Статья

«Дай Бог тебе жить в эпоху перемен!» - самое страшное проклятие для китайцев. Нам же с Вами повезло: мы живём в такую эпоху. Но «нет худа без добра» говорят в России. И в самом деле, в эпоху перемен неуютно, зато интересно. Интересно учителю, значит должно стать интересно и ученику. Вот сейчас самое время поговорить о мотивации. Что же такое мотивация?.      На примере собственного опыта и опыта своих коллег расскажу, какие приёмы, входящие в метод эмоционального стимулирования учения,  используются нами на уроках английского языка.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шаг за шагом к… мотивации.

Г.П. Крушева

учитель английского языка

МБОУ Политехнический лицей,

г. Хабаровск

The article deals with the term "motivation" as well as methodological problems concerning the arrangement of a study based on application of creative methods, and the analysis of the data obtained. It is spoken in detail about different types of motivation and stimuli to develop academic interest in young English language learners. It draws our attention to various techniques and exercises used by teachers to promote their positive attitude to the language. The article is of interest to English language teachers.

Ключевые слова: мотивация, деятельность, эмоции, стимул, приём, метод. результат, успех, познавательная активность.

«Дай Бог тебе жить в эпоху перемен!» - самое страшное проклятие для китайцев. Нам же с Вами повезло: мы живём в такую эпоху. Но «нет худа без добра» говорят в России. И в самом деле, в эпоху перемен неуютно, зато интересно. Интересно учителю, значит должно стать интересно и ученику. Вот сейчас самое время поговорить о мотивации. Что же такое мотивация? В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. С точки зрения психологии существует несколько видов мотивации. Мотивация, связанная с эмоциями и эмоциональным состоянием. Она бывает позитивная и негативная. Позитивная - это когда ученик испытал удовольствие от чего-либо связанного с изучаемым предметом. Негативная мотивация связана с отрицательными эмоциями. Учащийся отстаёт по предмету и стремиться овладеть им «всем назло». Мотивация, связанная с целями. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов. Мотивация как часть иерархии ценностей и убеждений. У каждого ребёнка есть свои приоритеты. Это может быть уважение сверстников, одобрение взрослых, общение, успех, развитие. Исходя из этого, он хочет или не хочет что-то делать, вкладывать в своё будущее. Мотивация, определяемая личным своеобразием и социальной ролью. Например, ребёнок увлечён изучением иностранного языка, ему хочется знать всё больше и больше для повышения личной самооценки и самоутверждения. Есть учащиеся, которым интересен сам процесс учения.

Говоря о мотивации, не следует забывать и о влиянии антимотивации. Антимотивацией часто служат насмешки одноклассников, некорректные замечания учителя, насильное обучение против воли и подборка неподходящих методик преподавания к данному конкретному ученику. Несколько простых замечаний могут оставить глубокий отпечаток на незрелой детской психике. Ребёнку достаточно один раз услышать, что он неспособен - и он будет верить этому всю жизнь. Если же учитель использует мотивацию успеха, уверенности в себе и своих силах - ученик, видя результаты и успехи, рвётся учиться. Общественное признание - это огромный стимул.

Как же можно усилить мотивацию? Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, учитель должен использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные

  • наглядные и практические

  • репродуктивные и проблемно-поисковые

  • индуктивные и дедуктивные

  • методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.

Каждый из выше перечисленных методов обладает мотивационным действием, но существуют методы, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения и стимулирование познавательной активности. В группу методов стимулирования и мотивации входят методы формирования познавательных интересов учащихся и методы направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

На примере собственного опыта и опыта своих коллег расскажу, какие приёмы, входящие в метод эмоционального стимулирования учения, используются нами на уроках английского языка.

Одним из таких приёмов является "You in pictures". Учащимся предлагается набор иллюстраций, из которых нужно выбрать одну, которая лучше всего ассоциируется с его характером.

Варианты ответов учеников:

  1. I think I'm more like a violin. I am very tender and kind when people are nice to me.

  2. I am like an alarm clock because I never let people live in peace, wake them up and offer crazy ideas.


Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья




Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Преподавателям следует подбирать некоторым обучаемым такие задания, которые придали бы им уверенности в себе. Примерами таких приёмов может служить трансформация ("Transformation") или параллельный рассказ ("Parallel story").

Следующий приём, который может быть использован при изучении темы «Город» называется "Inspired by place". Предложите вашим ученикам записать, а потом зачитать 5 слов и выражений, которые приходят им на ум при упоминании их родного города, столицы Великобритании, России, равнодушных не будет.

Для тех учителей, которые работают в 11 классе по УМК В.П. Кузовлева при изучении темы "Inventions that shook the world" можно посоветовать такой приём как "Listing possible uses of an object". Учащиеся перечисляют возможное применение различных предметов.

List possible uses of

washing machine

hair-dryer

CD

wall-picture

В качестве приёма стимулирования можно применить приём "Pictorial map". Перед прослушиванием текста (например, о летних каникулах) учащимся предлагается изобразить графически, то о чём они предположительно услышат.

Статья

Статья


К приёму, входящему в методы формирования интереса к учению можно отнести такой приём как Викторина. Примерами могут служить "Who-did-it quiz", "Extended information quiz". После изучения определённой темы (например, достопримечательности Лондона) можно предложить учащимся создать собственную викторину, "Making a quiz".

Пример: Nelson's Column is situated in

  1. Downing Street

  2. Piccadilly Circus

  3. Trafalgar Square

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности - введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Одним из примеров может служить приём "Something interesting about myself". Один из учащихся рассказывает что-то интересное о себе (I play in a jazz band. My family is going to live abroad.). Другие задают вопросы для получения более подробной информации. Лучше всего если первым «рассказчиком» выступит сам учитель или более уверенный в себе ученик.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению и в арсенале каждого учителя есть огромное количество игр, которые он успешно использует для формирования интереса учащихся. Вот некоторые примеры игр, которые используются в процессе обучения английскому языку: "Hide-and-seek", "20 questions", "Crazy compliments", "Who is who?".

К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые преподаватели умело используют этот метод активизации учения. Ситуацию спора учитель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос "А кто думает иначе?".

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассмотренные приёмы и стратегии стимулируют развитие познавательной активности учащихся, создают благоприятную атмосферу сотрудничества на уроке. Более того, применение подобных педагогических технологий способствует эффективному овладению иностранным языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.

Список использованной литературы:

  1. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 1988.

  2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

  3. Ощепкова Т.В., М.М. Пролыгина, Д.А. Старков. Tech-Pack collection of up-to-date classroom techniques. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, 2006.

  5. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

  6. Penny Ur, Andrew Wright. Five-Minute Activities, f resource book of short activities. - Cambridge University Press, 1992


© 2010-2022