Метод проектов в обучении иностранным языкам

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов в обучении иностранным языкам


Общеизвестно, что на протяжении многих лет преподаватели языка перенимали опыт передовых учителей, адаптировали технологии преподавания языков в зарубежных странах и разрабатывали собственные методы преподавания ИЯ. Организация эффективного обучения заключается в технологиях, содержащих в себе методы и приёмы обучения.

Актуальность данной работы объясняется тем, что в настоящее время метод проектов широко используется не только в зарубежной, но и отечественной практике, признан эффективным по ряду причин. К ним относятся:

  1. необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

  2. актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в группах, исполняя разные социальные роли;

  3. актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему;

  4. значимость для человека пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, факты, уметь анализировать их, делать выводы и т.д.

В результате анализа отечественных и зарубежных источников, изучения опыта учителей, а также результатов анкетирования учащихся, мы пришли к выводу о том, что использование проектной методики способствует развитию мотивации к изучению ИЯ, расширению культурологической компетенции учащихся, а также повышает эффективность развития коммуникативных умений учащихся, укрепляет межличностные отношения.

Не случайно, 75 из 80 опрошенных учащихся испытывают чувство удовлетворения после защиты проекта. 30 учащихся отмечают, что стали более уверенными в своих силах и практически все хотят заниматься проектной деятельностью.

Проектированию можно использовать при обучении почти всех детей на всех этапах обучения и независимо от их способностей.

Проанализировав существующие типологии проектов у таких известных авторов, как Е.С. Полат и Н.Ф. Коряковцева, и материалы школьных учебников, мы считаем, что наиболее приемлемыми для школьного обучения являются:

- творческие проекты (сказка, рассказ, комикс как литературное произведение);

- ролево-игровые;

- информационные;

-личностные, парные, групповые;

-сценарные проекты (ток-шоу, кинофильм, мультфильм, вечер английского языка).

Работа над проектом является эффективной при методически-грамотной её организации. Работа проходит в несколько этапов. Мы выделяем 7 этапов:

  1. Работа над темой цикла учебника, которая включает в себя формирование лексических, грамматических навыков, накопление информации из печатных, аудитивных и аудио-визуальных источников.

  2. Обсуждение темы будущего проекта. Так как проектирование рассматривается современными педагогами как творческая деятельность, проблемная по своей сути, то и тема проекта всегда формулируется таким образом, что представляет собой определённую проблему, например: Что мы можем сделать, чтобы помочь животным? Легко ли быть подростком? Сделаем нашу планету чище!

  3. Формирование творческих групп.

  4. Сбор дополнительной информации, что предполагает работу в библиотеке, интервьюирование, работа с Интернет-источниками.

  5. Оформление проекта, т.к. метод проектов всегда предполагает конечный результат, им может быть: фотоальбом, рекламный проспект, стен. газета, видеофильм. Всё это подводит учащихся к следующему этапу.

  6. Презентация проекта. Это всегда праздник для детей. Весь отобранный, творчески оформленный материал учащиеся стремятся ярко и эмоционально преподнести, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый чужой проект - сюрприз.

  7. Подведение итогов работы, в котором участвует вся группа. Высказывается прежде всего положительное, что нового узнали и дают рекомендации в виде советов по усовершенствованию проекта.

Необходимо заметить, что оценка проектной работы - дело нелёгкое. Оценивать проектную работу следует не только на основе лингвистической правильности, но и на основе многоплановости характера проекта, уровня проявленного творчества, чёткости презентации.

Нельзя не отметить, что использование проектных технологий дело не только полезное, но и трудное. К таким трудностям можно отнести:

1) языковые трудности, т.к. часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках.

2) организационные трудности: установление контактов, нахождение подходящих источников материалов.

3) мониторинг - необходимость следить за работой детей над проектом.

4) личностные проблемы.

5) трудности в создании успешно действующих групп.

Таким образом, проектная деятельность в базовой школе приобретает всё большую ценность в развитии коммуникативных умений учащихся по мере развития и совершенствования их языковых навыков и речевых умений.


© 2010-2022