Методические рекомендации и учебные задания к теме Словообразование имен существительных

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ КК

«НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические рекомендации и учебные задания к теме:

«Словообразование имён

существительных, образование

существительных с помощью

суффиксов, словосложение имён

существительных, субстантивация»

г. НОВОРОССИЙСК 2015 г.

Составил: преподаватель иностранного языка Сангулия Д.М.











Данное пособие предназначено для студентов педагогического колледжа.Оно содержит: перечень умений, алгоритмы, примеры выполнения упражнений на умение, теоретический материал, а также упражнения для закрепления грамматического материала. Данное пособие может быть использовано для самостоятельного изучения темы









ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ

№ п/п

Умения

Алгоритм

1

Образование от основ глаголов существительных мужского рода, обозначающих лица по профессии, нацио­нальности и т.п.

1. Выделить основу глагола, отбросив от формы Infinitiv -en, (-ein).

2. Добавить к основе глагола суффикс -er (-let; -
пег, -апег).

2

Образование от основ глаголов способом суффиксации существительных женского рода.

1.Выделить основу глагола, отбросив от формы Infinitiv -en, (-ein).

2. Добавить к основе глагола суффикс -ung.

3

Образование существительных женского рода от прилагательных с суффиксами -ig, -lieh, -bar, -sam.

1. Добавить к прилагательному суффикс -keit.

4

Образование уменьшительных и ласкательных существительных

1. Добавить к существительному любого рода суффикс -chen или -lein с умляутом корневого
гласного.

2. Поставить перед существительным артикль
среднего рода.

5

Определение рода

сложного

существительного.

1. Выделить основное слово сложного существительного (второе или последнее слово).

2.Установить род основного слова (в случае необходимости по словарю).

3. Записать род основного слова как род сложного

существительного.

6

Проставление ударения в сложном существительном,

1. Выделить определительное слово в сложном существительном.

2.Поставить ударение на определительное слово.

7

Согласование именного сказуемого с подлежащим при именной части, выраженной прилагательным именного сказуемо

1.Установить лицо и число подлежащего.

2. Выделить изменяемую (спрягаемую) часть именного сказуемого.

З.Поставить изменяемую часть сказуемого в том же
лице и числе, что и подлежащее.

4.Поставить на первое место подлежащее, на второе - изменяемую часть сказуемого и в конце

предложения именную часть сказуемого.


ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА УМЕНИЯ

1. Образовать существительное мужского рода от глаголов lehren, malen, lesen.

1)Выделяем основу глаголов, отбросив -еп от формы Infinitiv: lehr-en; mahl - en;

les - en;

2)Добавляем к основе глаголов суффикс - er (-ler, -пеr, -апer): der Lehrer; der

Mahler; der Lesen

2. Образовать существительные женского рода от глаголов erklären,
entwickeln, benutzen.

1)Выделяем основу глагола, отбросив от формы Infinitiv -en: erklären, entwickeln - entwickl, benutz - en;

2)Добавляем к основе глагола суффикс -ung: die Erklärung, die Entwicklung, die

Benutzung.

3. Образовать существительные женского рода от прилагательных notwendig,
ehrlich, kostbar, seltsam.

Добавляем к прилагательному суффикс -keit: die Notwendigkeit, die Ehrlichkeit, die Kostbarkeit, die Seltsamkeit.

4. Образовать уменьшительные (ласкательные) существительные от
существительных das Haus, die Mutter, der Vater, das Buch.

1)Добавляем у существительного суффикс -chen или - lein с умляутом корневого гласного:

Häuschen, Mütterchen, Väterchen, Büchlein.

2)Ставим перед существительным артикль среднего рода: das Häuschen, das Mütterchen,

das Väterchen, das Büchelein.

5. Определить род сложных существительных: Großstadt, Eßzimmer,
Arbeitsplatz.

1)Выделяем основное слово сложного существительного: Stadt, Zimmer, Platz; 2)Устанавливаем род основного слова: die Stadt- ж. p.; das Zimmer- ср. p.; der Platz - м. р.

3)3аписываем род основного слова как род сложного существительного:

die Großstadt-ж.p.; das Eßzimmer-cp. p.; der Arbeitsplatz - м. p.

6. Проставить ударение в сложных существительных: Großstadt, Eßzimmer,
Arbeitsplatz.

1) Выделяем определительное слово в сложном существительном: Groß,

(основа глагола), Arbeit;

2)Ставим ударение на определительное слово: Großstadt, Eßzimmer, Arbeitsplatz.

7. Согласовать подлежащее dieser Lehrer и сказуемое krank sein.

1) Останавливаем лицо и число подлежащего dieser Lehrer: 3-е лицо, ед. ч.

