Программа факльтативных занятий по немецкому языку Моя малая родина

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большемаресьевская средняя общеобразовательная школа













ПРОГРАММА

факультативных занятий по немецкому языку

«Моя малая родина»



для 5 класса общеобразовательной школы






Автор: Сорокина Галина Юрьевна

учитель немецкого языка
















2013-2014




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года» одним из приоритетных направлений образовательной политики определило личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика.

Демократизация и гуманизация средней школы, проводимая в нашей стране, требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с нормами национальной культуры и региональными традициями.

Нынешнее время - это время, когда, люди, наконец, становятся мудрее, бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к своим обычаям и нравам, к своим корням. Это серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.

Овладение учащимися ценностями родной культуры делает их восприятие иных культур более точным, глубоким, всесторонним. «Ноша культурных ценностей - писал академик Д.С.Лихачев - ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы владеем, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур. Каждая из культур той или иной страны становиться для интеллигентного человека «своей культурой», своей глубоко личной, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого».

Даная работа очень актуальна, поскольку в условиях выхода из кризиса российского общества патриотическое воспитание молодежи начинается с воспитания любви к своей малой родине и становится одним из главных условий выживания наций. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.

В соответствии с указанными целями составлена данная программа.

Привлечение краеведческих материалов резко повышает мотивацию учения, а всем известно, что обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к истории и культуре родного края содействует развитию познавательной деятельности, то есть школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с конкретными фактами, что делает процесс обучения особенно эффективным.

Возможности, которые представляет данный курс, позволят всем интересующимся краеведением ближе и полнее узнать свою малую родину. Ведь любить свой край, развивать чувство ответственности за его сегодняшний и завтрашний день - важнейшая образовательная и воспитательная задача. Объектом познания становится родной край. Краеведческая работа нравственно обогащает, интеллектуально и физически развивает, целенаправленно вовлекает в различные сферы поисково-исследовательской деятельности не только педагогов и учеников, но и их родителей, близких.

Программа является межпредметной, так как она дает возможность применения знаний о регионе , полученных при изучении школьных учебных предметов гуманитарного и естественного циклов. Это географические, исторические, биологические, литературные и др.сведения о своем крае.

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска.

Ведущая задача программы - создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности.

В каждом уголке России, в каждом селе есть свои специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его истории и культуры и их взаимосвязь с историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои собственные способности - в этом заключается основной смысл воспитания школьников в нашей школе.

Осуществление программы позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем их мире в процессе практической краеведческой деятельности.

Содержание программы рассчитано на 1 год занятий с учащимися.

Примерная учебная программа рассчитана на 35 часов, с сентября по май включительно.

Формы и методы реализации:

Главной целью программы является развитие и совершенствование коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обучения иностранному языку за счет овладения учащимися определенным объемом краеведческих знаний.

Задачи:

  • способствовать развитию мировоззрения школьников в духе нового мышления, эстетических взглядов;

  • формировать эмоционально-целостное отношение к миру;

  • повысить степень учебных навыков (самостоятельности и самодеятельности) в русле учебного предмета с ориентацией на знание истории своей страны, воспитания любви и бережного отношения к созданному руками человека и самой природой;

  • обеспечить непосредственное деятельное участие школьников в конкретных мероприятиях для совершенствования знаний по данному предмету;

  • организовать социально-значимую деятельность через воспитание любви к родному краю, физическое и психическое оздоровление и развитие коммуникативных способностей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемыми результатами являются:

  • формирование коммуникативной, социокультурной, страноведческой компетенции учащихся в рамках базового содержания образования;

  • обеспечение повышенного уровня освоения школьного предмета - немецкого языка;

  • формирование опыта творческой деятельности учащихся;

  • удовлетворение познавательных интересов учащихся по обозначенной теме.

Исходя из определения компетенции (компетенция - определяется обычно в двух значениях: как круг вопросов, о которых личность хорошо осведомлена, обладает познаниями, опытом, и как круг полномочий какого-либо органа или должностного лица), определяются ожидаемые результаты и формы работы. Факультативный курс предполагает определённый уровень сформированности всех видов компетенции: коммуникативной, лингвистической, лингвострановедческой, общеучебной.

