Конспект урока Использование ИКТ на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОО «Дая -Амгинская средняя общеобразовательная школа имени Х.И. Кашкина»

МР «Таттинский улус»

Республика Саха (Якутия)











«Использование ИКТ на уроках английского языка в малокомплектной школе»







Собакина Лена Дмитриевна

Учитель английского языка

МБОО ДАСОШ





2015г.



Содержание:

  1. Актуальность использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.

  2. Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.

  3. Практическое применение ИКТ на уроках английского языка.

  4. Метод проектов.

  5. Заключение.

  6. Список использованной литературы.







Введение

Сегодня уже никого не надо убеждать, что обучение иностранному языку невозможно без использования информационных технологий.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.

Основная цель заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

  1. Рассмотрение актуальности использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.

  2. применение ИКТ на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;

  3. рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством ИКТ

  4. обобщение опыта использования информационно-коммуникационной технологии на уроках английского языка

1. Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

1. повышение мотивации к изучению языка;

2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

3. увеличение объема лингвистических знаний;

3. расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

4. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

2.Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора

  2. электронные энциклопедии и справочники

  3. тренажеры и программы тестирования

  4. образовательные ресурсы Интернета

  5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями

  6. видео и аудиотехника

  7. мультимедийные презентации

  8. научно-исследовательские работы и проекты.

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

  1. для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, Opera и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

  2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

  3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

  4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

  5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

  6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка и для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактики, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

  1. общекультурное развитие обучающихся;

  2. совершенствование навыков владения компьютером;

  3. совершенствование языкового уровня;

  4. создание благоприятного психологического климата;

  5. повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

  6. самоутверждение учащихся;

  7. возможность реализации индивидуализации обучения;

  8. реализация принципа обратной связи;

  9. большие возможности наглядного предъявления материала;

  10. исключение времени для написания материала на доске;

  11. экономия расходования материалов учителем;

  12. совершенствование процесса проверки работ учащихся;

  13. повышение авторитета учителя;

  14. сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

  15. активизация навыков самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

3. Применение ИКТ на уроках английского языка

Несмотря на значительное продвижение ИКТ в учебный процесс, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и существенные недостатки.

Как показывает практика, действенным способом нивелирования недостатков работы с компьютером является использова­ние подготовленных с учетом определен­ных требований мультимедийных презен­таций, когда учитель задействует на уроке эк­ран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того, применение ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей.

На основе анализа исследований, по­священных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразова­тельным предметам, можно представить следующее определение ММП как ме­тодического приема.

Мультимедийная презентация ино­язычного материала - способ предъяв­ления творчески переработанной учи­телем, адаптированной для определён­ного возраста учащихся языковой информации в виде логически завершен­ной подборки слайдов по определён­ной лексико-грамматической, страноведческой теме. Мультимедийная презентация базиру­ется на использовании аудиовизу­альных возможностей компьютерных технологий.

При наличии соответствующего обо­рудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графи­ческими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и ани­мации.

Это особенно важно: а) при ознакомле­нии с новой лексикой, так как изображе­ния на мониторе / экране позволяют ас­социировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматичес­кого материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способ­ствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Использование ММП в процессе обуче­ния обеспечивается определенными усло­виями, создаваемыми как на уровне шко­лы в целом, так и на уровне урока.

Так, при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь доступ ко всей базе данных. Её проще упо­рядочить, создав свою медиатеку поступа­ющей и хранящейся информации (в этом случае не надо тратить время на поиски необходимого материала). Такая медиатека может включать следующие компонен­ты - уровни информации.

Медиатека учителя иностранного языка

Мультимедийный учебно-методический ассортимент

Навигатор

1. Коллекция статических картинок, разбитых по лексическим или граммати­ческим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы и т.п.)

список хранящихся статических картинок

2. Коллекция анимированных картинок, разбитых по лексическим или граммати­ческим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы и т.п.)

список хранящихся анимированных картинок

3. Коллекция звуковых файлов, разбитых по темам (классические произведения, звуки природы, эмоции, текстовые ауди­озаписи и т.п.)

список хранящихся звуковых файлов

4. Коллекция готовых ММП по темам

список готовых ММП

5. Коллекция текстовых файлов

список хранящихся текстовых файлов

список нужных поисковых машин и часто посещаемых веб-сайтов

список справочной информации

список хранящихся материалов по мониторингу.