2)Выделяем изменяемую часть сказуемого krank sein: вспомогательный

глагол sein.

3)Ставим изменяемую часть сказуемого (sein) в том же лице и числе, что и

подлежащее, а именно: в 3-м лице единственного числа - ist.

4)Ставим на первое место подлежащее (dieser Lehrer), на второе - изменяемую

часть сказуемого (ist) и в конце предложения именную часть сказуемого

(krank): Dieser Lehrer 1st krank.

§1. Основные способы словообразования

К способам словообразования в немецком языке относятся:

  • суффиксация (основа + суффикс): Les-er, gluck-lich, geh-en;

  • префиксация (приставка + основа): Ge-räusch, ur-alt, be- wohnen;

  • словосложение (основа + основа): Land-karte, blut-jung, stehen-bleiben;

  • переход слова из одной части речи в другую: laufen - das Laufen;

  • бессуффиксное образование слов из глагольных корней: verzichten -der Verzicht, unterriehten ~ der Unterricht.

§2, Образование существительных мужского рода

Существительные мужского рода могут образовываться от разных частей речи с помощью суффиксов r, -ling.

Суффикс -er (~lert -пer, -апеr) служит для образования от основ глаголов существительных, обозначающих лиц по профессии, национальности и т.п.:

lehren (учить) malen (рисовать) lesen (читать) Moskau (Москва)

der Lehrer (учитель)

der Maler (художник)

der Leser (читатель)

der Moskauer (москвич)

Суффикс - ling служит для образования существительных, обозначающих лиц, обладающих отрицательными качествами:

Feige (трусливый) schreiben (писать) frech (дерзкий)der Feigling (трус)

der Schreiberling (писака)

der Frechling (нахал)

§3, Образование существительных женского рода

Существительные женского рода могут образовываться от разных частей речи с помощью суффиксов -ung, -heit, -keit, -schaft, -ion, -tat, -ei.

Суффикс -ung служит для образования от основы глагола существительных, обозначающих действие, процесс, а также предметы (часто соответствует русским суффиксам - ние, -тие):

erklären (объяснять) entwickeln (развивать) benutzen (использовать) handeln (действовать) kleiden (одевать) wohnen (жить) verwalten (управлять) regieren (править)

die Erklärung (объяснение)

die die Entwicklung (развитие)

die Benutzung( использование)

die Handlung (действие)

die Kleidung (одежда)

die Wohnung (квартира)

die Verwaltung (управление)

die Regierung (правительство)

Суффикс - heit служит для образования существительных от прилагательных и причастий:

schon (красивый) die Schönheit (кpacoтa)

sicher (безопасный, уверенный) die Sicherheit (безопасность,, уверенность)

klug (умный) die Klugheit (ум)

dumm (глупый) die Dummheit (глупость)

beliebt (популярный) die Beliebtheit (популярность)

Суффикс - keit служит для образования существительных от прилагательных с суффиксами - lich, - ig, - bar, - sam:

notwendig (необходимый) die Notwendigkeit (необходимость)

ehrlich (честный) die Ehrlichkeit (честность)

kostbar (драгоценный) die Kostbarkeit (драгоценность)

seltsam (странный) die Seltsamkeit (странность, редкость)

Существительные с суффиксами - heit, - keit обычно обозначают свойства и качества.

Суффикс - igkeit является вариантом суффикса -keit. В русском языке им

соответствуют суффиксы -ость,-не:

nutzlos (бесполезный) die Nutzlosigkeit (6ecполезность)

süß (сладкий) die Süßigkeit (сладость)

müde (усталый) die Müdigkeit (усталость)

wahrhaft (правдивый) die Wahrhaftigkeit (правдивость)

Суффикс -schaft служит для образования существительных от основ существительных, прилагательных, иногда глаголов. В русском языке ему соответствуют суффиксы -ство, -ость. Существительные с суффиксом -schaft имеют следующие значения:

а) собирательности:

der Arbeiter (рабочий) die Arbeiteschaft (рабочие)

der Bauer (крестьянин) die Bauemschaft (крестьянство) gemein (общий) die Gememsebaft (общность)

der Lehrer (учитель) die Lehrerschaft (учительство)

Методические рекомендации и учебные задания к теме Словообразование имен существительныхб) состояния, вида деятельности:

der Feind (враг) die Feindschaft (вражда) der Witwer (вдовец) die Witwerscliaft (вдовство)

в) собирательности по виду деятельности:

der Anwalt (адвокат) die Anwaltsehaft (адвокатура) der General (генерал) die Generalschaft (генералитет) der Nachbar (сосед ) die Nachbarschaft (соседство) bekannt (знакомый) die Bekantschaft (знакомство)