Формирование коммуникативной компетенции состоит в способности понимать и порождать иноязычные высказывания в разных ситуациях (беседа, обмен мнениями, выражение своей точки зрения).

Лингвистическая компетенция подразумевает способность учащихся грамматически правильного строить фразы средствами другого языка, глубже воспринять живую функцию слова.

Лингвострановедческая компетенция складывается из соответствующих фоновых знаний, а также владения соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой.

Общеучебная компетенция предполагает владение учащимися навыками интеллектуальной работы с книгой, компьютером, журналом «Schurmidurm», а также владение умственными операциями по анализу и синтезу страноведческой информации.

Перспективы распространения результатов работы:

Результаты, полученные в процессе реализации планов, будут иметь положительное воздействие на развитие познавательного интереса учащихся к культуре, истории, природе родного края, проведение заочных экскурсий по родному краю поможет учащимся овладеть навыками экскурсионной работы.

Данная программа основана на принципах развивающего обучения и предполагает, что в ходе обучения иностранному языку помимо формирования знаний и умений надо развивать творческие элементы в учебной деятельности.

При организации работы по программе необходимо учитывать следующие факторы:

* программа является дополнением к существующему учебно-методическому комплексу под редакцией И.Л. Бим. Предполагается дополнить серию уроков по темам учебника изучением краеведческого материала, расширить лексический запас;

* введение краеведческой информации на уроках иностранного языка следует начинать с начальной ступени обучения, чтобы язык стал для учащихся источником новых знаний;

* изучение каждой темы должно быть построено на базе получения определенной информации о стране изучаемого языка и дополнения соответствующей информации о своей малой родине;

* важно так предъявить краеведческие факты, чтобы обеспечить активную деятельность учащихся с ними, использовать разнообразные проблемные и игровые приемы обучения, которые стимулировали бы учебно-познавательную деятельность.

* необходимо помнить, что краеведческий материал и формы работы с ним должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и уровню владения иностранным языком;

* изученный материал должен активно использоваться в речевой деятельности, только тогда он будет храниться в памяти учащихся.

Методы и формы организации обучения:

словесные - беседа, рассказ;

наглядные - иллюстрации, предметы, фотографии, слайды, использование Интернет;

практические - выполнение заданий, пересказ, составление диалога;

репродуктивные - составление ответа по образцу;

проблемно- поисковые - коллективное обсуждение, организация ролевых игр, составление рекламы, коллаж;

методы самостоятельной, парной, групповой работы.

Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности происходит благодаря созданию положительных эмоций в ситуациях общения, занимательности и новизне содержания, ролевым играм и поощрению.

Важной особенностью является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Следуя возрастному принципу, различают 3 уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка: эмоциональный (2-4 классы), познавательный (5-7 классы) и социально-личностный (8-9 классы).

Спецификой возраста 5 - 7 классов является активизация познавательно-поисковой деятельности, активизация мыслительной деятельности, склонность к рассуждениям, выявлению причинно-следственных связей и событий. Способы работы: создание

проблемных ситуаций, вопросы на размышление, сравнение и анализ, защита собственных гипотез, разгадки древних тайн, создание презентаций о памятных местах родного края, изучение жизни и творчества великих людей Лукояновского района.

Что касается выбора языковых средств, то здесь необходимо обратить внимание не только на этап обучения и уровень обученности учащихся, но и на особую группу языковых единиц с «региональной значимостью. Такая группа языковых единиц содержится практически во всех текстах регионального содержания. Например они представлены конкретными названиями памятников, улиц, площадей и т.д.

Чтобы избежать однообразия в построении занятий, широко используются различные средства активизации речемыслительной деятельности щкольников, привлекаются в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки. При организации тренировки учащихся в устной речи дополнительно к диалогам используются рассказы по опорному конспекту, составляются кроссворды. Итак,

формы контроля:

- тесты, кроссворды на проверку усвоения лексического материала;

- тесты на выбор правильного ответа из нескольких вариантов;

- составление связных монологических высказываний по темам;

- составление диалогов и полилогов по темам;

- составление проектов и их защита;

- самоконтроль.

Методическое обеспечение:

- тексты;

- тесты, кроссворды;

- фотографии;

- выставочные экспонаты школьного музея и музеев соседних сел Чиргуши (мордовское) и Елфимово (выходцы из Белоруссии);

- Интернет.