6. Разное (коллекция необработанных материалов)


Основными дидактическими условия­ми применения ММП на уроке являются следующие: а) перспективное планирова­ние использования ММП; б) методичес­кий анализ намеченных для демонстрации ММП; в) комплексный подход к примене­нию ММП.

Перспективное планирование использо­вания ММП необходимо для решения важной методической задачи - подбора оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме.

Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП предполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа учитель должен: а) определить степень соответствия ММП учебной про­грамме, теме урока, изученному материа­лу; б) наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; в) выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г) при необходимости доработать существу­ющую ММП (сократив или увеличив ко­личество слайдов). Комплексный подход к применению ММП предусматривает их подбор к оп­ределённой теме, учитывая: а) дидакти­ческие возможности материала на разных этапах обучения; б) уровень знаний и раз­вития учащихся данного класса; в) подго­товленность и опыт учителя в использова­нии ММП. Создание и применение ММП возмож­но при соблюдении определенных требо­ваний к ним, а также при наличии технических средств, отвечающих необ­ходимым характеристикам.

Для создания ММП мною используют­ся следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматиро­вать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с ани­мационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с се­тевыми ресурсами Internet).

Эффективность использования ММП вомногом зависит от ряда организацион­но-технических условий: а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; б) обеспечения по­стоянной готовности аппаратуры к работе; в) правильного размещения и хранения информации (дискеты, флэш-карты, CD, памяти компьютера, места хранения, на­звания папки); г) наличия в кабинете ка­талога ММП по лексико-грамматическим и страноведческим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в ММП звуковых фай­лов, сопровождение анимацией и т. п.

Опыт показывает, что при проведении уроков с использованием ММП необ­ходимо выполнять определенные гигие­нические нормы: а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м; б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП дли­тельностью не более 5-8 минут, старших - 20-25 минут.

В ходе работы были сформулированы следующие ос­новные требования к оформлению ММП

Основные требования к оформлению ММП

Условия оформления

Требования к оформлению

I - IV классы

V - IX классы

Стиль создания оформления

Единый

Ограниченность по времени

2 - 6 мин.

5 - 6 мин.

Количество слайдов

6 - 10 шт.

10-13 шт.

Графические изображения

3 - 7 шт.

7-9 шт.

Анимационные эффекты текста

3 - 6 шт.

6-8 шт.

Анимационные объекты

5 - 8 шт.

7 - 8 шт.

Звуковые файлы

3-6 шт.

5-6 шт.

Видеофрагмент

1-2 шт.

2 шт.

Фоновые изображения

1-2, преимущественно тёмные тона

Использование цвета

не более трех контрастных для одного слайда; фон и текст должны быть контрастными

Содержание

короткие слова и предложения; минимум предлогов, междометий

Расположение информации

картинка не должна отвлекать от содержания текста; наиболее важная информация находится в центре; доминирует горизонталь­ное расположение информации

Шрифт

крупный (для заголовков - 66/72, для информа­ции - 42/44/48); одного типа; не злоупотреб­лять прописными буквами

Способы выделения информации

жирный шрифт; разные цвета; стрелки; схемы для важных фактов

Объем информации

1 слайд - это 1 ключевой пункт

Виды слайдов

минимум текстовых слайдов

Технология непосредственного ис­пользования ММП в учебном процессе. ММП имеет несколько этапов:

1) подготови­тельный;

2) преддемонстрационный;

3) демонстрационный;

4) последемонстрационный;

5) рефлексивный.

Подготовительный этап включает в се­бя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апро­бации данной технологии мною выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему, учитель должен:

а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой ММП;

б) продумать цели и задачи создания слайдов;

в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, по­тенциальные возможности;

г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные воз­можности компьютера (обработка соб­ранной ранее информации или поиск но­вой);

д) продумать содержание текстов ис­ходя из основных требований к ММП;

е) составить сценарий ММП;

ж) создать структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы;

з) применить анимационные и звуко­вые эффекты;

и) проанализировать и оценить подго­товленную презентацию согласно требо­ваниям к ММП;

к) скорректировать возможные не­дочеты.

В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грам­матического материала и формулировка целей и задач для учащихся.

На демонстрационном этапе проис­ходит предъявление материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необ­ходимости повтор нужных слайдов.

Последемонстрационный этап охваты­вает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоя­тельную формулировку ими правила, по­вторение лексических единиц.

Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа ММП, монито­ринг.

Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Я создаю презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, обученность, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение.

В моем банке ММП есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. На пример, обучающие презентации, которые я применяю на уроках, отличаются:

  1. по видам речевой деятельности (при обучения чтению, аудированию, говорению или письму);

  2. по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи);

  3. по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

1.1. Формирование речевых умений средствами ИКТ

1.1.1. Обучение аудированию

Обучение аудированию на английском языке предполагает работу над двумя функциональными видами речевой деятельности: 1) аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения и 2) аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения.

Считаю важным вопрос развития у обучающихся умений дистанционного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения. Использование мультимедийных презентаций на уроках по развитию навыков аудирования имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является возможность представлять ученикам после выполнения заданий правильные ответы в письменном виде. Можно предложить ученикам записать некоторые факты, фразы, предложения, опираясь на наглядность, что многим ученикам облегчает процесс правильного написания. (Приложение 1)

В дальнейшем эти записи используются для дискуссий и монологических высказываний по теме, а также при выполнении домашнего задания.

Разрабатывая уроки по аудированию, сталкиваюсь с проблемой отсутствия раздаточного материала с целевыми заданиями. Эту проблему можно решаю с помощью мультимедийных презентаций: видеоряд-подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы.

Важный положительный результат использования презентаций при обучении аудированию - это более быстрый темп урока, заинтересованность обучающихся. Еще большую заинтересованность можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку.

В своей работе я, как и другие учителя, применяю материал, взятый из Интернета. (Приложение 2)

1.1.2. Обучение чтению

Активно использую Интернет как превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. С помощью Интернет можно превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подходит для учащихся старших классов, так как включает в себя объёмное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы, где предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH. Интересной может показаться двойная классификация статей - по темам и по континентам. Обратная связь с издательством осуществляется с помощью ссылки CONTACT US.

В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого предлагаю учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. "Параллельные тексты на английском языке". На сайте englishtexts.ru представлены свежие статьи на английском языке с переводом. Есть раздел с переводом популярных песен. Создается раздел с отрывками из англоязычных фильмов. В целом сайт направлен на увеличение словарного запаса. Грамматические навыки английского языка приобретаются через работу над встретившимися в статьях примерами.

Результатом такой работы становится создание ученической web- странички, посвященной одному конкретному событию, где даётся нейтральное видение проблемы, основанное на анализе информации различных новостных агентств. Обязательным требованием является указание гиперссылок на источники.

Для развития межкультурной компетенции исследование статей имеет свои преимущества: досконально изучив проблему, учащиеся будут в состоянии не только определить позицию данной страны к изучаемой проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитие событий. После проделанной работы необходима, организую дискуссию или телеконференцию, где деятельность каждого ученика или группы становится базой для исследования общей проблемы в тематической секции.

Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации «из первых рук», а не к недельной или того более давности информации печатных изданий, оказывая на них влияние.

1.1.3. Обучение письму.

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией используется через установку дружеской переписки. Международный обмен письмами осуществляем в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучение таким образом иноязычной культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Интернет может и должен использоваться не только пассивно, но и активно. Учащиеся пробуют себя в роли не потребителей, а поставщиков информации.

1.1.4. Обучение говорению

Для подготовки к высказыванию на уроке использую Интернет-ресурсы, которые помогают составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме (например, сообщения по теме «США», «Неформальные молодежные движения»). Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме. (Приложение3)

2. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Через лексику реализуется принцип необходимости самовыражения личности в процессе коммуникации. Это определяет ее важное место на каждом занятии по иностранному языку, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения преподавателя. Отсутствие иноязычной среды, потребности необходимости пользоваться изучаемым языком для общения создает большие трудности, как для преподавателя, так и для учащихся. От преподавателя требуется творческий подход к решению учебно-воспитательных задач, чтобы учебная деятельность была интересна для учащихся, и не только вызывала высокую мотивацию, но и сохраняла бы свою силу во внеурочное время.

Работа над накоплением активного вокабуляра сопутствует всему процессу обучения. Почти на каждом втором уроке происходит знакомство с новыми словами и работа по их усвоению. Усилия, затрачиваемые на усвоение слов, определяются их конкретными свойствами, в частности: совпадение или несовпадение в объеме значений с родным языком; принадлежность к абстрактному или конкретному понятию; принадлежность к знаменательному или служебному слову, а самое главное, нужностью для выражения мыслей.

