- Преподавателю
- Иностранные языки
- Метод проектов в обучении иностранным языкам
Метод проектов в обучении иностранным языкам
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саламатина О.В. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Метод проектов в обучении иностранным языкам
Общеизвестно, что на протяжении многих лет преподаватели языка перенимали опыт передовых учителей, адаптировали технологии преподавания языков в зарубежных странах и разрабатывали собственные методы преподавания ИЯ. Организация эффективного обучения заключается в технологиях, содержащих в себе методы и приёмы обучения.
Актуальность данной работы объясняется тем, что в настоящее время метод проектов широко используется не только в зарубежной, но и отечественной практике, признан эффективным по ряду причин. К ним относятся:
-
необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-
актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в группах, исполняя разные социальные роли;
-
актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;
-
значимость для человека пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их, делать выводы и т.д.
В результате анализа отечественных и зарубежных источников, изучения опыта учителей, а также результатов анкетирования учащихся, мы пришли к выводу о том, что использование проектной методики способствует развитию мотивации к изучению ИЯ, расширению культурологической компетенции учащихся, а также повышает эффективность развития коммуникативных умений учащихся, укрепляет межличностные отношения.
Не случайно, 75 из 80 опрошенных учащихся испытывают чувство удовлетворения после защиты проекта. 30 учащихся отмечают, что стали более уверенными в своих силах и практически все хотят заниматься проектной деятельностью.
Проектированию можно использовать при обучении почти всех детей на всех этапах обучения и независимо от их способностей.
Проанализировав существующие типологии проектов у таких известных авторов, как Е.С. Полат и Н.Ф. Коряковцева, и материалы школьных учебников, мы считаем, что наиболее приемлемыми для школьного обучения являются:
- творческие проекты (сказка, рассказ, комикс как литературное произведение);
- ролево-игровые;
- информационные;
-личностные, парные, групповые;
-сценарные проекты (ток-шоу, кинофильм, мультфильм, вечер английского языка).
Работа над проектом является эффективной при методически-грамотной её организации. Работа проходит в несколько этапов. Мы выделяем 7 этапов:
-
Работа над темой цикла учебника, которая включает в себя формирование лексических, грамматических навыков, накопление информации из печатных, аудитивных и аудио-визуальных источников.
-
Обсуждение темы будущего проекта. Так как проектирование рассматривается современными педагогами как творческая деятельность, проблемная по своей сути, то и тема проекта всегда формулируется таким образом, что представляет собой определённую проблему, например: Что мы можем сделать, чтобы помочь животным? Легко ли быть подростком? Сделаем нашу планету чище!
-
Формирование творческих групп.
-
Сбор дополнительной информации, что предполагает работу в библиотеке, интервьюирование, работа с Интернет-источниками.
-
Оформление проекта, т.к. метод проектов всегда предполагает конечный результат, им может быть: фотоальбом, рекламный проспект, стен. газета, видеофильм. Всё это подводит учащихся к следующему этапу.
-
Презентация проекта. Это всегда праздник для детей. Весь отобранный, творчески оформленный материал учащиеся стремятся ярко и эмоционально преподнести, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый чужой проект - сюрприз.
-
Подведение итогов работы, в котором участвует вся группа. Высказывается прежде всего положительное, что нового узнали и дают рекомендации в виде советов по усовершенствованию проекта.
Необходимо заметить, что оценка проектной работы - дело нелёгкое. Оценивать проектную работу следует не только на основе лингвистической правильности, но и на основе многоплановости характера проекта, уровня проявленного творчества, чёткости презентации.
Нельзя не отметить, что использование проектных технологий дело не только полезное, но и трудное. К таким трудностям можно отнести:
1) языковые трудности, т.к. часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках.
2) организационные трудности: установление контактов, нахождение подходящих источников материалов.
3) мониторинг - необходимость следить за работой детей над проектом.
4) личностные проблемы.
5) трудности в создании успешно действующих групп.
Таким образом, проектная деятельность в базовой школе приобретает всё большую ценность в развитии коммуникативных умений учащихся по мере развития и совершенствования их языковых навыков и речевых умений.