Аудио-визуальность – залог эффективности современного подхода к преподаванию иностранного языка

Данная статья является апробацией электронного тематического фотословаря современного английского языка.    На современном этапе образования говоря об аудио-визуальности в преподавании иностранных языков, следует особо подчеркнуть значимость всемирной сети Интернет, лидера среди телекоммуникационных технологий, т.к. она представляет собой международное, многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одно...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аудио-визуальность - залог эффективности современного подхода к преподаванию иностранного языка



Волошина В. А. преподаватель  категории

г. Лабинск, ГБОУ СПО «Лабинский медицинский колледж»

[email protected], т.: 8-964-937-81-17



После проведения множества исследований эксперты выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запомнил около 1/4 его объема. Если информация была представлена визуально - около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. Таким образом, использование аудио-визуальной основы с активным вовлечением студентов в образовательный процесс является залогом достижения эффективности в процессе обучения иностранного языка.

Для восприятия аудиовизуальных средств очень важно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, нежели слуховые.

Но, как правило, основную информацию студенты получают с помощью сигналов, воспринимаемых слуховыми анализаторами. Отсюда следует, что зрительный анализатор обладает значительными потенциальными резервами для увеличения ввода обучающей информации. Для успешного обучения важно, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения аудиовизуальных средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому студент, воспринимающий информацию с помощью аудиовизуальных средств, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, которая создает необходимую эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что получение знаний особенно нуждается в живом созерцании, в наблюдении. Аудиовизуальные средства с успехом решают эту задачу. Они вводят в обучение фактический материал, отражающий окружающий мир природы, жизни, науки. Они превращают язык из абстракции в живое средство общения. Они дают не только преподавателю, но и студентам возможность творить и фантазировать, моделировать взаимное общение на занятии, делая его активным и интересным. Конечно же, очень многое зависит от заинтересованности и творческого отношения преподавателя ко всем организационным и методическим вопросам, которые касаются сферы применения аудиовизуальных средств обучения. Но не подлежит сомнению тот факт, что широкое внедрение аудиовизуальных средств в практику обучения иностранным языкам будет способствовать не только повышению качества усвоения языка и улучшению эстетического и нравственного воспитания студентов, но и достижению цели обучения иностранным языкам, которая заключается в том, чтобы научить студентов общаться.

В современном обществе, в эпоху общеевропейского развития меняется и растет статус иностранного языка как учебного предмета. Современное преподавание иностранного языка невозможно без привития учащимся иностранной культуры.

Бесспорно, культура в различных её направлениях содействует формированию личности человека. Иноязычная культура, содержащая в себе социокультурные факторы, способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а также более осознанному изучению иностранного языка.

На современном этапе обучения иностранному языку предполагается усиление воспитательной, образовательной и развивающей направленности содержания обучение за счет использования страноведческого подхода к отбору и организации учебного материала в электронном виде. Иностранный язык усваивается в тесной связи с культурой и историей страны изучаемого языка.

На наш взгляд, необходимость изучения иностранного языка в неразрывной связи с культурой народа - носителя данного языка является аксиомой в методике обучения иностранным языком.

Использование аудио-визуальной страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности студентов, благоприятствует их коммуникативным навыкам и умениям, дает стимул к работе над языком и способствует решению воспитательных задач.

На современном этапе образования говоря об аудио-визуальности в преподавании иностранных языков, следует особо подчеркнуть значимость всемирной сети Интернет, лидера среди телекоммуникационных технологий, т.к. она представляет собой международное, многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов, которые могут быть активно использованы в самостоятельной работе студентов при изучении иностранного языка. [2, с. 47]

Следует признать, что в современных реалиях изменился статус преподавателя. Он более не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается лишь авторский подход к её интерпретации. Смещается акцент в сторону формирования у студентов исследовательских умений, умений самостоятельно работать с информацией. [1, c. 67] В качестве доказательства вышесказанного, хотелось бы привести пример создания мультимедийных оригинальных бинарных презентаций (английский и русский) студентами медицинского колледжа под руководством преподавателя. Тематика разнообразна, от тем по страноведению: презентаций «Страны Соединенного Королевства», «Политическое устройство Великобритании», «Достопримечательности Лондона», «Флора и фауна Британских островов» до конкретных специализированных тем по медицине: «Анатомия». «Сердце», «Сердечнососудистая система», «Дыхательная система», «Врачи и их деятельность», «Медицинские инструменты», «Общий инструментарий», «Эндокринная система», «Фитотерапия в косметологии», «Медицина в книге рекордов Гиннеса».

Итак, использование студентами аудио-визуальных ресурсов Интернета в самостоятельной работе по иностранному языку позволяет эффективно решать преподавателю такие дидактические задачи, как: формирование устойчивой мотивации, активизация мыслительных способностей студентов, привлечение пассивных студентов, повышение интенсивности учебного процесса, обеспечение новыми даже недоступными материалами, аутентичными текстами, реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению.

Принимая во внимание тот факт, что большинство современных студентов не читают книг, предпочитая просмотр фильмов или электронные версии, проблема пополнения словарного запаса стала насущной и актуальной. Использование словарей превратилось в редкость, т.к. есть On-Line переводчики. Исходя из данной ситуации, возникла идея создания электронного тематического фотословаря английского языка, который будет включать в себя темы, относящиеся к географии, истории, общественной жизни, искусству, культуре, архитектуре, религии. Студенты принимают активное участие в создании данного словаря, который позволит обогатить словарный запас лексикой современного английского языка. Данное уникальное издание будет представлять интерес для большого круга лиц, т.к. английский язык стал универсальным языком ХХI века, языком Интернета, без которого мы уже не можем представить свою жизнь. В дальнейшем планируется выпуск аудио-версии этого словаря. Издание данного словаря послужит залогом эффективности современного креативного подхода к преподаванию иностранного языка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алдушонков В.Н. Влияние компьютерных технологий обучений на формирование познавательной самостоятельности студентов: дисс… кандидат пед. наук / В.Н. Алдушонков. - Брянск, 2001

  2. Ильина О.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов по владению иноязычной речевой деятельностью с помощью компьютерных технологий: дисс… кандидат пед. наук / О.В. Ильина - Смоленск, 2002

© 2010-2022