Языковой и коммуникативный аспекты овладения английским глаголом

данная статья посвящена организации изучения видо-временных форм глаголов и обучению учащихся средней школы их правильному использованию  в устной и письменной речи. В статье даны примеры конкретных заданий и их описание.В практике преподавания рекомендуется организационные формы работы с глаголом,состоящие из трех этапов. Большое внимание уделяется характеристике английского глагола и отработке форм неправильных глаголов.Применение вышеназванных заданий обеспечивает прочное усвоение временных ф...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Языковой и коммуникативный аспекты овладения английским глаголом.

Многолетний опыт работы учителем английского языка подтверждает то, что наибольшие трудности в практике обучения речевой деятельности вызывает правильное употребление учащимися личных видо-временных форм глагола: I run; he will go; we were writing; they had been reading; the girl has gone; the street was lighted; the book is being read и т.д. Из нескольких сот лексических единиц активного словаря школьника желательно выделить около 70 неправильных глаголов. Их усвоение и употребление в речи представляют наибольшую трудность для учащихся. Типичной является такая ситуация: делая сообщение по теме, учащийся вдруг замолкает тогда, когда нужно употребить ту или иную форму неправильного глагола. Менее подготовленный в устной речи ученик, забыв, форму прошедшего времени went, заменяет ее первой go, а третью форму - любой другой, которая приходит ему на память. Во избежание подобных погрешностей в речи необходимо проводить регулярную и систематическую тренировку на закрепление в памяти отдельных неправильных глаголов, а также с помощью упражнений на их употребление в различных временах. Особенно, как показывает школьная практика, ученикам трудно дается мгновенное опознавание грамматического материала при чтении и соотнесении его со значениями, причина которого кроется в отсутствии у учащихся обобщенных знаний о признаках грамматических явлений. Учитель должен отдавать себе отчет в том, что для того, чтобы развивались иноязычные способности учащихся, процесс накопления знаний, формирования навыков и развития умений должен идти через обучение рациональным и эффективным обобщающим приемам и способам учебной деятельности.

Являясь важнейшей морфологической и синтаксической единицей речи, глагол имеет в английском языке большую глубину и наполненность, чем в русском языке. Именно этот факт- отсутствие взаимно -однозначного соответствия между глаголом в родном и английском языке- представляет одну из главных трудностей при формировании у учащихся коммуникативной компетенции.

Глагол как грамматическая категория может передавать:

А) действие:they were playing; she had left; I go;

б) состояние: I'm O.K.; we were lucky;

в) качество, признак: she is nice; the plan was perfect; she is15.

Глагольные образования в приведенных примерах по сути своей являются формами глагола хотя в ряде источников они традиционно называются временами. Целостные грамматические формы образованы путем сочетания в разных вариациях четырех основных характеристик действия: времени, факта, процесса и результата (актуального в момент речи говорящего). Поясним названные характеристики. Время действия это объективное реальное время совершения действия. Факт это обобщенная характеристика действия. Процесс это длительное, заключенное в какой- либо отрезок времени действие (сейчас идет дождь; завтра в это же время я буду смотреть фильм; он все еще читает). Результат это действие, завершенное к моменту речи в настоящем, прошлом или будущем, актуальное на данный момент или важное для принятия какого-либо решения (я просмотрел вашу статью. Неплохо).

Итак, ключевыми положениями, которые необходимо усвоить учащимся, являются четыре основные характеристики глагола:

  1. Время действия ( present// past// future);

  2. Факт действия ( indefinite);

  3. Процесс действия ( continuous// perfect continuous);

  4. Результат действия к моменту речи или неистекшему периоду времени ( perfect// perfect continuous).

Для анализа глагола как грамматической категории необходимы все четыре характеристики. И самая сложная из них, не имеющая аналога в русском языке, четвертая (результат действия).

Для того, чтобы выработать у обучаемых устойчивые навыки оперирования глагольными формами в ситуациях общения необходимо тщательно продумать содержание и последовательность предъявления коммуникативных задач (К.З.) По степени сложности предъявленных коммуникативных задач тренировочную ступень можно разбить на три этапа:

  1. К.З., направлена на описание обсуждаемой проблемы;

  2. К.З. направлена на объяснение сути проблемы;

  3. К.З. направлена на решение проблемы.

Первый этап курса следует начинать с К.З. описаний. На этом этапе учащиеся используют одну глагольную форму. Они должны уметь построить элементарные в речемыслительном плане высказывания, логически связанные между собой. В этом им помогает учебный текст. На данном этапе у обучаемых формируются грамматико-коммуникативные умения сообщения или запроса информации. Для отработки грамматической формы Indefinite в настоящем, прошедшем и будущем времени предлагаются задания:

настоящее

Расскажите о своих привычках и обычных действиях

I speak English. I always get up early.

