Доклад на тему: РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ставропольского края «Ставропольский базовый медицинский колледж»











ДОКЛАД



НА ТЕМУ:



РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила: К.П.Усова

Преподаватель ЦМК

«Иностранные языки»



Ставрополь,2015

Современный этап профессиональной подготовки будущих преподавателей иностранного языка в педагогическом вузе характеризуется интенсивным поиском путей совершенствования этого процесса. При этом студент должен быть поставлен в позицию субъекта педагогической деятельности, когда он должен передавать свой опыт и знания другим, при условии владения профессионально-педагогической компетентностью.

Исходя из специфики деятельности преподавателя иностранного языка можно выделить два основных компонента его профессиональной компетентности: профессионально-коммуникативную компетентность; профессионально-методическую компетентность.

Этим компонентам соответствуют виды деятельности, которые представляют глубокий синтез речевых и дидактико-методических действий, находящихся в различных соотношениях друг с другом. Так в профессионально-коммуникативной деятельности доминирует речевой компонент, а в профессионально - методической - дидактико-методический компонент.

Одной из важнейших задач в плане профессиональной подготовки студента является его обучение умению общаться на иностранном языке, то есть формирование профессионально-коммуникативной компетентности. При этом необходимо помнить, что иноязычная речевая деятельность преподавателя выступает в процессе обучения в двух различных функциях: как цель и предмет изучения и как важное средство обучения и общения между преподавателем и студентами на уроке.

Не менее важным компонентом профессиональной компетентности является профессионально-методическая компетентность. Профессиональной целью обучения иностранного языка в педагогическом вузе является, таким образом, овладение коммуникативно-методической компетентностью.

Зарубежные программы профессионального образования и повышения квалификации преподавателя иностранного языка определяют профессиональную компетентность как совокупность различных способностей (компетенций), в числе которых наиболее важной является компетенция «рефлексивный практик», «творческий практик», «преподаватель-исследователь», способный к инновационной профессиональной деятельности.Парадигма «рефлексивный практик», «рефлексивный исследователь» означает, что с помощью опирающегося на теорию анализа своей практической деятельности преподаватель формирует знания, основу которых составляет его собственный опыт, знания, которые находятся в постоянной эволюции.

На первый взгляд разные авторы по-разному расставляют приоритеты в плане профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка. Некоторые отдают первенство лингво-коммуникативной компетенции (Т.М. Дридзе, И.А. Зимняя), другие подчеркивают значимость профессионально-методической и профессионально-коммуникативной компетентностей (С.Ф. Шатилов, К.И. Саломатов, Е.С. Рабунский), третьи выделяют компетенцию «рефлексивный практик» (Г.В. Матушевская). Но суть всех перечисленных компонентов наиболее значимых для профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка сводится к следующему:

·преподаватель должен знать иностранный язык, национально-культурную специфику стран этого языка;

·должен уметь общаться на иностранном языке;

·должен уметь научить своих студентов общению на иностранном языке, обладая при этом довольно значительным методическим потенциалом и успешно, творчески реализуя его на практике.

Условием успешного развития и совершенствования данных компонентов профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка выступает владение иноязычной учебной компетентностью. Поскольку трудно себе представить, каким образом может научить иностранному языку других человек, который сам не знает основные закономерности и особенности иноязычного учения (не владеет «метакогнитивными знаниями» -термин М.Г. Кучеряну) и не использует их оптимально, не развивает у себя основные качества и свойства личности, способствующие наиболее успешному овладению, иными словами человек, не обладающий иноязычной учебной компетентностью. Таким образом, мы видим, что учебная компетентность в овладении дополняет и лингво-коммуникативный и методический компоненты профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка.

