Проектирование и реализация модели здоровьесберегающего занятия по иностранному языку в условиях ФГОС

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектирование и реализация модели здоровьесберегающего занятия по иностранному языку в условиях ФГОС

Лащенова Е.Н.

«Одной из приоритетных задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни».[1, 6] Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья учащихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Здоровьесбережение как результат в образовании можно представить иерархической лестницей следующих уровней [2, 6]:

здоровьесберегающей грамотностью, возникающей в процессе обучения правилам здорового образа жизни через постижение закономерностей окружающего мира, приобретения научно обоснованных представлений о здоровом образе жизни, владения способами формирования, сохранения и укрепления здоровья;

здоровьесберегающей образованностью - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума; предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья человека и общества;

здоровьесберегающей компетентностью, которая проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения, имеющими осознанное желание сохранить и укрепить здоровье ребенка;

здоровьесберегающей культурой, когда концепция здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни присваивается на личностном уровне;

здоровьесберегающим менталитетом - высшей ценностью образования, поскольку именно он предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества.

Ориентация человека на здоровый образ жизни и есть основа здоровьес-берегающего менталитета, поскольку здоровье человека определяется на 65% его образом жизни. Учитель, обладая как минимум здоровьесберегающей компетентностью, может и обязан внести должный вклад в становление такого менталитета. Здоровьесберегающее занятие, как одно из основных форм организации деятельности ребенка в школе, на мой взгляд, является базовой составляющей всей деятельности в этом направлении.

Для успешной реализации здоровьесберегающего занятия необходим ряд условий:

• создание специальной ситуации в классе, основанной на здоровьесберегающей мотивации участников процесса здоровьесбережения, используя потенциал такой формы работы как акция, основной целью которой является убеждение, привлечение внимание большого количества ребят к определенной проблеме. Участие ребят в акциях способствует формированию активной жизненной позиции, необходимой для выработки установки на
здоровый образ жизни.

• разработка организационно-методического обеспечения, проводимая с учетом внешнесредовых и внутрисредовых условий.

Начнем с организационно-методического обеспечение процесса здоровьесбережения. Реализация данного этапа начинается с определения здоровьесберегающего потенциала содержания образования, стиля деятельности, технологий обучения и воспитания, окружающей среды, режима учебно-воспитательного процесса в классе. Любой учебный предмет имеет содержание, интегрируемое с вопросами сохранения здоровья. Задача учителя заключается в том, чтобы проанализировать здоровьесберегающие возможности учебных предметов, технологий обучения, материальной базы и определить достаточно четкий вклад в решение проблемы здоровьесбережения на конкретном учебном занятии.

Представляется логичным структурирование основных элементы ЗОЖ в модули (один из модулей представлен на рисунке 1), которые помогают конструктивно провести интеграцию содержания урока с элементами здоровьесберегающей грамотности. Например, такие темы, как «Кино. Театр. Музеи», успешно сочетаются с активным образом жизни; «Рабочий день. Досуг. Путешествия», с гигиеной и т.д.

Проектирование и реализация модели здоровьесберегающего занятия по иностранному языку в условиях ФГОС

Рис.1

Расширяя спектр используемых на уроке технологий, например, используя технологии сотрудничества, проблемного обучения, ЛОО, решения изобретательских задач, исследовательской деятельности, концепции множественности интеллекта, игровых технологий и др., мы минимизируем погрешности рациональной организации урока и соблюдения основных гигиенических критериев [3, 6]. Согласно Н.К.Смирнову, плотность урока должна составлять не менее 60% и не более 85-90%; число видов учебной деятельности должно варьироваться от 4 до 7; средняя продолжительность различных видов учебной деятельности должна составлять не более 10 минут; наличие 2 эмоциональных разрядок обязательно; место и длительность применения ТСО определяется в соответствии с гигиеническими нормами; чередование поз в соответствии с видом работы; две физкультминутки за урок; преобладание на уроке положительных эмоций.

