Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

С моей точки зрения, значимым является то, что метод дает возможность каждому педагогу проявить свои творческие возможности, создать свои авторские педагогические приемы. В учебном процессе для развития начал творческого мышления следует создавать ситуации: неожиданности, конфликта, предложения, опровержения, несоответствия, неопределенности.  Почему шляпы? Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Если наше дело - в шляпе,

Если наше тело - в шляпе,

Если даже мысли - в шляпе,

Значит, в шляпе-то - вся суть!

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка



В основу концепции данного метода Э. Де Боно положил представление о наличие у человека двух типов мышления: «реактивного» и «взвешенного».

Существует тип мышления, который присущ каждому человеку изначально, как дыхание. Пользуясь этим типом мышления, человек отвечает на телефонные звонки, переходит дорогу, занимается выполнением множества повседневных задач. Многое мы выполняем бессознательно, автоматически. Действительно, какая разница, с какой ноги начать движение во время прогулки, в какой руке нести сумку с продуктами, в какую сторону посмотреть перед тем, как переходить через дорогу? Чтобы справляться с такого рода проблемами, достаточно обладать типом мышления, которое проявляет себя автоматически, как закономерная ответная реакция на внешние обстоятельства. Наличие такого «реактивного» мышления дает нам возможность заниматься подавляющим большинством повседневных дел.

Но есть и другой тип мышления, который отличается большей усложненностью и который используется нами не так часто, но непременно сознательно и только в те моменты, когда это становится необходимым. Это - «взвешенное» мышление, то есть такой подход к делу, который основывается на осознанном, волевом регулировании потока мыслей в нужном направлении - на решение тех или иных непростых задач.

Реактивный тип мышления прекрасно подходит для реагирования на то, что с нами в данный момент происходит и совсем не обязателен для долговременного планирования (например, своих действий в ситуациях карьерного роста, своего времени, своих финансовых затрат и т.д.). Взвешенный тип мышления требует определенной концентрации внимания, определенного сознательного настроя. Он позволяет производить достаточно сложные мыслительные операции, рассчитывать, как свойственно хорошему шахматисту, свои действия на несколько шагов вперед, используя при этом накопленные знания, навыки, жизненный опыт. Качество мышления как раз и определяется способностью «взвешенно» мыслить.

Почему шляпы? Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами - цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Вот краткое описание каждого из режимов:

Белая шляпа

Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист.

Красная шляпа

Красный цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа

Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет Преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

Черная шляпа

Черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа

Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпа

Синий цвет - это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

ПРОБЛЕМА

В связи со всем возникает несколько вопросов:

· Стоит ли мышление «разделять на режимы» в образовательном процессе?

· Способствует ли такое разделение более эффективной реализации процессов формирования и развития психосоциальных, интеллектуальных качеств ребенка?

ГИПОТЕЗА

Сам автор метода Эдвард Де Боно выделяет следующие «плюсы» в пользу использования метода:

Во- первых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку сосредоточиться на выполнении определенных мыслительных операций.

Во- вторых, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержаться в его собственной идее, или, под полями желтой шляпы подумать о плюсах, которые, с той же очевидностью, содержаться в идеях других людей.

В- третьих, самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести шляп мышления устанавливаются определенные правила «игры в человека, думающего именно так», что принципиально отличается от всем известной практики «ведения боя без правил».

С моей точки зрения, значимым является то, что метод дает возможность каждому педагогу проявить свои творческие возможности, создать свои авторские педагогические приемы.

В учебном процессе для развития начал творческого мышления следует создавать ситуации: неожиданности, конфликта, предложения, опровержения, несоответствия, неопределенности.

Однако при создании таких ситуаций в классно-урочной деятельности, у большинства учащихся возникают затруднения, вплоть до отказа работать. Особенно это характерно при введении ситуаций неопределенности. Из опыта работы, более половины учащихся, оказавшиеся в ситуации неопределенности, испытывают дискомфорт и выглядят раздраженными, недовольными. Особенно такая реакция характерна для учащихся старших классах , меньше - для учащихся старшей группы среднего звена , еще меньше - для учащихся 5 - 6 классов. По результатам анкетирования, основной причиной своего недовольства дети указывают: «Непонятно, что делать дальше». У них возникает чувство неадекватности: «Я не знаю, как об этом думать».

