- Преподавателю
- Иностранные языки
- Мастер-класс «Активные формы и приёмы организации образовательного процесса»
Мастер-класс «Активные формы и приёмы организации образовательного процесса»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филимонова Т.В. |
Дата | 04.03.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Мастер - класс
«Активные формы и приёмы организации
образовательного процесса»
Использование коммуникативной методики на уроках иностранного языка.
Филимонова Татьяна Валерьевна, учитель немецкого , английского языков ,
КГУ «ОСШ № 3 им Ю.А Гагарина » отдела образования Шемонаихинского района.
« Сколько языков ты знаешь,
столько жизней и живёшь» И.В Гёте
Английский язык - это язык международного общения, по которому делаются инновации, новые технологии, которые необходимы для глобального мира, он необходим всем.
Дабы усовершенствовать свои навыки, мы пробуем различные способы самообучения: приобретаем литературу, электронные самоучители, которые обещают овладение иностранным языком в рекордные сроки с помощью авторских «чудо-методик». Но после многочисленных попыток овладеть языком самостоятельно почему-то теряем интерес к приобретенной «игрушке». Почему? Все дело в том, что обучающие программы никогда не заменят вам живого общения. А ведь именно оно играет решающую роль в овладении иностранным языком. Каждый учитель иностранного языка ставит перед собой чёткие цели: развивать языковую компетенцию, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, интерес к иностранным языкам и культуре изучаемого языка, воспитывать культуру общения, самостоятельность в овладении знаниями. Реализовать поставленные цели на уроке иностранного языка, достаточно эффективно мне помогает использование коммуникативной методики.
Что же такое коммуникативный метод изучения иностранного языка? Это смесь традиционных и интенсивных методов, имеющих собственные преимущества. Процесс обучения идет несложным путем. Ученик как бы находится в центре этого процесса. Чтобы объяснить новые слова и правила, учитель использует знакомую для обучающегося лексику, объясняет грамматику при помощи картинок и невербальными способами обучения. Сегодня этот метод очень распространен. Многие из зарубежных языковых школ используют его в работе, так как он направлен на практику общения.
Коммуникативная методика ставит своей целью формирование у слушателей смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Во время обучения основной акцент делается на развитии разговорных навыков, а грамматические структуры вводятся по мере необходимости, в связи с какой-либо темой, обогащая разговорную практику.
Коммуникативный метод предполагает развитие способности думать на изучаемом языке в обстоятельствах реальной жизни. Учитель моделирует на уроке как можно больше ситуаций общения и поощряет попытки учащихся принять в них участие. Основное место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически.
Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (то есть грамматику, лексику и произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.
Основные преимущества коммуникативной методики:
-
обучение иностранному языку без использования языка-посредника даже с нулевого уровня знаний,
-
позволяет быстро преодолеть языковой барьер,
-
язык используется в реальных жизненных ситуациях,
-
грамматика изучается в процессе общения на языке.
Основная задача преподавателя - укрепить уверенность учащихся.
Учитель при использовании коммуникативного подхода, как правило, выступает в качестве:- помощника,- друга,- советчика.
Основное внимание уделяется групповому обучению. Задача учителя и учеников - научится работать сообща, отойти от индивидуализированного обучения. Ученик учится слушать своих товарищей, вести беседы и дискуссии в группе, работать над проектами вместе с другими участниками группы. Ученик больше ориентируется на своих товарищей по группе, чем на своего учителя как на модель. Упражнения и задания, которые используются в обучении иностранным языкам по коммуникативной методике - проекты, коммуникативные игры, коммуникативные упражнения, театрализации,- дискуссии.
Хотелось бы подробнее остановиться на фрагменте урока с использованием коммуникативных игр.
Фрагмент урока
Тип урока : Обобщающий ( за курс 5 класса, завершающий урок.)
Цели урока: формирование коммуникативной компетенции учащихся, расширение кругозора учащихся, воспитание умения работать в группе, чувство толерантности.
Задачи урока
-
Систематизировать знания , умения и навыки учащихся .( за курс 5 класса)
-
Продолжить формировать навыки аудирования на основе коммуникативных игр.
-
Способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферы личности учащегося;
-
Развивать память и мышление учащихся на иностранном языке .
Ход урока
1 Организационный момент
1) Приветствие
2) Предсказания (конверт со словами на английском и казахском языках для позитивного настроя на работу. Слова исключительно положительного характера. Учащиеся вытягивают « предсказания из конверта, читают и переводят.» )
( Приложение №1)
2 Целеполагание ( Учащиеся самостоятельно определяют задачи урока ) ( Приложение № 2)
3 Фонетическая и речевая разминки
Учащиеся поют ранее пройденную песню, предварительно выполнив ряд заданий к ней. На интерактивной доске представлена песня с заданиями.
( Приложение №3).
4.Закрепление пройденного материала.
«Infoparty»( 1 этап: Учащимся предлагается текст по пройденной теме , они его прочитывают 2 этап: текст убирают и учащимся предлагаются вопросы к данному тексту на листочках , у каждого ученика свой вопрос. Ребята двигаются в хаотичном порядке, встречая одноклассника ученик задаёт свой вопрос , а собеседник ответив на его вопрос ,задаёт ответный вопрос. После правильных ответов , ребята обмениваются листочками с вопросами и продолжают двигаться дальше. 3 этап : Учащиеся делятся на две группы и на память, при помощи опорных слов (с одним словом из каждого предложения в тексте), на память восстанавливают его содержание. 4 этап : сравнения текста оригинала с восстановленным учащимися текстом). (Приложение № 4)
- « Скатертью дорога» ( Приложение № 5 , 5 А) Коммуникативная игра
5 Грамматическая минутка ( Приложение 6)
6 Рефлексия
-Целевая( Приложение №2 / Приложение №2 А/ Приложение № 2 Б )
-Эмоциональная ( Приложение № 7/ №7 А)
-Физическое состояние( Приложение №8)
Сегодня эта методика является наиболее эффективной и используется в большинстве языковых школ мира. Данные задания помогают повысить мотивацию к изучению иностранного языка и эффективно изучать его с соблюдением валеологического компонента на уроке.
Результативность:
- Данная методика использовалась мной при разработке областной программы билингвальной площадки « В лабиринте сказок» и при проведении лингвистических площадок в летний период.
-При работе в среднем звене, на начальном этапе обучения(5-6 класс), у учащихся наблюдается стабильная динамика уровня знаний и мотивации.
- Учащиеся являются участниками областного и республиканского конкурсов РНПЦ
« Дарын»: « Кенгуру», « British Bulldog ».
Рекомендации:
-
Изучить индивидуальный стиль учебной деятельности каждого ребёнка в классе, знать его психологические особенности.
-
Выявлять способности учащихся к полиязычию , получая при этом удовлетворение, тем самым повышая мотивацию ребёнка в обучении.
-
Создавать для учащихся ситуацию успеха для активизации коммуникативных навыков учащихся.
Коммуникативная методика не обещает быстрого результата. Она предполагает поэтапное обучение. Запаситесь терпением, выделите время для изучения иностранного языка, и результат превзойдет все ваши ожидания! «To have another language is to possess a second soul» -«Владеть другим языком - это как иметь вторую душу» ( Карл Великий )
КГУ «ОСШ № 3 им Ю.А Гагарина » отдела образования Шемонаихинского района.
«Использование коммуникативной методики на уроках иностранного языка»
Мастер - класс
«Активные формы и приёмы организации
образовательного процесса»
Филимонова
Татьяна Валерьевна
учитель английского языка.
г. Шемонаиха