• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Практико-ориентированная подготовка специалистов для транспортной отрасли в условиях реального производства на полигонах Ресурсного центра Перевозского строительного колледжа

Практико-ориентированная подготовка специалистов для транспортной отрасли в условиях реального производства на полигонах Ресурсного центра Перевозского строительного колледжа

Аннотация проекта Педагогический проект «Практико-ориентированная  подготовка специалистов для транспортной отрасли в условиях реального производства на полигонах Ресурсного центра Перевозского строительного колледжа» подготовлен  преподавателем Красильниковым М.В. В проекте  обозначена цель проводимой работы, определен комплекс задач, обоснована актуальность и необходимость организации подготовки специалистов в условиях реального производства. Представлено ресурсное обеспечение проекта, опреде...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»


Педагогический проект

Практико-ориентированная подготовка специалистов для транспортной отрасли

в условиях реального производства

на полигонах Ресурсного центра

Перевозского строительного колледжа



Красильников М.В.

преподаватель

ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»


г. Перевоз

2014 г.

Аннотация проекта

Педагогический проект «Практико-ориентированная подготовка специалистов для транспортной отрасли в условиях реального производства на полигонах Ресурсного центра Перевозского строительного колледжа» подготовлен преподавателем Красильниковым М.В.

В проекте обозначена цель проводимой работы, определен комплекс задач, обоснована актуальность и необходимость организации подготовки специалистов в условиях реального производства. Представлено ресурсное обеспечение проекта, определен круг партнеров. Содержательно описаны ожидаемые результаты и социальные эффекты от реализации проекта. Четко очерчены основные факторы технологии, лежащей в основе подготовки специалистов.

Должное внимание уделено описанию основных подходов к оценке эффективности проекта. Обозначены перспективы дальнейшего развития проекта.














Обоснование необходимости проекта

Исторически Нижегородская область является ведущим промышленным регионом с высокоразвитым научно - техническим потенциалом. Одной из важнейших отраслей экономики Нижегородской области является транспортная отрасль. От ее эффективного функционирования в значительной степени зависит социально-экономическое развитие и условия жизни населения. Транспорт выполняет роль кровеносной системы в сложнейшем организме нашей области и страны. История показывает, что всякий раз возрождение России начиналось с развития транспорта. Транспорт в нашей стране способствует решению важных политических и экономических задач. Реализация приоритетных национальных проектов была бы невозможна без развитой сети автодорог и грамотно организованной транспортной системы. Следовательно, подготовка специалистов для транспортной отрасли - это стратегическая задача для России.

Таким образом, в настоящий момент существует насущная необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для транспортной отрасли, в том числе и по рабочим профессиям. Основой такой подготовки должны стать реальные производства, оснащенные современным оборудованием. Так же необходимо обеспечить реализацию принципов опережающей профессиональной подготовки с учетом направлений развития и инноваций в транспортной отрасли.

На практике можно увидеть явное несоответствие практических навыков выпускников требованиям современного производства. Молодой специалист часто нуждается в доводке, а иногда и переобучении.

Обобщение педагогического опыта профессиональной подготовки привело к осознанию необходимости внедрения системы практико-ориентированной подготовки специалистов для транспортной отрасли в условиях реального производства на полигонах Ресурсного центра Перевозского строительного колледжа.

Инновационность проекта заключается в реализации принципов обучения, отличных от существующих.

1. Практикоориентированность. Это основа формирования профессиональных компетенций и получения опыта, столь необходимого молодому специалисту, по профессиональным видам деятельности.

2. Адресность подготовки. Обучающийся готовится к профессиональной деятельности на конкретном предприятии или конкретном полигоне и совместно с общим набором профессиональных компетенций, характерных для данной специальности, осваивает компетенции, отражающие особенности данного предприятия или оборудования и оснастки. Основным условием обеспечения адресности подготовки в такой системе является договор, в котором прописываются практическая и теоретическая части образования, а также возможности получения и виды дополнительной квалификации.

3. Достоверность квалификации. Социальные партнеры - работодатели, являются главными заинтересованными сторонами при такой системе подготовки, поэтому дополнительно к диплому образовательного учреждения необходимо получение свидетельства признания квалификации профессиональным сообществом. Механизмом подтверждения квалификации является Центр оценки сертификации квалификации. ЦОСК представляет интересы работодателей и проводит экспертизу на соответствие профессиональным стандартам. В состав экспертной комиссии ЦОСКа входит представители от предприятия-работодателя, поэтому присвоенный уровень квалификации признаётся безусловно достоверным.

Основными факторами данной технологии являются:

1. Раннее профессиональное определение, включающее в себя мероприятия по профессиональному ориентированию, мастер-классы и психотренинги для школьников.

2. Система практико-ориентированной подготовки позволяет обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста ориентированного на конкретное производство за более короткое время. Основным средством и методом такой подготовки является вовлечение обучающегося в условия реального полигона на ранних стадиях подготовки, для чего служат учебно-производственные полигоны и производственные площадки базовых кафедр социальных партнеров;

3. Система оценки квалификации и её профессиональное подтверждение включает в себя оценку со стороны государства через выполнение выпускной квалификационной работы, а так же признание и подтверждение этой оценки профессиональным сообществом через получение экспертного заключения Центра оценки сертификации квалификации.