Расскажите о явлениях природы

The earth goes round the sun. It often rains in autumn.

Расскажите о режиме дня

Every day I go to school.

прошедшее

Опишите, что произошло с вами вчера

I met him yesterday. We travelled to the mountains last year.

Расскажите о прошлых событиях или памятных датах

Elvis Presley died in 1977.

будущее

Расскажите, где проведете каникулы

I'' go to the country next year.

Пообещайте сделать что-либо

I'll bring your book on Friday.

Скажите, о чем вы думаете.

I expect I'll join you soon.

Для отработки грамматической формы Continuous в настоящем, прошедшем и будущем времени предлагаю задания:



настоящее

Скажите, что вы сейчас делаете или что сейчас происходит

I'm writing a letter now. It's snowing.

Опишите картину, которую вы видите

She is working in the park.

Перечислите некоторые из реальных планов на будущее

I'm going to buy a new dress tomorrow.

прошедшее

Расскажите, что вы делали вчера

When I arrived, tom was talking on the phone.

О явлении, которое длилось какое-то время в прошлом

It was raining all day long.

будущее

Расскажите, что будете делать завтра

I'll be reading when you come tomorrow.

Расскажите, какой продолжительной работой будете заниматься завтра.

I'll be helping mother tomorrow.

Для отработки грамматической формы perfect:



настоящее

Расскажите о том, что только что произошло

He has just gone out. I've seen him already.

О своих или чьих-то достижениях

She has won three Oscars. I've been to London two times.

О том, чего вы никогда не делали.

I've never driven a car.

Прошедшее

Скажите, что вы обнаружили, когда вчера пришли домой.

When I got home, I found that the door had been broken.

Расскажите, что вы сделали вчера к вечеру

I had finished the article by two o'clock yesterday.

будущее

Расскажите , какую работу вы закончите завтра к определенному времени

I'll have finished the article by two o'clock tomorrow.

О событиях, которые завершатся к концу текущего года( месяца, недели)

My family will have moved into a new flat by the end of the new year.

В качестве организационных форм работы на первом этапе рекомендуется использовать:

А) фронтальную работу ( узнавание грамматических форм в коммуникативном контексте, составление коллективного рассказа);

Б) парную работу ( обмен мнениями в форме интервью, телефонных разговоров, предметных диалогов в магазине и т.д.);

В) групповую работу ( грамматические и ролевые игры).

На втором этапе можно использовать К.З. -объяснения ( докажите, что; обсудите друг с другом; проанализируйте причину…). На данном этапе учащиеся используют в речи уже не одну глагольную форму, они строят фразы с опорой на две разные глагольные формы в рамках одной ситуации общения. Для того, чтобы коммуникативно-грамматические задания стали для учащихся более доступными и простыми, целесообразно развить умение а) сопоставительного анализа двух глагольных форм в серии условно-речевых упражнений. Например: формы а) past simple & present perfect; б) present simple & present continuous; в) present simple & present perfect continuous

А.

На прошлой неделе я прочел две книги. Я окончил школу два года назад.

I read two books last week.

I left school two years ago.

На этой неделе я прочел две книги. Я окончил школу в этом году.

I have read two books this week.

I have left school this year.

б.

Я плаваю в озере каждый день.

I swim in the lake every day.

Сейчас я плаваю в озере.

I am swimming in the lake .

Я беру уроки английского языка два раза в неделю.

I take English lessons twice a week.

Я беру уроки английского языка несколько лет.

I have been taking English lessons for some years.

Б) Сопоставительный анализ двух глагольных форм на базе конкретных ситуаций речевого общения учащихся:

Перечислите друг другу несколько вариантов того, что

*Вы планировали сделать когда-то (past simple), но выполнили только недавно(present perfect).

*Вы спланировали недавно(present perfect), но выполните только на следующей неделе ( future simple).

*Вы планировали сделать раньше ( past simple), но делаете только в данный момент( present continuous).

*Вы долго планировали раньше ( past continuous), но выполните только к концу года( future perfect).

На следующем этапе учитель опирается как на К.З.- объяснения, так и на К.З.-решения поставленной проблемы ( например, скажите, кого по достоинству можно назвать лидером вашего коллектива: проанализируйте, что этот человек выполняет сейчас, что обещал сделать когда-то и чем особенным отличился в последнее время). Задачей данного этапа является обеспечение высокого уровня коммуникативной компетенции обучающихся, позволяющей им участвовать в реальном речевом общении.

Приложение№1.

