Особенности государственного стандарта общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. При этом важно выделить следующие особенности подхода к построению и введению ФГОС:             - стандарт рассматривается как общественный договор;             - стандарт задает ориентиры развития системы образования;             - стандарт ориентирован на результаты образования;             - в основе стандарта лежит системно-деятельностный подход;               - стандарт – совокупнос...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности государственного стандарта общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ. При этом важно выделить следующие особенности подхода к построению и введению ФГОС:

- стандарт рассматривается как общественный договор;

- стандарт задает ориентиры развития системы образования;

- стандарт ориентирован на результаты образования;

- в основе стандарта лежит системно-деятельностный подход;

- стандарт - совокупность трех систем требований.

Впервые в основе стандарта лежит общественный договор - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством. Это позволяет обеспечить большую активность учащихся и их родителей, педагогов и общественности в разработке образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании индивидуальных маршрутов для различных категорий обучающихся (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья). миссия стандартов проявляется еще и в том, что их разработка и реализация рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования. В таком понимании индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы в общем образовании можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешность - полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность - органичное вхождение в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества.

Профессиональная успешность - развитость универсальных и практических трудовых умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей.

Безопасный и здоровый образ жизни - следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

Свобода и ответственность - осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.

Социальная справедливость - освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.

Благосостояние - активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики.

Государственные требования - государственные запросы в области общего образования - представляют собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.

Национальное единство и безопасность - формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении.

Развитие человеческого капитала - подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на технологиях и знаниях.

Конкурентоспособность - фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования, формирование компетентности по освоению новых компетенций.

Государственный интерес в этом случае заключается прежде всего в решении остро стоящей задачи обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества вне зависимости от их социального и имущественного положения, территориальных или иных различий. При этом необходимым является соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса: учениками и педагогами, профессиональными и национальными сообществами.

Одной из особенностей является и то, что стандартом определена «задача оптимизации» образования, предполагающая одновременное утверждение в государственных образовательных стандартах и результатов образования, и наиболее общих (рамочных) черт современного образовательного процесса, и условий его осуществления. Стандарт должен определять тот уровень образования, относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) как о необходимом и достаточном уровне для обеспечения возможностей полноценного развития личности ребенка и успешного продолжения образования на следующей его ступени. Такой уровень можно было бы назвать базовым, учитывая, что он устанавливается для инвариантной и обязательной для всех части образования. Реальный уровень образования каждого отдельного школьника будет складываться из базового уровня и уровня образования, достигнутого при освоении вариативной части содержания образования, выбор которой осуществляется им самим (вместе с родителями) в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей. При таком построении содержания школьного образования стандарт, оптимизируя объем инвариантной его части, открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ.

\



© 2010-2022