Организация исследовательской работы по иностранному языку на уроках и во внеурочное время

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской работы по иностранному языку

на уроках и во внеурочное время

Автор статьи: Сятковская Ярослава Вадимовна, учитель иностранных языков МБОУ Гимназия №2 г.о. Краснознаменск, Победитель в муниципальном марафоне "Учительство Подмосковья - воспитание будущего поколения " в номинации «Партнёрство классного руководителя и семьи в организации общественно значимой деятельности классного коллектива» - 2011г., Победитель IX Городской выставки научно-исследовательских работ «Твоя профессиональная карьера» в номинации «Лучший научный руководитель» - 2014 г., Победитель Региональной выставки научно-исследовательских работ «Твоя профессиональная карьера» в номинации «Лучший научный руководитель» - 2015 г.

Стаж работы - 20 лет. Квалификационная категория - Высшая.


Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.

(древняя мудрость)

Современные ученики - кто они? Какие стремления у наших школьников? Что они могут, на что способны? Это становится очевидным, когда наблюдаешь за их образом жизни со стороны. Во-первых, современные ученики обладают совсем отличным от нашего набором ценностей, они более эгоцентричны, требуют, чтобы уважали их интересы и практически не задумываются о том, что в век ИТ они теряют одну из самых главных составляющих в жизни - это умение размышлять, анализировать, доказывать свою точку зрения аргументировано, практически не владеют набором слов, логически связывающих предложения в беседе, используя просторечные выражения. Кругозор у учащихся развивается на уроках, при чтении дополнительной литературы, но в основном их кругозор ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер - это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности. Анализируя данное состояние вещей, возникает необходимость организации исследовательской работы с учащимися. Несколько лет назад я попыталась пересмотреть методику преподавания иностранного языка и постепенно начала вводить элементы исследовательской деятельности на уроках в 5-11 классах, затем занялась созданием НИР с учащимися.

Целью моей работы стало привитие учащимся навыков исследовательской деятельности, умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно. Задачи, которые я поставила перед собой для достижения цели обучения:

  • Постепенное введение на уроках иностранного языка элементов исследовательской деятельности.

  • Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.

  • Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.

  • Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.

  • Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.

Учебно-исследовательскую работу учащихся стараюсь вести по двум направлениям. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа, проектная работа, НИР по иностранному языку, интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции и т. д.

Остановлюсь на самом объемном виде деятельности - научно-исследовательской работе. Применение данного метода дает не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только продвигается вперед в своем педагогическом развитии, но и для себя узнает много новых и интересных вещей. Поэтому я стараюсь заниматься исследовательской работой ежегодно. В своей практике я не ограничиваю учеников выбором темы в рамках моего предмета, мы имели опыт в написании работ, учитывая межпредметные связи (а именно, сочетание таких дисциплин как французский язык - русский язык и литература, английский/французский язык - история, обществознание, математика, химия, физика). На моём счету за несколько последних лет педагогической практики были осуществлены следующие проекты: «Забавный английский глазами детей», «Фразеологизмы в русских народных и французских сказках», «Чайная церемония и все о ней», «Англия - мастерская XIX века», «Средневековая Франция», «Числовой компонент в лингвистике».

Хочется выделить роль педагога на разных этапах организации исследовательской деятельности. Очень важно выявить детей, предрасположенных к научно-исследовательской работе. Здесь роль учителя является доминирующей, а взаимодействие учителя и учащихся тесное. При определении темы, целей и постановки задач учитель уже выступает в роли консультанта. При выполнении работы ученику предоставляется максимальная самостоятельность. На этапе защиты, анализируя деятельность, учитель и ученик (ученики) - равноправные партнеры.

Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время отличается друг от друга.

  1. Конечными целями. Если в течение уроков использование элементов исследовательских приемов предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская деятельность во внеурочное время нацеливает учащегося на серьезный конечный результат, совмещающий в себе все этапы написания работы.

  2. Временными рамками. На развитие исследовательских навыков уходит несколько минут урока, но это ведет к общей цели - написания исследовательской работы, которая займет, по меньшей мере, 3 месяца.

  3. Количеством учащихся. В овладении методами и приёмами исследовательских навыках на уроках участвует весь класс, а для работы над НИР выбираются только те немногие учащиеся, которые имеют желание проводить исследования в какой либо области знаний.

Очень часто возникает вопрос, какой из типов обучения наиболее эффективен. Формирование исследовательских навыков на уроках обучения иностранному языку, с моей точки зрения, способно помочь глубже узнать изучаемый язык, повысить мотивацию учащихся, увидеть практическое применение ИЯ в современном мире. Использование современным учителем подобного метода в своей практике даст каждому ученику счастливую возможность самореализоваться, создаст условия для полноценного развития личности. Учитывая вышесказанное, статью закончу словами известного педагога и психолога Ш.А.Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

© 2010-2022