*Игровые приемы для повторения пяти времен:Present simple. Present Progressive ( or continuous). Present Perfect. Future Simple. Past Simple.

On the blackboard: Nick, eat, apples- now, already, seldom, tomorrow, yesterday. Kate,buys books- every month, two days ago, in a week, now, today.

Задача : найти правильную форму глагола, исходя из временного наречия.

P1- is eating p6- buys

P2- eats p7- bought

P3- has eaten p8- will buy

P4- will eat p9- is buying

P5-ate p10- has bought



  • A letter from Neznaika.

53, Rose Street,

Tavricheskoye,

Omsk Region,

May 15, 2011

Dear boys and girls,

Hi! How are you? I arrived softly in Omsk this month. I'm staying with a very nice family here. Yesterday we go to the park. I go home in a week. My mother usually miss me. Please write me soon.

Your friend,

Neznaika.

Key: have arrived, am staying, went, will go and misses.

Questions:

  • Did, last week, he , where , go? (Moscow)

  • Shall, buy, what, we? ( a house)

  • She, or, is, he, making, in the room, now, the bed? (he)

  • Does, get up, when, he, in the morning?( 6 o'clock)

  • They, written, in, what, have, the classroom, already? ( a letter).

Приложение№2

*Раскрыть скобки, поставив глагол в нужное время.

1. The plant ( to produce) the cars.

2. last year I ( rest) in Egypt.

3. He ( to paint) at 3 o'clock tomorrow.

4. Lena ( to study) English since second form.

5. We ( to go) to school every day.

6. He ( to fly) to America tomorrow.

7. She ( to paint) this picture before he came.

8. He ( to come) just from the work.

9. He (to do) the task at 4 o'clock tomorrow.

10. English people (to talk) never when they eat.

* Перепишите следующие глагольные формы и укажите их грамматическое время:

Went, had become, feels well, has done, will take, had had, are lighting, would go and were playing.

Example: should win- Future -in-the Past tense of the verb to win-won-won-winning.

*составьте пять предложений, употребив глаголы из первого задания с наречиями: yesterday, already, now, last week, next month.

* напишите данные глаголы в четырех формах ( с переводом на русский язык инфинитивной формы).

Be do become build

Come draw cost choose

Send write sleep hold

Get fight go drive

Have give find lead

Fall keep forget rise

Let lay leave spend

Know lose take think

Meet run say understand

Образец: to see (видеть) - saw- seen- seeing.

Затем употребите все четыре формы одного из глаголов во всех известных вам временах.

*Укажите английский эквивалент.

Завод

  1. Произвел

  2. Производит

  3. Будет производить

  4. Произвел уже

  5. Произвел только что

  6. Произведет

  7. Производил

  8. Производит сейчас

  9. Будет производить( в определенный момент в будущем)

  10. Производит уже некоторое время

  11. Производил с какого-то времени

  12. Будет производить уже сколько-то времени( к определенному моменту в будущем)

The plant

  1. Produces

  2. Is producing

  3. Has just produced

  4. Produced

  5. Was producing

  6. Has been producing

  7. Had produced

  8. Will produce

  9. Had been producing

  10. Will be producing

  11. Will have produced

  12. Will have been producing



Present Simple/

*Read and listen to the questions:

-Where does sister Mary come from? - Does she speak French?

-Ireland. - Yes, she does.

-What does she do? -Does she speak German?

-She' s a teacher. -No, she doesn't.

* Complete the questions and answers:

Where___ Hans from? __________Swithzeland.

What______he_____? ______ ______a ski instructor.

*Go round the class and ask other like this.

Do you set the table? (wash the dishes, feed the pets, clean the car, go to the shops)

Then do the marks in your copy-book.

*Complete the rules.

В Present Simple мы добавляем- s - к глаголу с местоимениями __ , _ , _ и не добавляем с местоимениями __, __, __, __.

C местоимениями I, you, we, they отрицание строится ___not ___;

С местоимениями he, she, it отрицание строится ____ not ___.

В вопросах с местоимениями I, you, we, they вспомогательный глагол ___ ; с местоимениями he, she, it употребляется вспомогательный глагол ____.

*Questions. Remember the poem:

Do you live in town?

Where do you live?

Does he live in town?

Where does he live?

*Put up and answer the questions:

what time do you like your school my grandmother

What do you go on Sunday to a disco

Where do you visit on Sundays after lessons

When do you do the homework at 11 o' clock

Whom do you go to bed I watch TV

Why do you do on Sunday much time

How often do you see your friend once a week.



  • Make the positive sentences negative and make the negative sentences positive.

  • Example:

  • She is from London. She isn't from London.

  • I don't like cooking. I like cooking.



© 2010-2022