Экологической культура - основа гармонии «Человек – Природа»

Сегодня  перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля. В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе. Как отмечает Э.В. Гирусов: «культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел.[6,с.12]. Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологической культура - основа гармонии «Человек - Природа»

Архыматаева Нурила Жаксылыккызы

Преподаватель педагогики - психологии, самопознании

КГКП «Педагогический колледж им.М.О.Ауэзова»

Республика Казахстан, ВКО, г. Семей.


Сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе.

Как отмечает Э.В. Гирусов: «культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел.[6,с.12]. Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости.

Культура в качестве социального явления может быть определена в самом общем виде как «образ жизни» человека и общества. И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.[4] Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. .[2,с.36].

Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков. В 70-х гг. 20 в. Формируется экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаймлдействия человеческого общества и окружающей среды. [1,с.236 ]

Жизнь человека и природы взаимосвязаны между собой. Вселенная по сравнению с человеком живет вечно. А человек является лишь маленкой частью этой Вселенной. Поэтому его жизнь связана с природой.

В современном обществе проблема «Человек и природа» считается глобальной проблемой. Научно-технический прогресс дал человеку разрушительные средства для изменения природы. В данное время взгляд человека к природе является односторонним. Связь и гармония человека с природой разрушена. В больших городах, в местах где большие производственные предприятия, а также живя в искусственной среде мы часто забываем что и у природы есть своя жизнь, что мы собственными руками разрушаем ее. Связи с этим, с сегоднешного дня мы должны разбудить внутри себя чувство к природе, должны сформировать эмоциональную связь, должны любить природу и беречь ее. Потому что красота природы, ее фауна и флора- это великий дар всему человечеству. Во первых, если не будет воздуха и воды, земли то и не будет человеческого общества. Во вторых, все животные полезны для человека. В третьих, видя красоту природы духовный мир человека обновляется, поднимает эстетическо-эмоциональное настроение. [5,с.245]. Лихачев Б.Т.: «Постепенно познавая окружающий мир природы и общества, совершенствуя свой разум, с его помощью люди стремятся внести свою лепту в объективные процессы, субъективно усовершенствовать их и преобразовать в своих интересах» .[4,с.11 ]. Природа - муза человека, радость и спокойствие, дает душе и теле силу, энергию. И эта природа требует себе бережного отношения. А это отношение под силу только человеку. Поэтому жизнь человека и природы гармонична.

В заключении хочу сказать слово знаменитого французского поэта эпохи романтизма Альфонс Мари Луи де Ламартина: «Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.»

Литература

  1. Биологический энциклопедический словарь /Гл. Ред. М. С. Гиляров: Редкол.: А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1986.-831 с.

  2. Дерябо С. Д., Ясвин В. П. Экологическая педагогика и психология.- Ростов -на-Дону.: Феникс, 1996. -с.36-38

  3. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры// Экология, культура, образование.- М., 1989.- с. 11-19.

  4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. -М., 1995.

  5. Самопознание. /Состав. Абдигапарова У. М., Нуркеева С. С. А.: Бобек, 2010. с. 296








© 2010-2022