Введение метода

В начале урока по типу семинара-практикума дается проблема, предназначенная для коллективной работы всего класса. Например, на уроке английского языка в 7 классе перед учащимися ставится задача высказаться на тему «Школа». Данное задание можно выполнять индивидуально и в группах с использованием метода « Шесть шляп». Каждая группа должна проанализировать предложенный план с позиции способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы.
Белая шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив только факты, цифры, без аргументации.
Красная шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных.
Черная шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше негативных черт.
Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. (подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше позитивных черт)
Зеленая шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше будущих инноваций.

Синяя шляпа - Подготовьте 1-минутный рассказ о своей школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами.

Task : Describe your school

HELP! Useful Vocabulary:
1. Building/ classrooms (+) brightly painted/ decorated, spacious comfortable, contemporary, enormous, cosy, impressive, attractive, elegant, magnificent, stylish, welcoming place, well-organized, (-) depressing, gloomy, noisy, old-fashioned, tasteless, cramped, uncomfortable
2. Students and teachers: (+) friendly, funny, helpful, confident, highly-gifted ,bright, classy, fashionable, good-looking, graceful, impressive, relaxed, smart, stylish, trendy, motivating, well-organized, qualified, experienced, popular with…., (-) boring, noisy, disorganized, strict, irritable, lose one's temper, bullies, hit and kick, victims of theft , to play truant
3. Lessons and activities (+)interesting, motivating, well-organized, hard-working atmosphere, stimulating, friendly atmosphere, to experience joy /happiness / excitement, to use different methods and activities , to employ modern teaching techniques and aids (-)long, boring, noisy, disorganized , to Solving problems Carrying out experiments doodle on the desk. Holding Developing a habit for…….. Getting acquainted with somebody Participating in all kinds of discussions and conversations Holding / Going on educational excursions and trips activities taking part in
4. Changes and innovations • school and behavior problems (negative influence of school environment/ bullies/ theft....... • the teachers wouldn't force their ideas on the pupils • wearing a uniform would not be compulsory • to be able to choose subjects and teachers / a student council makes the rules..... • a lot of........and less......... • the atmosphere would be more relaxed.

Прекрасная «вводная» для группы дана самим Э. де Боно: «Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет одежды нельзя надеть или снять так быстро и легко. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь надевать и снимать различные цветные шляпы с такой же легкостью. Кроме того, шляпы указывают на роль. Итак, надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает. Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их». Пока же мы будем работать так, что распределим шляпы по группам.

На каждую группу было выдано изображение шляпы соответствующего цвета и даны инструкции-описания режимов мышления, которые представляет каждая шляпа. После этого каждой группе было предложено высказаться по поводу полученного классом задания, исходя из «роли своей шляпы». Не все прошло гладко, т.к. многие учащиеся оказались склонны высказываться «из разных шляп». Мы решили не препятствовать этому, дав возможность высказаться всем, кто хотел, но, разделив высказывания по времени с помощью «хозяев шляп», которых попросили следить, чтобы другие участники не переходили сразу из одной «роли» в другую. При переходе участников останавливали и просили подождать, когда дойдет очередь до следующего цвета. Это дисциплинировало их и не допускало спонтанной смены одного режима мышления другим при выступлении одного человека.

Первыми были готовы высказаться «красные» (эмоции, интуиция, чувства и предчувствия). Эмоции были высказаны, чем нейтрализовалась негативная реакция на трудную задачу - высказаться….. Затем слово взяли «зеленые», предположив, что решение проблемного вопроса все-таки должно быть связано с инновациями. «Белые», опираясь на информацию, имеющуюся в задании и сравнивая ее с информацией изучаемой темы, нашли идею. «Желтые» подключились позже, обосновав, почему стоит вообще высказываться по этой проблеме, «Зеленые» продолжили выдвигать идеи, к ним присоединилось несколько учащихся из других групп со своими идеями. Высказанные идеи было предложено покритиковать «черным». «Синие» (организация мышления: чего мы достигли) высказались по своим наблюдениям за общей работой каждой группы и представили хороший рассказ о школе, включив как можно больше интересных идей, представленных другими группами. Дальнейшая дискуссия перемешала все группы, т.к. многие учащиеся предпочитали самостоятельно «менять шляпы». Учителю осталось только предложить порядок выступлений. Тему обсудили, взвешены плюсы и минусы.