И, тем не менее, важность этой составляющей профессиональной компетентности преподавателя почти не акцентируется, и даже упоминается не всеми исследователями. Наряду с этим большое внимание в последние годы уделяется самообразовательной компетентности преподавателя, позволяющей ему постоянно совершенствоваться в профессиональной сфере (Ж.Л. Витлин, И.А. Гиниатуллин, Н.Ф. Коряковцева, К.М. Левитан, В.Б. Новичков, Н.Н. Сергеева и др.). Но для развития самообразовательной компетентности необходима основа (база), которой и должна явиться учебная компетентность.

В этой связи ценной для нас является точка зрения И. А. Гиниатуллина, который считает, что«при всем разнообразии выделяемых в литературе отдельных элементов профессиональной компетентности будущих лингвистов едва ли можно сомневаться в вычленении самообразовательной компетентности именно как ключевой, а не просто функции или свойства подготовки, поскольку в данном случае имеет место принципиальная важность, относительная объемность, самостоятельность и компонентная целостность категории с точки зрения конституирующих составных компетентности: личностно-ценной, когнитивно-информационной и деятельностно-поведенческой. Профессиональная (практико-языковая) самообразовательная компетентность является частью профессиональной познавательной компетентности, куда входит также учебная познавательная компетентность, которая соотносится с учебным процессом, непосредственно управляемым со стороны преподавания. Обе частные компетентности взаимосвязаны, но развитие учебной не приводит автоматически к появлению самообразовательной».

И. А. Гиниатуллин выделяет три этапа становления профессиональной познавательной компетентности:

1.этап создания основ учебной компетентности (1 2 курс);

2.этап совершенствования этой компетентности и начала развития самообразовательной компетентности (2 3 курс);

3.этап формирования основ профессиональной самообразовательной компетентности, совершенствование которой происходит в период профессионального образования (4 5 курс).

С каждым этапом доля педагогического управления самостоятельной учебной деятельности уменьшается, уступая место самоуправлению со стороны студентов. Для каждого этапа необходимо определить содержание, формы, технологии и способы оценки развития.

Действительно, иноязычная учебная компетентность является одной из ключевых компетентностей, поскольку на ней базируется становление остальных содержательных и функциональных компонентов. Следует подчеркнуть ее двойственный характер: иноязычная учебная компетентность входит в состав лингво-коммуникативной компетентности и одновременно является частью профессиональной познавательной компетентности (вместе с самообразовательной). При этом данный вид компетентности имеет собственное содержание, не перекрываемое другими компонентами профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка.

Поэтому считается, что учебная компетентность в овладении иностранному языку как специальностью, являясь компонентом профессиональной компетентности преподавателя, требует пристального рассмотрения как в плане ее функционально-содержательной характеристики, так и с точки зрения условий и средств ее формирования на языковом факультете педагогического вуза, в особенности на начальном этапе обучения.

На основе проведенного анализа возможно характеризовать иноязычную учебную компетентность как способность к эффективной самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранному языку в процессе обучения в условиях взаимодействия функционирующего и постепенно редуцирующегося педагогического управления и формирующегося и нарастающего самоуправления.

Общий состав учебной компетентности предполагает следующие компоненты: необходимая базовая мотивация и определенные убеждения (субъектная позиция); метакогнитивные знания («методический минимум»); умения (владение действиями); соответствующие личностные качества.

Таким образом, указанные виды компетентности требуют целенаправленного развития в условиях педагогического языкового образования.











Список литературы:

1.И.Ю.Бурчакова. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентносного подхода.// Среднее профессиональное образование. 2012.№1. - с.48-54.

2.Гиниатуллин И. А. Самообразовательная компетенция будущего лингвиста / И. А. Гиниатуллин // Перевод и межкультурная коммуникация / Материалы VIII международной научно практической конференции / Институт международных связей. - Екатеринбург : Издательство АМБ, 2006. - С. 182183.

3.Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. - М. : АРКТИ, 2002. - 176 с.

4.Матушевская Г. В. Современные тенденции развития педагогических компетенций студентов - будущих учителей в вузах Франции: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. / Матушевская Г. В. - Казань, 2000. - 22 с.

5. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. / Под общ.ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. - М.: 2006. - 276 с.





© 2010-2022