Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания английского языка

  Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания английского языка.   Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. Предлагается структура уровневой дифференциации по обученности, критерии отбора учащихся в тот или иной уровень, критерии оце...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Разноуровневое обучение как важное средство повышения качества преподавания английского языка

Подготовила учитель английского языка первой квалификационной категории Мельникова Н.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

2014г.

Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

В чем сущность уровневого обучения? Слайд 3.

1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников - на повышенном уровне.

Слайд 4.5 Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

  • психолого-педагогическая диагностика учащегося;

  • сетевое планирование;

  • разноуровневый дидактический материал.

Сетевой план - это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т.д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

Разноуровневый дидактический материал - структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями, которые являются гарантами саморазвития личности.

Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:

1.Повышается активность;

2.Повышается работоспособность;

3.Повышается мотивация к изучению;

4.Улучшается качество знаний.

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.

Слайд 6. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют, как правило, три уровня:

  • 1 минимальный (государственный стандарт),

  • 2 базовый ,

  • 3 вариативный (творческий или усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).

Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

Слайд 7. Критерии отбора учащихся в тот или иной уровень:

  • результаты тестирования на знание базового материала;

  • желание самих учащихся;

  • рекомендации психолога.

Примерное разделение учащихся на три группы.

  • первую группу образовали ученики "тугодумы" с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.

  • Во вторую группу войдут дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.

  • В третью группу войдут дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций:

  • добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала ;

  • условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу;

  • главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;

  • возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням;

  • в случае затруднений каждый получает помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы; возможно освобождение от обязательного домашнего задания учащихся, овладевших в процессе классной работы уровнем не ниже базового;

  • при оперативной работе школьника на уроке возможно выполнение обязательной части домашнего задания за счет экономии времени на выполнение планируемой нормы;

Слайд 8-13. Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе урока.

Например, при проверке домашнего задания ученику общего уровня предложить решить задание с использованием тех правил, которыми он пользовался при выполнении домашней работы, для более способных - придумать задание, обратное данному. А с учениками, которые испытывают трудности в изучении английского языка, повторить все правила и прокомментировать решение домашнего упражнения. Здесь надо ещё учитывать то, что домашнее задание тоже даётся по группам. При этом преследуются различные цели. Для одних домашняя работа - это возможность повторить и закрепить знания и навыки, полученные на уроке, для других - попробовать применить их самостоятельно.

Слайды 14,15,16. При оценивании ЗУН обучающихся используются следующие отметки:

  • на уровне С и В - «2», «3», "4», «5»;

  • на уровне А - «2», «3, «4». На этом уровне обучающийся может получить «5», ответив на дополнительный вопрос и (или) выполнив дополнительное задание уровня В.

  • На уровне В и С в зависимости от объема правильно выполненного задания выставляются следующие отметки:

«5»- при условии правильного выполнения задания в объеме 86-100%;

«4» -70-85%;

«3» -51-69%;

«2» - менее 51%.

  • На уровне А в зависимости от объема правильно выполненного задания выставляются следующие отметки:

«5» - при условии правильного выполнения задания в объеме 86-100% и выполнения дополнительного задания уровня В;

«4» - 86-100%;

«3»-51-85%;

«2» -менее 51%.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы (группа "А")
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа "В")
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа " С")
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Выводы:

Ученик - главный работник на уроке, имеющий право выбора работать в удобном темпе, с определенным уровнем сложности. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности. Главный мотив деятельности - учебно-познавательный.

Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывает им необходимую помощь и поддержку.


© 2010-2022