Профильное обучение, как условие повышения качества знаний на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профильное обучение, как условие повышения качества знаний на уроках английского языка.



В «Концепции профильного обучения» обозначено: «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

1) обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

2) создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями, построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

3) способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

4) расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. («Концепция профильного обучения»)

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования». Перед учебными заведениями ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда».

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Профильная ориентация - это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Реальность и значимость наступающих изменений будет довольно быстро осознаваться школьниками и их родителями. Во многом от правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение. Необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения учащимся первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы.

Как показывает многолетний опыт, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся одиннадцатого класса. Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять средства профильной ориентации.

В настоящее время многие учебные заведения сталкивают с возрастающей потребностью школьников и их родителей в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, дающая возможность противостоять конкуренции на рынке труда.

Если в предыдущие десятилетия круг людей в стране, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Политические, коммуникационные, технологические преобразования вовлекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранного языка. Приоритетную значимость приобрело изучению языку как средству общения и приобщения к духовному наследию стран и народов. Стал особенно актуальным интегративный подход к обучению родному и иностранным языкам в школе. Особенно в области развития культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая, социокультурная и некоторые другие).

Решение таких серьезных образовательных проблем, скорее возможно на основной и старшей ступенях обучения. Основной стратегией обучения выступает личностно - ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это достигается за счет дифференциации и индивидуализации обучения, введения новых обучающих технологий, курсов.

Одним из важных аспектов профильного обучения является контроль уровня обученности обучающихся.

Контроль уровня обученности как оценка качества преподавания английского языка в профильном классе.

В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на старшей ступени полной средней школы вводится двухуровневая подготовка школьников, в том числе и по иностранному языку: общеобразовательная и профильная. Профильное обучение не может быть приравнено к профильному обучению в школах с углубленным изучением иностранного языка, в которых дети ориентированы на языковой профиль с самого начала изучения языка и соответствующим образом мотивированы.

Общеизвестно, что старшая ступень полной средней школы крайне неоднородна по составу учащихся. У одних уже достаточно развита профессиональная ориентация, другие ещё не очень уверены, сомневаются, третьи совсем не знают, на чём остановить свой выбор. Здесь же, особую проблему составляет отношение учащихся к иностранному языку. Его востребованность в современном мире сейчас очевидна для всех. Однако часто имеется большой разброс в уровне владения языком. Одним ученикам он дается достаточно легко, и они убеждены в необходимости совершенствоваться во владении иностранным языком, хотя предметом их профессионального выбора может быть совсем другая область знания. Другие, наоборот, проявляют к иностранному языку профессиональный интерес и хотели бы в будущем заниматься преподавательской, переводческой или исследовательской деятельностью в области лингвистики, филологии. Некоторым язык дается трудно, они значительно отстают по уровню обученности, утратили мотивацию к его изучению, хотя, возможно, и хотели бы владеть им на элементарном, коммуникативном уровне. Только на основе дифференцированного подхода к учащимся, на основе индивидуализации обучения, можно учесть возможности и потребности всех школьников.

При обучении иностранным языкам иноязычная коммуникативная деятельность выступает не только как средство, но и как цель обучения. Отобранный языковой минимум (лексический, грамматический) коммуникативно достаточен, чтобы обеспечить функциональную грамотность во владении языком и достижении планируемого порогового уровня обученности.

Неупорядоченность теории и практики контроля, элемент стихийности в его реализации обуславливает необходимость более пристального внимания к проблеме мониторинга на уроках английского языка в рамках базового уровня образования. Необходимо отметить, что к контролю нужно подходить как измерению достижений, а не как к подсчету ошибок. Контроль оценивания результатов учебной деятельности учащихся выступает не как средство принуждения, не как репрессивная мера, не как источник возникновения противоборства между учителем и учеником, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости учебного труда. Из данного положения вытекают не менее важные положение, а именно необходимость установления объекта для мониторинга и показателей, характеризующих достижения учащихся в изучении иностранного языка. Согласно диагностической функции мониторинга, необходимо своевременно обнаружить успешно или неуспешность учения и в зависимости обнаруженных результатов строить дальнейшею обучающую деятельность. Содержание и приемы контроля должны носить обучающий характер, любое контролирующее задание упражняет учащихся выполнении определенных учебных действий, тем самым способствующих более прочному овладению этих действий.