Обратимся к здоровьесберегающему потенциалу окружающей среды. Его удобно представить тремя группами: внутрисредовыми, внешнесредовыми и психологическими. Внутрисредовые условия обеспечивают сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников в условиях правильной организации их труда и отдыха. Для этого необходимо соблюдение гигиенических требований. Учет ведущих каналов восприятия, безусловно, способствует внутрисредовой комфортности. Однако задача учителя состоит в организации такой деятельности, чтобы все 3 канала восприятия были задействованы. Чем больше каналов восприятия мы используем, тем легче усваивается новая информация. Ошибочно думать, что ученики и учителя не могут получать хороший результат, используя не свойственный им способ обучения. На самом деле ученики будут сталкиваться с разными стилями обучения в процессе их образования. И только найдя способы, адаптирующие их ведущий способ получения знаний и научившись использовать другие каналы, ученик может действительно преуспеть. Классические примеры использования ведущего способа обучения выглядят так: кинестетики могут записывать информацию, которую они изучают; визуалы могут создавать карты памяти, диаграммы, алгоритмы; аудиалы могут вслух прочитывать информацию. Чтобы развивать другие каналы восприятия целесообразно давать задания на их развитие. В проектных работах, например. Наша роль правильно организовать процесс обучения, учитывая физиологические процессы мозга и помня о том, что результатом нашего труда должно быть получение учениками опыта, стратегий, пониманий, знаний, а не заполнение мозга информацией.

Внешнесредовые условия - воздушно-тепловой режим, освещение и удобная поза при работе. Кроме внешнесредовых и внутрисредовых общепринятых условий можно выделить так называемые «желательные» условия, которые не являются необходимыми, но дополняют и расширяют возможности организации процесса оздоровления в учебно-воспитательном процессе:

  • ионизаторы воздуха;

  • ведение уроков с учетом биоритмов;

  • элементы арома и фитотерапии;

  • музыко-, арт-, цветотерапия;

  • brain-friendly teaching;

  • игровые упражнения с использованием психотехники;

  • ежедневная гимнастика;

  • экологические уроки на природе и т. п.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Цветотерапия занимает по продолжительности не более минуты, с длительностью цикла 15-20 сек. Нацелена на стимуляцию, сосредоточение, успокоение, расслабление и т.д.

Игра « Цветные сны».

В положении сидя, после напряженной работы, учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце). Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и спрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет.

Психотехнические упражнения, например, на определение различия и сходства между двумя подобными предметами. Упражнение способствует развитию наблюдательности, а также закрепляет знание антонимических пар, развивает навык свободного употребления форм степеней сравнения прилагательных и притяжательных местоимений.

«Brain-friendly teaching» (обучение, дружественное мозгу) основывается на том, как физически функционирует мозг и как знание этого функционирования может существенно повысить результаты процесса обучения без ущерба, а с пользой для здоровья. Существуют упражнения, BRAIN GYM, разработанные создателем образовательной кинестетики Полом И. Деннисон [4, 6]. Это упражнения на каждый урок, которые не занимают много времени и способствуют снятию нервного напряжения, усталости; поднятия энергетики организма; восстановления работоспособности и продуктивности. Они не, однако при их выполнении происходит улучшение работы долговременной и кратковременной памяти, развитие способностей к обучению и усвоению информации, формирование абстрактного мышления. Комплексы упражнений включают в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

И, конечно же, психологические факторы такие как: положительные эмоции, эмоциональная разрядка (афоризмы, шутки); поза учителя (открытая, без «замков», «угрожающих поз»); физическая возможность преподавателей; взаимоотношения ученика и учителя; образ учителя; и приемы, влияющие на здоровую атмосферу, а в целом на комплексное здоровье.

Не удивительно, что единственной уникальной технологии здоровья не существует. Каждый учитель проектирует и реализует свою модель согласно требованиям времени, образовательной программы и собственной здоровьесберегающей компетентности. Одним из результатов работы по развитию собственных компетенций в свете поставленных задач по формированию и укреплению здоровья школьников стала модель здоровьсберегающего занятия по английскому языку в условиях ФГОС. (рис.2)

Литература:

  1. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М: изд.Просвещение, 2010 - с.30

  2. Тамарская, Н.В. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): изд.Калининградский государственный университет, 2002 - с.10

  3. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. - с. 272.

  4. Пол И. Деннисон, Гейл И. Деннисон ; Пер. С. К. Масгутовой; Ил. Г. И. Деннисон. Гимнастика мозга: Простые упражнения для учения целостным мозгом М: изд. Восхождение, 1998 [2-е изд.]

© 2010-2022