На всех занятиях присутствует разного вида наглядность: фотографии, репродукции картин, книжные иллюстрации и видеофильмы. В обобщающий урок включена викторина, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

На заключительном этапе данного курса, исходя из опыта работы, у ребят формируется потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в немецком языке. Ученики учатся логично и связно рассказывать о культурных событиях своего села, города, публично выступать с подготовленным устным сообщением по предложенной теме.

В заключении хочется отметить, что необходимо дальнейшее изучение и разработка регионального компонента содержания обучения, который позволит не только обновить и углубить содержание обучения иностранному языку, но и подготовить учащихся к практической деятельности в своем регионе.



Календарно-тематическое планирование курса «Моя малая родина»

для 5 класса.


№ урока

Тема урока

Дата

Тип занятий

Домашнее задание

Планируемые результаты обучения

I четверть

1

Откуда мы родом?

Проблемно-диалоговое занятие

Знать новую лексику. Уметь найти и показать область на карте, назвать ее по - немецки

Познакомить учащихся с особенностями Нижегородской области, научить находить ее на карте, называть ее по-немецки.

2

Немного истории. Kurz über die Geschichte des Dorfes Nikulino.

Занятие по отработке полученных знаний в форме дискуссий

Составить историческую справку - схему.

Предоставить учащимся краткую историческую справку села

3

Немного истории. Kurz über die Geschichte des Dorfes Elfimowo.

Немного истории. Kurz über die Geschichte des Dorfes B.Maresjewo.

Занятие по отработке полученных знаний в форме дискуссий

Сочинение о своем селе

Предоставить учащимся краткую историческую справку села.

4

Моя родословная.

Сообщения по опережающим заданиям

Составить генеалогическое древо

Знать историю своего рода.

5

Герои войны.

Телемост.

Составить диалог - расспрос «Беседа с ветераном»

Умение вести диалог-расспрос.

6

Русские и мордовские сказки.

Интегрированное занятие (информатика, литература)

Выучить скороговорку

Нарисовать иллюстрацию

Составление тематического словаря.

7

Национальные блюда

Отработка орфографических навыков

Приготовить национальное блюдо и написать рецепт

Познакомить учащихся с блюдами национальной кухни

8

Обобщающее занятие.

Зачет

Рисунки национальной одежды

Тестирование

9

Праздник «Der wunderbare Korb»

Конкурсное занятие

Закрепить изученный материал

II четверть

10

Животный мир. Die Tierwelt.

Интегрированное занятие с уроком биологии

Лексика. Доклады.

Дать представление о животных района. Учить называть их по-немецки.

11

Растительный мир . Die Pflanzenwelt .

Интегрированное занятие с уроком биологии

Доклады

Познакомить с растениями района.

12

Реки нашего района. Реки Ежать, Пекшать, Теша. Der Flusse Egat, Pekschat, Tescha.

Интегрированное занятие с уроком географии

Нанести на карту реки. Индивид. Зад.

Дать представление о реках района и их значении.

13

Растения и животные района, занесенные в красную книгу.

Урок отработки устной речи

Составить коллаж по теме.

Мини-проекты

14

Что еще мы знаем? Was wissen wir noch? Урок - обобщение.

Зачет.

Повторить лексику.

Тестирование.

15

Урок - игра. «Kennst du die Natur Lukojanowski Bezirk?».

Урок-игра

Закрепить изученный материал

III четверть.

16

Рождественские праздники.

Сообщения по опережающим заданиям

Колядки, которые поют в селах.

Познакомить с рождественскими традициями.

17

У истоков: кустарные промыслы.

«Поташ, бочки, сани, валенки, мочало».

Интегрированное занятие с уроком технологии.

Пересказать, нарисовать иллюстрацию

Познакомить с главными промыслами сел.

18

Между Дивеевым и Болдиным.

Работа с электронными носителями.

Выучить новую лексику. Индивидуальные задания.

Сообщения

19

Пушкин в Лукоянове..

Работа с электронными носителями.

Сообщение о Пушкине.

Познакомить с великими людьми, имена которых тесно связаны с нашим районом

20

«Сколько тут неописуемого горя!». В.Г.Короленко и его общественная столовая в селе Елфимово».

