Как применение модуля обучения критическому мышлению помогает развивать устную речь учащихся на английском языке?

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как применение модуля обучения критическому мышлению помогает развивать устную речь

учащихся на английском языке?

Доклад подготовлен учителем английского языка

Есеркеновой Сауле Тлеккабыловны

Учитель - это человек, который учится сам и учит других всю жизнь. Со слов Али Апшерон: "Педагоги не могут успешно кого -то учить, если в это же время усердно не учатся сами."

С 10 октября по 27 декабря 2012г я проходила курсы повышения квалификации учителей по программе второго (базового) уровня в городе Алма-Ате.

Пройдя курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго(среднего )уровня обучения, а также ознакомившись и изучив основные идеи содержания Программы курсов а именно с семью модулями преподавания и обучения мои знания намного расширились, очень много полезного я получила для себя. Особый интерес вызвал у меня модуль обучения критическому мышлению.

Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других. (Руководство для учителя стр.165).

Внимательно изучив "Руководство для учителя" о модуле обучения критическому мышлению я пришла к убеждению, что именно этот модуль поможет мне решить одну из главных проблем связанных с обучением английского языка: научить детей говорить на английском языке.

Знание английского языка сегодня-одно из главных условий перспективного и образованного человека. Сегодня востребован не только высококвалифицированный специалист, но и специалист, владеющий английским языком.

Я часто задумывалась над вопросами: Почему мои ученики не могут общаться на английском языке по пройденным темам?Каким образом развить речь учеников на уроке английского языка? Какие современные технологии позволят мне наиболее эффективно построить урок английского языка?

Безусловно, ученики испытывают затруднения на уроках из-за языкового барьера. Они боятся говорить на уроках, испытывают дискомфорт из-за того, что не могут в полной мере выразить свои мысли. У большиства учеников очень бедный словарный запас лексики. Учащиеся не всегда умеют самостоятельно работать с текстами, находить и систематизировать информацию.

Следуя Содержанию Программы курсов повышения квалификации мы учителя должны выпустить такого выпускника ХХI века, который будет применять имеющиеся знания, а не формально обладать ими.( ссылка на "Руководство учителя" стр148)

То есть ученик ХХI должен уметь : самостоятельно приобретать знания, применять их на практике, работать с различной информацией, анализировать, обощать, аргументировать,

искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Таким образом сегодня наш выпускник должен уметь общаться на английском языке , уметь самостоятельно добывать и применять знания в жизни.

Как было упомянуто выше меня заинтересовал модуль "Обучение критическому мышлению".До курсов я знала и старалась применять некоторые приемы технологии критического мышления.Но я не применяла их целенаправленно , а лишь время от времени. Но именно после прохождения курсов повышения квалификации, где я ознакомилась с новыми подходами в преподавании и обучении , я решила строить свои уроки, применяя модуль "Обучения критическому мышлению".

Применяя новые подходы в образовании я отметила, что эта методика очень положительно влияет на мотивацию учеников как сильных, так и слабоуспевающих. Дети, как подсохшие цветочки, стали расцветать с каждым уроком. И замечая эти маленькие изменения, я тоже стала увереннее вместе с ними. Я полностью поменяла свое мировоззрение при использовании методов и приемов обучения, выявила для себя много нового и интересного именно с позиции консультанта, а не учителя на уроке. Познакомившись с новой методикой преподавания, а именно с семью модулями обучения Программы, предлагаемой Кембриджским Университетом, я пришла к выводу, что нужно обращать больше внимания не на сам урок и тематику, а конкретно на то, как подать данный материал обучающимся, чтобы их заинтересовать.

Хотелось бы на конкретном классе и на серии последовательных уроков показать насколько эфективно использование модуля обучение критическому мышлению для развития речи учащихся на английском языке.

Так ,

-я разработала и провела серию последовательных уроков в 8"б" классе по теме "Путешествие", где определила темы, цели и ожидаемые результаты.

- провела серию последовательных уроков по теме "Путешествие" с использованием модулей "Обучение критическому мышлению" и "Новые подходы в образовании"

- провела наблюдение на этих уроках за участниками исследования, выбрав трех учащихся с разным уровнем подготовки

Я была уверена, что использование модуля обучения критическому мышления будет способствовать расширению знаний лексики английского языка и развитию речи. Работа в группах создаст благоприятный психологическии климат в классе. На уроке учащиеся будут чувствовать себя комфортно и свободно, что также положительно повлияет на общение детей на английском языке .

Главный акцент был направлен на применение приемов критического мышления на уроках. Я тщательно готовилась к этим урокам и была уверена : эти уроки принесут мне результат - мои дети заговорят, то есть смогут свободно говорить и выражать свое мнение хотя бы в четырех- пяти полных предложениях, рассуждать на английском языке по этой теме. До уроков была проведена следующая работа: разделила каждый урок по трем этапам: вызов, осмысление, рефлексия, продумала какие приемы я буду применять на том или ином этапе, задания и карточки, а также приготовила постеры, стикеры и маркеры.