При разработке проекта руководствовались следующими документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы,

- Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г.

- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года.


Цель и задачи проекта

Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, не требующих дополнительной переподготовки и адаптации к производственной среде для автотранспортной отрасли.

Реализация намеченной цели в рамках реализации программы предполагает решение следующих задач:

- совершенствование взаимодействия с потенциальными работодателями в области содержания подготовки;

- переосмысление содержания рабочих программ профессиональных модулей в сторону увеличения практикоэффективности;

- постоянное обновление содержания подготовки специалистов в соответствии с современным уровнем развития производства и технологий в области диагностирования, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;

- обеспечение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности обучающегося, позволяющее обеспечить его социальную и профессиональную мобильность, открытость к изменениям и творческому поиску.

Основное содержание проекта

Реализация принципов практико-ориентированности подразумевает, что практическая подготовка студентов базируется на реализации требований потенциальных работодателей. Для этого были разработаны опросные листы, на основании которых были определены следующие показатели:

- виды рабочих мест на СТО;

- виды и марки наиболее распространенного оборудования рабочих мест;

- требования к уровню квалификации по видам работ, выполняемых на рабочих местах СТО.

На основании полученной информации был оборудован полигон технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта на базе Ресурсного центра ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж». Полигон был оснащен по выполнению работ по трем направлениям:

  1. Диагностика ТОиР двигателей без выполнения работ по расточке коленвала и хонингования гильз цилиндров.

  2. Ремонт подвески с выполнением работ по шиномонтажу, балансировке и «сход - развалу».

  3. Компьютерная диагностика узлов и агрегатов автомобиля с выполнением работ по электрооборудованию автомобилей.

Вторым этапом реализации практико-ориентированности явилась переработка учебно-нормативной документации. В процессе анализа рабочих планов и КТП были выделены темы, практические и лабораторные работы, проведение которых можно перенести на учебный полигон. В результате чего семьдесят процентов учебного времени обучающиеся проводят, выполняя реальные работы на полигоне.

Воспитание ответственного отношения к своим обязанностям достигается за счет совмещения деятельности учебного полигона и СТО. Работа с реальными заказами позволяет добиться высокой квалификации и устойчивого профессионального навыка у обучающегося.

Работы выполняются под руководством трех мастеров-наставников. За каждым мастером закреплено два звена по четыре студента. Студенты работают на СТО посменно, последовательно переходя от одного поста к другому, с одного рабочего места на другое. Помимо работ с реальными заказчиками студенты выполняют техническое обслуживание и ремонт автомобилей автошколы. Теоретическая часть профессиональных модулей, а так же те работы, которые по тем или иным причинам невозможно выполнить на учебном полигоне, проводятся в специально оборудованной лаборатории, оснащенной мультимедийным оборудованием, а так же образцами современного технологического оборудования и оснастки для диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Реализация профессионального модуля ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами в Перевозском строительном колледже реализована в рамках социального партнерства с Mobil Delvac. Оснащенные самым современным оборудованием лаборатории Автомобильных эксплуатационных материалов, технического оборудования заправочных станций и технологии отпуска горюче-смазочных материалов позволяют выполнять все виды работ, заложенные в профессиональном модуле с материалами и оборудованием Mobil Delvac.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровое обеспечение:

25 преподавателей колледжа, 6 кандидатов наук, 12 ведущих специалистов предприятий бизнес - партнеров, 1 - Народный учитель, 5 - Почетных работников СПО.

Нормативно - правовое обеспечение:

Статус инновационной площадки ГБОУ ДПО «НИРО», экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» (2010), договора о сотрудничестве с социальными партнерами.

Программно-методическое:

Учебно-нормативная документация, учебно-методические материалы по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», графики загрузки полигонов.

Информационное:

Программа компьютерной диагностики электронного блока управления BOSCH МР7.0

Программа Сканматик для диагностики отечественных и зарубежных автомобилей

Программа диагностики ЭСУД

Материально-техническое:

Полигоны: Полигон технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, полигон диагностики автомобильного транспорта, производственные площадки социальных партнеров.

Лаборатории: Электрооборудования автомобилей и двигателей внутреннего сгорания; Автомобильных эксплуатационных материалов, технического оборудования заправочных станций и технологии отпуска горюче-смазочных материалов.

Партнеры проекта

  1. Объединение работодателей "Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей"

  2. Торгово-промышленная палата Нижегородской области

  3. Корпорация Exxon Mobil

  4. Группа компаний «Профессионал»

  5. «Вадское Пассажирское автотранспортное предприятие» - филиал Государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт»

6. Образовательные организации Нижегородской области, объединенные сетевым взаимодействием.

7. Школы - участники инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО.

Целевая аудитория проекта

Обучающиеся по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и профессии Автомеханик.