Занятие по отработке полученных знаний переводческой деятельности

Сообщение о Короленко.

Познакомить с великими людьми, имена которых тесно связаны с нашим районом

21

Патриарх Кирилл - выходец из Лукояновской земли.

Интегрированный урок с уроком Религии России

Доклады.

Познакомить с великими людьми, имена которых тесно связаны с нашим районом

22

Мельников-Печерский - первый исследователь мордвы.

Отработка навыков чтения

Сообщение .

Познакомить с великими людьми, имена которых тесно связаны с нашим районом

23

Творчество местных поэтов

Занятие по отработке полученных знаний переводческой деятельности

Повторить лексику.

Совершенствовать произносительные навыки учащихся

24

Народные праздники. Масленица.

Сообщения по опережающим заданиям

Познакомить с особенностями народных праздников.

25

Обобщающий урок.

Кроссворды учеников, иллюстрации, фото.

Составить кроссворд по пройденной лексике.

Закрепить изученный материал. Тренировать в употреблении немецких слов.

26

Урок - игра. «Кроссвордомания».

Урок-игра


Проверить уровень усвоения знаний.

IV четверть

27

Прошлое и настоящее района.

Презентация мультимедиа. Карта района, карточки со старыми и новыми названиями городов, фотографии, доска.

Нанести на карту города. Сообщения.

Познакомить с немецкими названиями городов района, учить писать, говорить их по-немецки.

28

Заочное путешествие по Лукоянову. Wir fahren nach Lukoyanow.

Презентации мультимедиа, карточки со стихотворениями.

Выучить стихотворение о Лукоянове.

Познакомить с историей, особенностями главного города района.

29

Посещение Лукояновского краеведческого музея, посещение выставочного зала в Лукояновском ДК

Урок-экскурсия.

Описание понравившегося материала

Познакомить с историей, особенностями главного города района и выставочными экспонатами, картинами местных художников.

30

Экологическое здоровье района. Die Ökösituation des Bezirk.

Проблемно-диалоговое занятие

Написать и проиллюстрировать предложения по защите окружающей среды.

Дать представление об экологической ситуации области, учить беречь природу.

31

Конференция «Экологические проблемы и пути их решения».

Проблемное диалоговое занятие

Аргументировать свое мнение.

Дать представление об экологической ситуации области, учить беречь природу.

32

Лукояновский район - крупный сельскохозяйственный центр юга Нижегородчины.

Конкурсное занятие

Подготовка к защите проектов.

Учить называть и знать отрасли с/х.

33

Защита проектов «Моя малая родина»

Презентации проектов

Повторить материал курса.

Проверить уровень усвоения знаний по теме.

34

Урок-обобщение.

Семинарское занятие

Подведение итогов работы за год.

35

Итоговый урок. Викторина «Родной край».

Проверить уровень усвоения знаний по курсу.



Содержание программы.

1.Откуда мы родом? 9 часов

Из истории сел Елфимово, Никулино, Чиргуши. Моя родословная. Герои войны. Национальные блюда. Русские и мордовские сказки Национальные костюмы.

2. Знаешь ли ты Лукояновский район? 6 часов

Животный мир. Растительный мир. Реки. Красная книга..

3. Лукояновская земля. 11 часов

Народные традиции. У истоков: кустарные промыслы. Наши соседи: Дивеево и Болдино. Известные и великие на Лукояновской земля: А.С.Пушкин, В.Г,Короленко, Мельников-Печерский, Патриарх Кирилл. Творчество местных поэтов.

4. Прошлое и настоящее района. 9 часов

Путешествие по г.Лукоянов. Посещение краеведческого музея и выставочного зала в ДК.

Экологическое здоровье района . Лукояновская земля - крупный с/х центр. Проект «Моя малая родина».

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:


  • Описывать родное село, собирать необходимую информацию и оформлять проекты о знаменитых земляках;

  • знать экологические проблемы села и района, причины их возникновения, находить пути решения этих проблем и вести дискуссию на заданную тему;

  • называть и описывать праздники, характерные для родного села, национальные костюмы и блюда;

  • знать и уметь называть по-немецки символику районного центра - г. лукоянова;

  • вести беседу об отраслях с/х района

  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов;

  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

  • умение пользоваться сетью Интернет.



© 2010-2022