Доклад на тему Методика работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Гимназия «БЭСТ»









Методика работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения английскому языку









Учитель:

Шуман У.П.











Петропавловск, 2015 год

"Дети - прирождённые художники, учёные, изобретатели -

видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый

день они заново придумывают свою жизнь. Они любят

экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего

мира с удивлением и восторгом". (П.Вайнцвайг)

Современное общество нуждается в самостоятельных, интеллектуально подкованных, творчески одарённых, конкурентоспособных профессионалах во всех сферах деятельности. В связи с этим в настоящее время образовательная система Республики Казахстан вступила на новый этап развития [1] - стабилизации и стратегического ориентирования. Для развития образования, науки и культуры предоставлено широкое пространство в области саморазвития и свободы. В послании г. Н.А. Назарбаева народу Казахстана чётко очерчено: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке - это активные, образованные и здоровые граждане» [2].

Успешная работа с одарёнными детьми поможет нашему государству сформировать интеллектуально-культурный слой нации, обеспечить стабильность, процветание, безопасность, её духовное возрождение, войти в число конкурентоспособных стран мира. В суверенном Казахстане, начиная с 90-х годов ХХ века, начала развиваться социально-педагогическая практика в отношении одарённых детей. Толчком к активизации этой деятельности послужило распоряжение Президента Республики Казахстан от 24 мая 1996 года № 3002 «О государственной поддержке и развитии школ для одарённых детей». В Казахстане с 1998 г. при Комитете образования успешно функционирует РНПЦ «Дарын» по работе с одарёнными детьми.

Благодаря эффективной и согласованной работе сотрудниками центра разработаны «Концепция выявления, поддержки и развития одарённых детей Республики Казахстан» [3], перспективная программа «Дарын», нормативно- правовые документы. Выпускаются журнал «Дарын» и различные методические пособия, монограммы, посвященные проблемам выявления и обучения одарённых детей. Центр курирует общеобразовательные и специализированные школы нашей страны и осуществляет региональную поддержку, организуя и проводя работу по выявлению, поддержке и обучению одарённых детей. Международное сотрудничество центра «Дарын» с различными ведущими организациями и учреждениями позволяет ежегодно планировать, организовывать и проводить конкурсы, олимпиады, конференции, семинары для одарённых учащихся, учителей и психологов нашего государства.

Какие они - одарённые дети?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми - использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

Предметные недели.

Форма организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала одарённых учащихся - предметные недели.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.

Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Система работы

При выборе форм и методов работы с одарёнными детьми необходимо руководствоваться несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога;

В работе с одарёнными учащимися важно обращать внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них - одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.

Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача - формировать у ребёнка высокую мотивацию.





























Библиография

1) Научно-педагогическое сообщество преобразования и реформы: Обновленной стране - качественное образование // Наука и высшая школа Казахстана. - 2004. - № 20. - С. 2.

2) Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана // [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: akorda.kz/ru. Астана, 17 января 2014 г.

3) Концепция выявления, поддежки и развития одаренных детей в Республике Казахстан // Информ.-метод.сб.РНПЦ "Дарын". Астана, - 1999. - № 3. - С. 3-24.



© 2010-2022