Мониторинг на уроках английского языка осуществляется в четырех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо). Контролируя каждый вид деятельности, учащиеся получают задания, цель которых, выявить уровень усвоения материала. Как правило, такая работа проводится после изучения определенной устной темы, грамматического, лексического материала. Анализ выполненных работ проводится совместно с учащимися. Результаты заносятся поименно в сводную таблицу « Наши достижения». Тем самым, можно видеть результат как в целом, так и в отдельном виде деятельности по каждому ученику. Данные позволяют выявить повышение или снижение качества знаний, определить цели и задачи на дальнейшую работу не только с группой в целом, но и индивидуально. Рассмотрим примеры мониторинга каждого вида речевой деятельности и сводную таблицу результатов.

Проводя мониторинг по чтению, контролируются такие речевые умения, как:

  • - умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

  • - умение найти в тексте необходимую информацию;

  • - умение точно понять сообщаемую в тексте информацию.

  • Исходя из этого, задания могут содержать предтекстовые или послетекстовые вопросы по содержанию текста; текст может быть разбит на части, которые необходимо объединить в связной текст; из представленных заголовков выбрать тот, который соответствует прочитанному; после прочтения текста, дается тест по содержанию и другие.

При аудировании контролируются умения:

  • - умение понять общее содержание аудиотекста;

  • - умение понять основное содержание (главную мысль) аудиотекста;

  • - ответить на вопросы по содержанию.

Письмо:

  • - умение заполнить анкету, бланк;

  • - умение написать короткое сообщение, письмо;

  • - а также, дать ответы на вопросы, соблюдая грамматические правила, сделать перевод с русского на английский.

Говорение:

  • - умение вести беседу на темы, связанные с повседневной жизнью;

  • - вести диалог.

  • Мониторинг позволяет не только учителю, но и ученикам, видеть достижения и то, над чем необходимо поработать.

Как было сказано выше, контроль выступает не как средство принуждения, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости. Согласно этому утверждению, хотелось бы остановиться на том, как именно влияет на учащихся наглядное представление их достижений (таблица), на что нацеливают эти данные, как учителя, так и учащихся.

  • Во- первых, сводная таблица знакомит ученика не только со своими результатами, достижениями, неудачами, но также, и с результатами работы одноклассников. Как известно, каждому из нас хочется быть первым, и детям тоже. Поэтому, анализируя результаты, учащийся задумывается о том, почему у меня результат ниже. Тем самым данная таблица является мотивацией к лучшему учению.

  • Во-вторых, наглядность результатов мониторинга в течение определённого промежутка времени, позволяет сделать вывод о том, над чем необходимо работать больше в конкретном виде деятельности на определённом этапе, кому необходим индивидуальный подход.

  • В-третьих, сравнивая сводные таблицы по всем видам речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение), становится возможным увидеть и понять, какой вид деятельности для ученика успешнее, на какой необходимо обратить внимание и заняться усерднее.

  • В-четвёртых, проводя анализ работ вместе с классом, планируются варианты заданий, исходя из результатов мониторинга.

Таким образом, с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения по иностранному языку происходит множество положительных перемен. Будут реализованы личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы в языковом образовании, появится возможность реализовать интегративную цель обучения иностранным языкам: достижение иноязычной, коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих, а также воспитание и развитие средствами учебного предмета

Из всего сказанного вытекает, что переход на профильное обучение в старшей школе явится серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования, для каждого образовательного учреждения.




© 2010-2022