Что касается формирования граммати­ческих навыков, то оно проводится дозировано, с учетом условий функционирова­ния грамматических структур в речи, соот­ветствующих трем этапам формирования грамматического навыка в продуктивной речи: 1) ознакомления и первичного зак­репления; 2) тренировки; 3) применения.

Целью этапа ознакомления и первичного закрепления является создание ориентиро­вочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения.

На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребле­ние грамматической структуры, обеспе­чить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление.

Ознакомление с новым грамматичес­ким материалом для продуктивного усво­ения осуществляется прежде всего в учеб­но-речевых ситуациях, предъявляемых учителем с помощью ММП. Приемы для создания таких ситуаций можно свести к нескольким основным:

  1. ММП реальных предметов и физи­ческих действий для раскрытия сущности явления;

  2. использование различных средств мультимедийной наглядности (анимированных и анимационных картинок, фото­графий, отдельных слайдов, планов, геог­рафических карт, медиа-макетов), в кото­рых моделируются фрагменты действи­тельности, служащие предметом высказы­вания;

  3. использование слайд-фильмов и видеофрагментов, позволяющих наглядно и ситуативно представить особенности употребления того или иного явления;

  4. создание иноязычного контекста пу­тем демонстрации ссылок на реальные со­бытия, факты, реалии;

  5. представление грамматического яв­ления с помощью анимированных геометрических групп в мультимедийном контексте.

Мультимедийная презентация во многом способствует поликультурному воспитанию школьников.

Я считаю, что именно в работе по поликультурному воспитанию школьников использование ММП является наиболее актуальным. Знакомство с культурным наследием англо-говорящих стран и России стало на много доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Благодаря Интернету я не только получила доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.

То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Далеко не все школьники имеют возможность выезжать на экскурсии за пределы города или страны, фонды крупных музеев им не доступны, поэтому большим потенциалом являются виртуальные экскурсии. Галерея ТЭЙТ и Третьяковка, Британский музей и Эрмитаж, Библиотека Конгресса США и Государственная Библиотека в Москве, история Голливуда в лицах и наши прославленные актеры, Шекспировский театр и Мариинка - вот далеко не полный перечень ММП, имеющихся в нашем арсенале по данной теме.

  1. Метод проектов.

Использование ИКТ вдохнуло новую жизнь и в нашу проектную деятельность.

Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются в виде ММП, она стала еще привлекательнее для школьников.

Работа над проектом - творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, выпуска журнала или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала.

Комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет ученику выстраивать единую картину мира, собирая для этого свои знания из разных источников. Это означает, что в учебном процессе знания, навыки и умения перестают быть "ничейными", "разрозненными", они органично присваиваются учащимся. При этом ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно значимым для учащихся, личностно мотивированным.

К использованию метода проектов существуют общедидактические требования:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5. Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка, способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности и включает процесс освоения иностранным языкам в продуктивную творческую деятельность.

Обязательным условием, движущей силой учебно-проектной деятельности в области иностранного языка является постановка проблемно-поисковой, исследовательской задачи, ориентированной на достижение определенного конечного продукта. Характер этого продукта определяет и тип проектной работы.

По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

1. Конструктивно-практические проекты: (коллаж, дневник наблюдений, игра и её описание).

2. Игровые-ролевые проекты (разыгрывание игр, драматизация или сочинение пьесы).

3. Информационные и исследовательские проекты.

4. Проекты конкретного социологического обследования.

5. Издательские проекты.

6. Сценарные проекты.

7. Творческие работы.

Эти виды проектов могут носить междисциплинарный характер.

Основные положения использования проектной технологии:

- Полная ориентация на учащихся как субъекта учебно-исследовательской проектной деятельности.

- Взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, совещательность и взаимная ответственность.

- Меняется роль учителя. Он становится одним из членов коллектива.

Обязательным условием, движущей силой учебно-проектной деятельности в области иностранного языка является постановка проблемно-поисковой, исследовательской задачи, ориентированной на достижение определенного конечного продукта. Характер этого продукта определяет и тип проектной работы.

Проектная работа ориентирована и основана на формировании учебной компетенции учащегося и развитии продуктивной учебной деятельности.

Содержание проектной работы ориентировано на личностно значимую, познавательную мотивацию учащегося и определяется самими учащимися в ходе обсуждения и с учетом реальных потребностей и интересов всех участников проектной группы.

