подачи материала:

- высокие требования к мастерству учителя.

- низкая активность слушателей;

- невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала;

- невозможность учета недостатков в образовательном процессе обучающихся;

Недостатки семинаров:

- учитель должен быть опытным и довольно коммуникабельным человеком.

-семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;

Недостатки видео обучения:

- видео материалы не позволяют учитывать индивидуальные достижения обучающихся;

- любой просмотр видео материала оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать, поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы;

- при отсутствии учительского контроля, у обучающихся снижается и пропадает желание самостоятельно изучать материал.


1. Преимущества активных методов обучения.

Перед учителем курса ОРКСЭ возникают вопросы: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися? Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету?

Современный учебный процесс включает в себя множество методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса, мотивации у учеников, которые активизируют деятельность учащихся, заставляют их анализировать, мыслить.

Этому может способствовать применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения.

Они способствуют:

- формированию умения принимать решения и решать проблемы, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата;

- формированию коммуникативных умений и качеств в разных видах речевой деятельности, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

Активные формы работы и методы обучения, которые используются в учебном процессе:

  • Методы обучения:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий

  • Эвристические методы

  • Проектирование

  • Исследовательский метод

Активные формы учебной работы:

  • Интервью

  • Взаимные вопросы и задания для групп

  • Взаимо объяснение

  • Беседа эвристического характера

  • Драматизация (Театрализация)

  • Сквозные виды учебной деятельности:

  • Составление словаря-глоссария (терминов и понятий)

  • Составление галереи образов

  • Работа с притчами

На уроках ОРКСЭ уделяется много внимания изучению понятий, терминологии, но для учащихся 4 классов они сложны и трудны для понимании.

Для развития у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним используются различные формы и методы:

  • учебные и социальные проекты

  • дискуссии (дебаты, диспуты)

  • эвристические беседы

  • деловые и ролевые игры

  • практикумы

  • различные викторины

  • уроки-экскурсии

  • конкурсы

  • творческие мастерские

Обучающиеся приходят на урок из разных классов, поэтому педагогу следует сплотить их. С этой целью на уроках используется групповая работа. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, - создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

При групповой организации учебной деятельности младших школьников применяются игровые методики. На уроках используются такие формы и приемы работы как:

  • Взаимо объяснение

  • Беседа

  • Творческие мастерские

  • Взаимные вопросы и задания группам

  • Практические работы, деловые игры

  • Интервью

Технологии сотрудничества воспитывают и реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Большое внимание при изучении курса уделяется проектированию, особому виду деятельности, в результате которого обучающиеся:

- учатся ставить задачи;

- учатся анализировать ситуацию;

- выделять проблему;

- формулировать ожидаемые результаты;

- находить оптимальный способ решения проблемы;

- составлять план действий;

- оценивать и анализировать свою работу;

- создают конечный продукт их собственного творчества;

- соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В процессе изучения различных тем обучающимися индивидуально или в соавторстве создаются проекты.

Драматизация -это форма организации учебной деятельности близка к игре и обладает большой привлекательностью для младших школьников Драматизация включается в урок в качестве иллюстративного фрагмента притчи, рассказа или презентации.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся.

Информатизация является средством оптимизации процесса обучения. В настоящее время педагогами к каждому уроку подбираются мультимедийные презентации. Электронные образовательные ресурсы позволяют учащимся выполнять домашние задания более полноценно.

Для самостоятельной исследовательской деятельности используются задания типа:

-Найдите иллюстрации к материалу «Священные сооружения различных религий», «Священные книги религий мира», «Религия и искусство».

-Найдите пословицы и поговорки о добре и зле у разных народов мира, о милосердии, о семье, о дружбе и т.д.

Применение средств ИКТ позволяет:

- активизировать мотивацию и познавательную деятельность;

- дает возможность формировать коммуникативные и информационные компетенции у учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока

- экономить время на уроке

Во внеурочной деятельности используются фрагменты учебных программ; отрывки мультимедийных уроков на которых перед учащимися ставятся проблемные вопросы и предлагается найти правильное решение проблемы. Эти формы работы позволяют формировать моральные принципы общения.