Суффикс -ion служит для образования от глаголов на -ieren существительных со значением действия. В русском языке ему соответствуют суффиксы - ия , -ция:organisieren (организовывать) die Organisation (организация) registrieren (регистрировать) die Registration (регистрация)

Суффикс -tät служит для образования существительных чаще всего от основ прилагательных. В русском языке ему соответствуют суффиксы

-ость, -ство. Такие существительные обычно обозначают свойства, качества.

aggressiv (агрессивный ) die Aggressivitat (агрессивность) brutal (грубый) die Brutalitat (грубость)





Суффикс -ei служит для образования существительных от основ существительных. В русском языке ему соответствуют суффиксы -ость, -ство. Такие существительные обозначают свойства, качества (с оттенком пренебрежения):

der Barbar (варвар) die Barbarei (варварство) die Streberei (карьеризм) der Streber (карьерист)

§4. Образование существительных среднего рода

Существительные среднего рода могут образовываться от разных частей речи с помощью суффиксов -ehen, -lein. Эти суффиксы служат для образования уменьшительных и ласкательных существительных, при этом вновь образованные существительные принимают умляют. В русском языке им соответствуют различные уменьшительные суффиксы:

das Наus (дом) das Häuschen (домик)

die Matter (мать)

der Stiihl (стул)

der Vater (отец)

der Freund (друг)

das Bach (ручей)

das Buch (книга)

der Mund (pот)

das Mütterchen (матушка, мамочка)

das Stühlchen (стульчик)

das Väterchen (батюшка, папочка)

das Freundchen (дружочек, дружище)

das Bächlem (ручеек)

das Büchlein (книжечка)

das Mündchen (ротик)

§5. Образование существительных путем словосложении

Словосложение является наиболее распространенным способом образования существительных. Сложные существительные образуются из двух слов (основ) и более как с помощью соединительного элемента, так и без него, В качестве соединительных элементов употребляются: -s, -es,, -е, -er,-en, -п.

Первое слово является определительным, второе (или последнее) - основным. Ударение падает на определительное слово. Род сложного слова соответствует роду основного слова.

В качестве определительных слов (основ) в сложном слове могут употребляться:

  • существительное: der Arbeitsplatz (рабочее место);

  • существительное во мн. числе: der Städtebau (градостроительство);

  • прилагательное: die Großstadt (большой город);

  • основа глагола: das Eβzimmer (столовая).

§6. Субстантивация

Субстантивацией называется переход в разряд существительных других частей речи. Переходить в существительные могут любые части речи, при этом они приобретают грамматические признаки существительного (артикль, склонение, число) и его роль в предложении. Рассмотрим примеры субстантивации следующих частей речи:

а) инфинитива:

leben (жить) - das Leben (жизнь);

gehen (ходить)- das Gehen (ходьба);

verkaufen (продавать)- das Verkaufen (продажа);

schweigen (молчать)- das Schweigen (молчание);

lachen (смеяться)- das Lachen (смех).

б) прилагательного:

alt (старый)-dеr Alte, die Alte (старик, старуха);

klein (маленький) - der Kleine, die Kleine (малыш, малышка);

gut (хороший) - das Gute (добро);

wirkJich (действительный) - das Wirkltche (действительное);

neu (новый) - das Neue (новое, новости).

в) партиципа:

gelehrt (Partizip I от глагола lehren) - der Gelehrte (ученый);

angestellt (Partizip П от глагола anstellen)- der Angestellte (служащий); vorsitzend (Partizip I от глагола Voraitzen)- der Vorsitzende (председатель),

г) местоимений:

mein (мой) - die Meinen (мои родственники): das Meine (собственность).


Grammatische Ubungen

Übimg 1. Переведите на русский язык приведенные ниже существительные и укажите способ их образования.

Muster:

1) die Schönheit - красота.

2) der Arbeitsplatz - рабочее место,
Способ образования - словосложение; существительное мужского рода, образованное сложением основного слова der Platz (место) и определительного слова die Arbeit (работа) с помощью соединительного элемента -s

3) das Leben - жизнь.

Способ образования - субстантивация, а именно: субстантивация инфинитива; существительное среднего рода, образованное от глагола leben в

Infinitiv.

die Alte

der Arbeiter

die Handlung

die Bauernschaft der Gelehrte

das Eβzimmer

der Berliner

der Deutsche

der Schreiberling die Bekanntschaft die Entwicklung die Anwaltschati das Verkaufen

das Schweigen

der Kleine die Felndschaft

der Angestellte die Notwendigkeit

die Streberei die Organisation

die Aggressivität der Feigling

das Büchlein der Male

das Meine das Gute

die Kostbarkeit das Mütterchen

der Städtebau die Nutzlosigkeit

die Großstadt das Freundchen

die Kleidung der Frechling

die Beliebtheit die Registration

die Süβigkeit das Stühlchen

die Barbarei die Brutalität

Übung 2. Образуйте существительное мужского рода от основ приведенных ниже глаголов; подчеркните суффикс и переведите существительное на русский язык.