Содержание проектно-исследовательской деятельности направлено на создание личностного образовательного продукта и обеспечивает условия для развития творческих качеств учащегося как языковой личности.

Проектная работа по иностранным языкам носит по большей части межпредметный и интегративный характер, ориентированный на решение реальных проблемно-поисковых, исследовательских, творческих задач, выходящих за пределы учебной аудитории.

Межпредметная координация и интеграция предметных знаний, ориентация на общую картину мира является, как известно, образовательной тенденцией, определяющей информационные и образовательные потребности поколения нового столетия. Аутентичные проектные задачи позволяют вывести учащегося в информационное пространство за пределы учебного, устранить разрыв между учебным и реальным использованием изучаемого языка или сократить этот разрыв.

Проектная работа по иностранным языкам позволяет обеспечить условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения в различных информационно-познавательных, учебно-профессиональных, социально-культурных целях и тем самым реализовать и апробировать степень сформированности коммуникативных умений.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания - учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

Проектная работа имеет общую структуру независимо от вида проекта и этапа обучения.

- Деятельность учителя.

- Деятельность учащихся.

- Результат проектной деятельности.


Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Целеполагание

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.

2. Планирование

Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи.

Помогает в анализе и синтезе.
Наблюдает.

3. Выбор методов проверки принятых гипотез

Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации.

Обсуждают методы проверки.
Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации.

Наблюдает.
Консультирует.
Советует (по просьбе).

4. Выполнение

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта.

Работают с информацией.
Синтезируют и анализируют идеи.
Проводят исследование.
Оформляют проект.

Наблюдает.
Направляет процесс анализа (если это необходимо).

5. Защита проекта

Представление результатов проектирования.
Оценка результатов.

Защищают проект.
Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим каждый этап работы над проектом, взяв за основу универсальную схему, подходящую для разработки любого типа проекта, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего школьного образования.

Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.

Начиная новую тему, необходимо нацеливать учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в своих будущих проектах.

Разработка учебного проекта начинается с планирования его содержания. Здесь учителю необходимо:

  • Продумать тему проекта. Тема проекта может быть предложена и самими учениками. В старшем школьном возрасте учащиеся могут вполне самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что должно активно поощряться учителем и незаметно направляться им.

  • Сформулировать основополагающий вопрос. Основополагающие вопросы самые абстрактные вопросы в цепи вопросов, служат всеобъемлющей концептуальной структурой для нескольких разделов или всего года обучении. На этот вопрос нельзя ответить одним предложением.

  • Сформулировать дидактические цели проекта.

  • Сформулировать методические задачи.

  • Написать краткую аннотацию, которая включает в себя: возраст участников проекта, учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.

  • Продумать темы самостоятельных исследований для групп учащихся. Ученики могут и самостоятельно формулировать проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.

  • Сформулировать вопросы учебной темы, по сути являющиеся проблемными, задаваемые в рамках одной темы, помогают исследовать различные стороны одного основополагающего вопрос.

  • Сформулировать вместе с учащимися гипотезу(ы) решения проблем. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.

  • Продумать, какое программно-техническое обеспечение необходимо для проведения учебного проекта. Здесь же необходимо указать список веб-сайтов и литературы.

  • Прописать этапы работы над проектом.

  • Выбрать вместе с учащимися форму презентации проекта. Форма презентации может быть любая, например, информационный бюллетень, презентация в программе Power Point, доклад или представление веб-сайта.

Заключение.

В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.

Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды - это необходимость современной действительности.

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:

  1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

  2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

  3. Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

  4. Учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ;

В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;

• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

• объективно оценивать действия учащихся;

• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;

Именно использование компьютерных технологий позволяет:

1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен).

2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки.

3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности.

5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.

Таким образом, использование ИКТ на уроках, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

Материалы данного исследования имеют не только теоретическую, но и практическую значимость и могут быть использованы учителями английского языка, заинтересованными в применении информационно-коммуникационных технологий для совершенствования иноязычных речевых умений школьников.

Список использованной литературы.

  1. Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. - М., 2007.

  2. Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4,

  3. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.

  4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3

  5. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Новый курс английского языка для российских школ. - М.:Дрофа,2005.Книга для учителя к учебнику Афанасьевой и др. - М.:Дрофа,2005.Применение метода проектов. Корнева Л.П.//

  6. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3

23



© 2010-2022