Без поддержки со стороны семьи изучение предмета будет неполноценным и недостаточно эффективным, так как в нравственном воспитании ребёнка, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Поэтому необходимо активно привлекать родителей в учебный процесс. Приобщать родителей при подготовке домашних презентаций, приглашать на открытые мероприятия, проводить анкетирование, давать рекомендации.

Вместе с детьми родители могут познакомиться со священными сооружениями и их предназначением -посетить мечеть, церковь.

В плане работы модуля Основы исламской культуры содержатся темы на которых обучающиеся знакомятся с различными видами религий, их особенностями и общими принципами вероисповедания. В изучение этих тем включены уроки-экскурсии в мечеть, церковь. Целью экскурсий является формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мусульманской и христианской религий.

Задачи экскурсий:

  • Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий: мечеть, церковь.

  • Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

  • Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

  • Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.

  • Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • Воспитание толерантного отношения к представителям различных конфессий.

Кроме этого, на уроках можно проводить виртуальные экскурсии по синагоге, буддистской ступе, знакомиться с различными направлениями религий (иудаизм, буддизм, католицизм, православие и т.д. ) и общими принципами вероисповедания.

Большое внимание на уроках уделяется составлению словаря-глоссария( понятий и термино)в. Содержание словаря составляют понятия, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи.

Работая с литературными произведениями формируются личностные ценности обучающихся , закладываются основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства. Систематическая работа с притчами поможет учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Наиболее активными формами работы с притчей являются:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Притча без окончания - обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• Драматизация (Театрализация) притч;
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;

Обучающиеся на презентацию темы приносят свои творческие работы: экспонаты религиозных сооружений, символы религий, выпиленные из фанеры и т. д.

Составление выставок направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, на формирование культурной эрудиции учащихся.

Содержанием выставок становится самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

По ОРКСЭ установлена безотметочная, зачётная система оценивания в течение всего учебного года. Оценивание направлено на эффективное обучение обучающегося.

Положительно оценивается любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски, ведение тетради.

На уроках ОРКСЭ обучающиеся учатся осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления.

Используется технология портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика, что позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.

Использование активных форм и методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.

2. Преимущества и недостатки различных методов обучения.

Если учитель преподносит материал в виде лекции.

Преимущества лекционной подачи материала:

- учитель во время лекции может изменить последовательность раскрытия темы, изменить темп изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня квалификации;

-лектор полностью контролирует содержание и последовательность подачи материала

Недостатки лекционной подачи материала:

- высокие требования к мастерству учителя;

- невозможность получения обратной связи снижают эффективность усвоения учебного материала;

- невозможность учета недостатков в образовательном процессе обучающихся

-низкая активность слушателей;

Изучение или закрепление материала в виде семинара.

Преимущества семинарских занятий:

- семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания по пройденному ранее материалу;

- семинар помогает обучающимся лучше понять непонятый материал на лекции или при чтении дополнительной литературы;

- семинары позволяют преподавателю установить связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.

Недостатки семинаров:

- семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не больших группах по 8-25 человек;

- учитель должен быть опытным и коммуникабельным человеком.

На уроках возможно использование просмотров видео материалов.

Преимущества видео обучения:

- обучение может использоваться в удобном темпе и месте, в удобное время;

- видео курс может использоваться на уроках неоднократно.

- просмотр видео сюжета дает возможность наглядно и доступно изложить материал.

- с помощью видео возможно показать объекты и процессы в деталях и в движении;

- возможность организовать самообучение и повторение материала.

- любой ученик в удобное время может взять видеокурс и самостоятельно изучить тему, просматривая фильм следовать предложенным инструкциям;

- видео материал возможно многократного использовать при групповых и индивидуальных занятиях;

Недостатки видео обучения:

- любой просмотр видео материала оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать, поэтому необходимо использовать видео как один из приемов организации групповой работы;

- видеоматериалы не позволяют учитывать индивидуальные достижения обучающихся;

- при отсутствии преподавательского контроля, у обучающихся пропадает желание самостоятельно изучать материал.



© 2010-2022