При проведении рефлексии в конце урока, мы получили множество положительных откликов, среди которых были и важные замечания. Например, некоторые учащиеся сочли ненужным распределение «шляп по группам».

Типы использования шляп.

Э. де Боно показывает 4 основных способа использования шляп: Надеть шляпу, Снять шляпу, Сменить шляпу, Обозначить свое мышление (распознать шляпу). Все эти способы дети стали использовать при решении проблемных вопросов и задач, некоторые отмечали, что нечто подобное они делали раньше интуитивно. Нужно отметить, что из всех приведенных выше способов использования наибольшие затруднения вызывало распознавание собственной «шляпы», своего текущего режима мышления

В групповой работе к обозначенным способам добавляются следующие: использование шляп для организации межгрупповой работы (как в приведенном выше примере), использование шляп для работы в группе (распределение ролей - режимов мышления между участниками внутри группы или планирование мыслительного процесса группы в целом) и использование шляп при индивидуальной работе.

Во время внутригрупповой работы способ использования метода шести шляп зависел во многом от настроения учащихся. Если кто-то выказывал нежелание работать, ему предлагали выбрать шляпу первому, после чего ему просто было некуда отступать. Часто такие ученики выбирали черную шляпу, и роль критика им удавалась блестяще. При высокой активности всех членов группы обычно выбиралась последовательность шляп, «надеваемая» всей группой, в ходе чего все могли высказываться, исходя из одних и тех же режимов мышления.

Но впоследствии в групповой работе этот метод применялся все реже из-за несколько больших временных затрат. Чаще стал использоваться метод «распределения шляп» между участниками. Однако это очень быстро привело к закреплению ролей, «шляпы приклеились» и появились «записные критики в черных шляпах», «мечтатели в зеленых» и т.д. Конечно, это произошло в результате естественных склонностей детей, но могло мешать их дальнейшему развитию. Э. де Боно отмечает, что каждый мыслитель должен научиться с легкостью менять шляпы. Чтобы добиться этого, мы стали использовать не только групповые, но и индивидуальные способы работы, и общую работу с классом, в ходе которой сразу всем учащимся предлагалось высказаться в определенном режиме мышления.

Таким образом, выявилась еще одна важная роль учителя: удерживать баланс в применении детьми режимов мышления. Эта роль характерна только для определенной стадии работы: приблизительно через два месяца многие учащиеся стали с удовольствием выбирать разные режимы мышления и получать удовольствие уже от смены режимов.

Нужно отметить, что насчет оптимального порядка шляп единого мнения не возникло, но многие склонялись к тому, что начинать лучше с красной. Высказать, как это трудно, какой «дурацкий» (противный и т.д.) вопрос, легко. После чего приходит понимание, что «все равно надо что-то делать». Учащиеся из математического склада ума предпочитают сбор и анализ информации (белый), но многим, чтобы «раскачаться» приносит пользу «желтая» (почему это хорошо бы решить) для создания дополнительной мотивации.

Применение этой технологии учит использовать более широкий спектр мышления, чем тот, которым мы обычно пользуемся. Это вызывает у детей чувство успешности и гордости за свои способности справляться с разными ролями. Это должно привести к тому, что впоследствии они будут более полно обдумывать новые задачи и обоснованно оценивать объективность полученных ответов.

Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним.

Литература

  1. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии. М., 1995

  2. Заир-Бек С.И., Муштафинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Изд-во «Просвещение», 2004г.

  3. Э. Де Боно. Шесть шляп мышления. Основная концепция. debono.ru/article/sixhats.htm

  4. Ревягин Л.Н. Проблемы развития черт творческой личности и некоторые рекомендации их решения. ТГУ. ou.tsu.ru/school/konf16/11.html

© 2010-2022