Мною было проведено интервьюирование ребят по вопросам:

- Испытываете ли вы трудности при пересказе текста на английском языке? Если да, то какие или почему, как вы думаете?

Далее даны фрагменты из интервью с наблюдаемыми детьми.

Нурай: - Чаще всего, я не испытываю трудностей при пересказе текста,я быстро запоминаю и мне поэтому не очень сложно.Но все равно, я думаю, что объем моей лексики невелик - иногда мне хочется высказать свое мнение , а слов как бы не хватает.

Айнур: - Когда нужно пересказать текст, я буквально учу его наизусть. Пересказывать своими слова не получается.

Аян: - Я вообще не умею пересказывать. Ничего не могу запомнить.

Итак перед собой я поставила цель: через приемы критического мышления побудить и развить устную речь учащихся.

На уроках я применяла такие приемы как : "Мозговая атака", "Ассоциация", "Кластер", "Тонкие и толстые вопросы", "Разорванные логические цепочки". Задания заставляли мыслить учеников, обсуждать- то есть говорить. Ученики работая в малых группах, делились своими мнениями.Все эти приемы способствовали пополнению и расширению словарного запаса учащихся и развитию речи.

При проведении урока для учащихся 8"б" классе по теме "Виды путешествия" я разделила класс на три группы по трем видам путешествия на транспорте :путешествие на машине, на поезде и на самолете. Ученикам было дано задание: прочитать текст, а затем опираясь на текст и используя прием "Кластер" нарисовать постер и доказать почему тот или иной вид транспорта самый лучший.Наблюдая за работой Нурай и Айнур я отметила, что девочки внимательно прочитав текст, стали бурно обсуждать внутри группы, а затем все ребята начали рисовать постер. Закончив работу над постером, каждая из них, так как они находились в разных группах уверенно защищала его. На втором уроке "Путешествие это здорово!" в начале урока на стадии вызова я показала небольшой видеоролик о своем путешествии в Алма-аты. Фильм вызвал интерес у ребят ,как я заметила, а затем в дальнейшем выяснилось по ходу обсуждения темы, что Аян совершил путешествие в Турцию в 2010 вместе с мамой. Причем вся эта информация была получена в ходе беседы, где задавались "тонкие вопросы и толстые вопросы". То есть даже слабоуспевающие ученики старались понимать и отвечать на заданные вопросы так как им было это интересно . Также примененный мною на уроке прием "Ассоциация" значительно расширил словарный запас учащихся. Как применение модуля обучения критическому мышлению помогает развивать устную речь учащихся на английском языке?Как применение модуля обучения критическому мышлению помогает развивать устную речь учащихся на английском языке?Как применение модуля обучения критическому мышлению помогает развивать устную речь учащихся на английском языке?

На стадии осмысления я предложила ребятам следующую ситуацию:

- Ребята, вы с родителями собираетесь ехать на море отдыхать. В какой последовательности вы будете собираться? То есть, что по-вашему вы должны сделать в первую очередь и так далее.

Задача для ребят заключалась в следующем: расположить действия в правильном порядке. То есть я использовала в данном случае прием "Разорванные логические цепочки". Это задание также вызвало обсуждение, ребята высказывали различные мнения. На этом уроке ребята также, используя прием "Кластера" нарисовали постер на тему "Почему люди путешествуют" и защищали его.

В конце урока на стадии рефлексии я использовала прием "" к слову путешествие. Ребята с удовольствием составляли пятистишье и даже Аян при помощи своих одноклассников справился с Синквейна этим заданием.

Я также дала задание ученикам написать эссе о своем путешествии. Прочитав эссе Нурай я увидела заметный результат: значительно расширился словарный запас, более грамотно и полно стала выражать свои мысли на письме.Как применение модуля обучения критическому мышлению помогает развивать устную речь учащихся на английском языке?

Айнур также порадовала меня своим рассказом о поездке в Алма-Аты.Рассказ получился содержательный и интересный. Конечно были допущены ошибки по грамматике, но это было не важно на данный момент.Итак смогла ли я добиться своей цели?-Да.

Наблюдая за своими учениками на уроках, я вижу насколько ученики изменились: стали активны, и с каким удовольствием они выполняют задания на уроке и как комфортно себя чувствовуют даже ученики с низкой успеваемостью в классе. А самое главное стала замечать интерес к изучению английского языка. Детям нравится говорить фразы и предложения, составленные ими самими. Пусть они и маленькие фразы, главное, что они составлены учениками. Это является важным этапом в обучении учащихся критически размышлять. Работа в группе также развивает у учащихся развитие речи, что немаловажную роль играет данный модуль. С помощью диалога на уроках учащиеся в групповой работе узнают то, что не мог донести до них учитель .

Наблюдая этот процесс работы в своем классе, отметила следующее: с помощью диалога ученики становятся ближе друг к другу, стараются выслушивать мнение других участников группы, пытаются грамотно донести свои мысли, понимают, что функция каждого ученика очень важна В моем понимании, если ученик овладел критическим мышлением, то в совокупности с другими модулями, он может разносторонне развиваться.