1еhren - учить

malen - рисовать

lesen-читать

kämpfen - бороться, сражаться

kaufen - покупать, купить

kennen-знать

ordnen -упорядочивать, регулировать

laufen-бегать

rauchen-курить

Методические рекомендации и учебные задания к теме Словообразование имен существительныхreden - говорить

sich schlagen - драться

tauten - креститься

vorlesen - читать вслух

wühlen - подстрекать

zaubern - колдовать

zeigen - показывать

zeichnen - рисовать , чертить antmgen - доносить

anwerben - вербовать

betraehten - наблюдать

decken - крыть (крышу)

erregen - возбуждать

erzählen - рассказывать

fahren - ездить, возить

fliegen - летать

hüten - охранять, стеречь

emlegen - вкладывать

Übung 3. Образуйте существительные женского рода способом суффиксации от приведенных ниже глаголов. Переведите глаголы и образованные от них существительные на русский язык.

entdecken

entwickeln

benutzen

wohoen

verwaiten

regieren

hinterziehen

gleichstellen

gleichstimmen

forschen

bewettem

bewerten

Übung 4. Образуйте существительные женского рода от приведенных ниже прилагательных, наречий и причастий. Подчеркните суффиксы и переведите существительные на русский язык.

grimmig - свирепый, жестокий

bewährt- испытанный, надежный

tlink - проворный, ловкий

einmütig - единодушный

festlich - праздничный, торжественный

bunt - пестрый, разноцветный

beweisbar - доказуемый

kurzlebend - недолговечн ы и

beweglich -подвижный

ieidlich - сносный

schlüpfrig - скользкий, двусмысленный

Übung 5. Переведите на русский язык приведенные ниже группы существительных, образованных способом словосложения; укажите основное и определительное слова и переведите их на русский язык.

Muster:

Основное слово

Определительное

das Aktenhcft - досье

der Aktenmensch -

бюрократ

die Aktcntasche

портфель

das Heft -тетрадь der Mensch -

человек

die Tasche -

сумка

существительное die Akte -документы,

деловые бумаги, соединительный

элемент - n.

I. die Allemberechtigung
der Allemhande!

die Aliemherrschaft

das Allemsein

der Allemverkauf

II. die Aitersgrenze

das Altersheim die Aitersschwäche

der Aitersimterscbied

die Altersversicbenmg

III die Drahtmatratze der Drahtoagel das Drahtnetz die Drahtsperre der Drahttelegraph

IV. der Giaskorper
die Glasröhre
die Glasmalerei
der Glasschleifer
die Glastür

V. das Heilkraut

die Heilkmft die Heilmethode das Heilmitlel der Hellschlamm

VI die Holzart
der Holzbalken
der Holzbau

die Holzbelieferung

die Holzkoihe

VII der Kleiderbestand

der Kleiderstoff

der Kleiderschrank

der Kleiderverwahrer

VIII. der Wiederabdruck

der Wiederaufstieg

die Wiedereröffhung

die Wiedererzählung

Übimg 6. Образуйте существительные способом слoвосложения, подобрав к определительным словам левой колонки соответствующие основные слова из правой колонки. Переведите полученные существительные на русский язык

der Platz der Befehl die Hutte der Roman die Liste der Baum der Halter das Mttglied der Wagen der Sohn der Kampf der Apparat das Amt der Gegenstand die Bedingung der Schutz die War

die Akademie

das Abenteuer (приключение, авантюра)

abkühien

die Ablieferung (поставка)

der Akkord (соглашение подряд)

der Angriff

die Anwesenheit

der Apfel

die Arbeit

die Auskunft

die Ausstelltmg (выставка)

der Brand

das Defizit

die Erde

die Feder (писчее перо)

die Klasse (класс общества)

die Last

Übung 7. Переведите на немецкий язык. Обратите внимание на перевод выделенных существительных и объясните их образование в немецком языке.

  1. Открытие было сделано нашими учеными.

  2. Ущерб был нанесен из-за небрежности.

  3. Этот рассказ написан моим учителем.

  4. Таблетки следует принимать три раза в день с небольшим количеством жидкости.

  5. Ну, на сегодня с шитьем покончено.

  6. Мать спросила его, придет ли он к ужину.


© 2010-2022