Группы граждан: безработные, мигранты, нетрудоустроенная молодежь.

План реализации проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитико-проектировочный (2012 - 2013 г.г.)

2 этап - организационно-коммуникативный (2013 -2014 г.г.)

3 этап - исполнительский (2014 - 2015 г.г.)

4 этап - заключительный (2015 - 2016 г.г.)

1 этап - аналитико-проектировочный:

1. Изучение базовых основ подготовки в условиях реального производства.

  1. Анализ прецедентов подготовки специалистов в условиях реального производства.

  2. Разработка нормативной документации;

  3. Переработка учебных планов.

2 этап - организационно - коммуникативный:

1. Определение участников проекта, согласование их функций, разработка механизмов взаимодействия.

2. Согласование и подписание документов, обеспечивающих взаимодействие участников.

3. Определение перечня направлений подготовки для участия в проекте.

4. Создание материально-технической базы для реализации проекта (создание учебно-производственных полигонов).

3 этап - исполнительский:

1. Реализация образовательного процесса.

2. Определение содержания уровня подготовки и квалификации специалистов в соответствии требованиями работодателей.

3. Корректировка образовательных программ с учетом факторов загруженности предприятий.

4. Организация набора и подготовки рабочих кадров по заявленным в рамках проекта образовательным программам.

5. Оценка промежуточных и итоговых результатов проекта.

4 этап - заключительный (обобщающий):

1. Подготовка рекомендаций по изменениям нормативно-правовой базы.

  1. Составление аналитического отчета о ходе реализации проекта.

  2. PR - продвижение результатов проекта.

  3. Разработка методических рекомендаций по организации обучения на рабочем месте в условиях реализации образовательного процесса с элементами дуального обучения.

Ожидаемые результаты и социальные эффекты проекта

Ожидаемые результаты:

- выпуск высококвалифицированных специалистов, ориентированных на конкретное производство,

- сформированная база вакантных рабочих мест на предприятиях социальных партнеров;

- заключенные договора с предприятиями: ученические, партнерские и инвестиционные;

- сформированный перечень профессиональных компетенций (вариативная часть ФГОС), достаточных для выполнения работы на предприятии работодателя;

- разработанные индивидуальные графики обучения с использованием элементов интерактивных и дистанционных технологий обучения;

- переработанные учебные планы;

- разработанные и согласованные с работодателем графики учебного процесса;

- разработанные и согласованные с работодателем календарные графики обучения;

- разработанная и сформированная целостная система методического сопровождения (модульные программы, ктп, оценочные листы, КОСы и т.д. преподавателей, мастеров п/о и мастеров -наставников на предприятии);

- разработанные формы документов подтверждающих освоение дополнительных компетенций;

- разработанная система повышения квалификации педагогического коллектива, администрации и мастеров-наставников организаций социальных партнеров;

Ожидаемые эффекты для предприятий:

1. Включение работника в производственный процесс без потерь времени и средств на доподготовку.

2. Участие работодателя в определении состава и направления практической подготовки потенциального работника.

3. Оценка личностных, социально значимых и профессиональных качеств потенциального работника посредством независимой экспертизы в ЦОСК.

Ожидаемые эффекты для образовательной организации:

1. Заинтересованность студента в высоком уровне овладения профессиональными навыками и демонстрация этого уровня;

3. Более полная и объективная оценка сформированности навыков и опыта практической деятельности студентов;

4. Получение ряда документируемых процедур, позволяющих отследить и оценить работу мастера п/о, мастера-наставника.

Ожидаемые эффекты для обучающихся:

1. Гарантированное трудоустройство;

2. Подтверждение квалификации со стороны предприятия;

3. Быстрое включение в трудовую деятельность и получения заработка.

Основные подходы к оценке эффективности проекта:

  1. Объем инвестиций, привлеченных образовательным учреждением в рамках государственно-частного партнерства (оснащение полигонов Ресурсного центра, Учебных центров и производственных площадок базовых кафедр);

  2. Затраты выпускника на переподготовку и повышение квалификации при первичном трудоустройстве.

  3. Степень участия социальных партнеров в определении содержания профессиональной подготовки потенциального работника.

  4. Уровень удовлетворённости работодателя качеством выполнения трудовых функций выпускником при первичном трудоустройстве.

  5. Процент выпускников, успешно подтвердивших квалификацию и получивших сертификат ЦОСК.

  6. Процент выпускников, профессионально ориентированных на конкретное предприятие.

7. Степень удовлетворенности выпускника социальным статусом и местом в профессиональном сообществе, полученными в результате обучения в колледже.

8. Возможность использования другими образовательными организациями опыта подготовки специалистов в Перевозском строительном колледже.


Перспективы дальнейшего развития проекта

Дальнейшее развитие проекта позволит перевести подготовку по техническим специальностям на принципы дуального образования. В ближайшей перспективе планируется принять участие в движении WorldSkills по компетенции Автомеханик. Для этого планируется создание нового полигона и его оснащение в соответствии с требованиями мировых стандартов в области диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей.



© 2010-2022