Данный модуль «Обучение критическому мышлению» помогает прежде ученику уметь критически мыслить, умение работать в группе, повышает интерес к изучению материала.

Я вела наблюдение за учениками Нурай, Айнурой и Аяном. Я заметила их возрастающий интерес к моему уроку, что по проблемным вопросам они стали мыслить глубже. А главное Аян перестал быть равнодушным к уроку и появилось желание к изучению английского языка.Он самостоятельно стал справляться с заданиями по карточке. Благодаря таким приемам критического мышления как "Кластер","Ассоциация", "Синквейн" пополнился также их словарный запас.

Ответы учеников об уроках с новыми подходами и с применениями модуля критического мышления.

Нурай: - Мне уроки очень понравились. Понравилось то, что мы сидим и работаем в группах. Понравилось рисовать и защищать постер. Я чувствую, что речь моя стала более свободной и лучше.

Айнур: - Мне нравится английкий язык . Я хочу научиться на нем общаться. Стало интереснее и хочется все время говорить. Тот страх, который я испытывала раньше, боясь говорить и делать ошибки прошел.Мне нравится, что мы сейчас сидим по другому и работаем в группе.

Аян: - Да, я раньше не испытывал желания учить английский язык. Но сейчас находясь в группе я стал немного отвечать. Мои одноклассники помогают мне, потому что вы постоянно на уроке говорите о том, что мы друг другу должны помогать и учиться вместе. Мне понравилось рисовать постеры- это необычно и интересно.

Уроки с применением стратегий критического мышления требуют значительной подготовки ,времени и материала ( постера, стикеры, маркеры) но это дает в результате значительный прогресс: ученики в большинстве все включены в образовательный процесс и проявляют огромный интерес, показывают хорошие знания, сотрудничество и взаомоподдержку. Как применение модуля обучения критическому мышлению помогает развивать устную речь учащихся на английском языке?

В 9 классе при прохождении темы "Здоровья" я также использовала модудь обучения критическому мышлению. Так, например на этапе закрепления по теме "A visit to the doctor" использовала прием «корзина идей» на вопрос ,что необходимо выполнять, чтобы быть здоровыми ученики с интересом предлагали свои идеи. На вопросы как вы понимаете пословицы "Health is above wealth" и "An apple a day keeps a doctor away" ученики с интересом рисовали и защищали свои идеи, изображенные на постере.

На одном из заключительных уроков я применила прием также из модуля критического мышления "ролевая игра". Ученики с удовольствием и уверенностью инсценировали сценку "У врача" , проговаривая диалог.

Таким образом,полученные результаты показали эффективность использования модуля критического мышления для развития речи.

Во- первых в корне меняется характер уроков, построенный с использованием модуля критического мышления. Я убедилась на своих уроках какая положительная атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества процветает на них. В такой обстановке ученик спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки становятся более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием и активно на них работают.

Технология критического мышления предлагает значительное количество конкретных методических приемов таких как стратегия "шести шляп", "бортовой журнал", "фишбоун" и другие, которые успешно могут быть использованы на уроках английского языка с целью решения актуальных образовательных задач.

Как сказал Джон Дьюи :"Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению". Так у меня произошло на уроке "Путешествие это здорово!" когда я прочитав изречение "The World is the great book of which who never stir home read only one page " или " Окружающий нас мир- это великая книга и тот кто ни разу не покинул своего дома для познания его прочитал лишь одну страницу" дала им задание обсудить и ответить на вопрос : согласны ли вы с автором и почему. И не только это задание наталкивало на размышление, но и остальные задания например при написании ассоциаций к слову "путешествие".

Главная цель модуля критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика позволяющего ему учиться самостоятельно. То есть как гласит китайская пословица: "Учитель только открывает дверь, а ученик должен зайти сам ".

На уроках я стараюсь следовать этому принципу.

Итак оценивая результаты своей работы, что нового я открыла для себя?

Я обогатила свои знания о критическом мышлении новыми приемами такими как "Шесть шляп", "Фишбоун" ( их просто невозможно все назвать) таксономия Блума. Я на практике убеждаюсь насколько положительный результат они дают при умелом их применении.

Проблемы с которыми я стокнулась :

- подготовка к уроку требует много времени и обилия информации. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов.

- реализовать полностью урок в данном модуле в рамках одного урока сложно

- не все дети способны работать с большим объёмом информации - объем знания лексики не у всех одинаков, не все синхронно могут работать.

-групповая работа на уроках английского языка требует предварительной практики речевых навыков, лексики и тренировки грамматических структур, для того чтобы затем учащиеся смогли бы в группах о чем-то говорить и рассуждать

- затруднения в выставлении оценок, например, когда работают в группе.

Для преодоления перечисленных барьеров я считаю необходимы время и навык .Анализируя свою работу и подходя к заключению, я хотела бы сказать: используя модуль обучения критическому мышлению, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

В данное время у меня имеется пусть небольшой, но ценный опыт применения некоторых стратегий критического мышления.

И хотелось бы завершить свой доклад словами великого Абая: Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания.












© 2010-2022