Использование современных педагогически технологий на уроках немецкого языка

Будущее  нашего  государства  определяется  уровнем   образования,  воспитания,  физического  и  духовного  развития,  гражданского  становления детей и учащейся молодёжи.  Для решения  этой  проблемы при обучении  иностранным  языкам используются современные педагогические технологии.  Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребенка, ее развитие посредством образования. Невозможно представить себе современный урок без новых образовательны...          
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Первомайская ООШ Россошанского муниципального района Воронежской области



Доклад на МО учителей гуманитарного цикла



Использование различных педагогических технологий в обучении на уроках немецкого языка.






Учитель немецкого языка

Шапошникова Лидия Васильевна




2014 год.

Использование современных педагогически технологий на уроках немецкого языка.

Будущее нашего государства определяется уровнем образования, воспитания, физического и духовного развития, гражданского становления детей и учащейся молодёжи. Для решения этой проблемы при обучении иностранным языкам используются современные педагогические технологии.

Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования. Невозможно представить себе современный урок без новых образовательных технологий, направленных на личностное развитие ребёнка.

Переход массовой школы от авторитарной педагогики к адаптивной предполагает, во-первых, внедрение личностно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями; во-вторых, перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности.

Можно выделить главные характеристики педагогических технологий: гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность, которые способствуют в настоящее время созданию условий для воспитания нового члена общества. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…(Концепция модернизации российского образования).

Поэтому и возникла новая парадигма образования: ученик - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) - учитель.

В последнее время применение новых информационных технологий, новые технологические средства, новые формы преподавания в учебных заведениях просто необходимы.

Основная цель обучения немецкому языку - формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком.

Если считать основной целью изучения немецкого языка - формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели (воспитательная, образовательная развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях. Учитель должен создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения немецкому языку.

Уже успели хорошо зарекомендовать себя многие методики и технологии. Вот лишь некоторые из них:

-проектные технологии

- здоровьесберегающие технологии

-игровые технологии

-ИКТ

-технология интерактивного обучения

-мультимедийные технологии

-обучение в сотрудничестве

-развивающие технологии

Остановимся на некоторых педагогических технологиях.

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда

Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому очень часто на уроках я использую метод создания проектов, которые в дальнейшем могут использоваться как учебные материалы. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Метод проектов - суть развивающего, личностно - ориентированного характера обучения. Данным методом достаточно широко можно пользоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Все дело в выборе проблемы, определенных языковых средств, для ее разработки и решения.

Можно выделить следующие виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентировочные.

Метод проектов использую с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает прекрасные результаты: все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала; дети выступают на родительских собраниях, перед младшими школьниками, участвуют в Неделях немецкого языка и олимпиадах, повышается уровень их культуры, растет самооценка личности; учащиеся учатся добывать знания, получают опыт владения современными компьютерными технологиями, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов, работают со справочной литературой, словарями, компьютером; тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.

Если целенаправленно и систематически использовать проектную методику в работе при обучении иностранному языку, то эффективность будет очень высокой. Например, увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода текста, работа со словарем и другими источниками. Совершенствуются умения устной и письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные навыки. Каждый ребенок учится высказывать и отстаивать свое мнение и приводить убедительные аргументы. Проектная методика дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Обучению придается коммуникативная направленность, смысл которой заключается в расширении общего кругозора учащихся, развитии их памяти, мышления, интеллекта, в создании атмосферы непринужденности и эмоциональной стабильности, сотрудничества с учениками. В связи с этим изменяется роль учителя, который становится партнером, сотрудником ученика. В сотрудничестве, сотворчестве актуализируются все субъекты образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии.

«Здоровье - это самая важная ценность, дарованная человеку природой». В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в школе, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

Базовым компонентом гармоничного развития человека является его физическое, психическое, нравственное и интеллектуальное здоровье. Вместе с тем, мы можем констатировать, что растет озабоченность ухудшающимся качеством физического, психического и нравственного развития и здоровья учащихся школ.

Задачей образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся является забота о здоровье детей и профилактика заболеваний. Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психологического здоровья учащихся.

.С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Одной из задач здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха учащихся, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы снять утомление и избежать переутомления.

В процессе учебной деятельности учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Снижение внимания на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Однако такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных движений (руками, ногами туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма. Различные движения детей руками, ногами туловищем служит сигналом, что учащиеся утомлены.

Использование на уроках здоровьесберегающих технологий - залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка имеет первостепенное значение. Ведь немецкий язык - это серьезный и сложный предмет. Каким же должен быть урок немецкого языка с позиций здоровьесбережения? Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм". Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки несложные ритмические упражнения которые благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки, улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы . Вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор.,перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выполнение заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.Необходимо добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся.

Игровые технологии, которые так ценятся учителями иностранных языков, как известно, повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствует использованию различных способов мотивации. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием ребенка принять участие в общении, в игровом действии.

Игра воспитывает чувство дружбы, взаимовыручки, чувство долга, поддержки. В случае необходимости играющий должен уступить, помочь другу. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.


Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.. Использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра делает процесс овладения иностранным языком радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения - способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков характерные качества речевого умения - могут быть проявлены во время проведения игр.

Использование игровых приемов на изучаемом языке особенно актуально на начальном этапе обучения иностранным языкам. Игровые приемы создают благоприятный психологический климат при обучении иностранному языку. Благодаря игре снимается психологическая нагрузка учащихся, активизируется их речевая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, тем самым она способствует более интенсивному и легкому запоминанию нового материала.

Весьма перспективна идея использования учебных игр не только на начальных, но и на всех этапах обучения иностранному языку. Используя игры, нужно помнить:

- Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры.

-. В игре должно быть задействовано как можно больше учащихся.

-. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей.

- Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.

Но всё же игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а также помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения школьников иностранным языкам.

Без ИКТ невозможен сегодня урок немецкого языка и применение других современных технологий. К использованию данной технологии побуждают жизненные обстоятельства, связанные с последними изменениями в сфере образования, а именно профилизацией и компьютеризацией

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические информационные средства персональный компьютер, аудио-, видеотехнику, Интернет. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет предоставляет информационное поле для поиска источников, которые далеко выходят за ограниченный объем школьного учебника.

Практика показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, развитию внимания и памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.


Значительно облегчает работу учителя и обучающихся применение мультимедиа. Это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать, текстовую, графическую информацию со звуком, видео-, кинофрагментами и мультипликацией. По мнению психологов, длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим повышает мотивацию обучения.

Неоценимую роль играют различные электронные мультимедийные пособия.

Это электронные уроки и тесты.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках немецкого языка включают изучение лексики, отработку произношения обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматического материала.

Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке учитель вместе с учащимися может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, совершенствовать словарный запас учащихся, формировать у учащихся мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, работа, направленная на изучение возможностей учащихся, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в Германии. Также учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т.д.

Интерактивная технология обучения. Интерактивное обучение Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группа) с целью совместного решения коммуникативных задач Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группа) с целью совместного решения коммуникативных задач

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке то , что принято называть в методике - технология интерактивного обучения.

Интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Это работа в парах, группах, интервью. В парах можно дать грамматику, чтение, аудирование с выполнением задания. В группах по 3-5 человек. Задания должны быть элементарными. Группа формируется или по желанию, или разноуровневая.

Технология сотрудничества.

Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 - 4 человека, им дается одно задание при этом оговаривается роль каждого. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации.

Развивающие технологии.

На уроках иностранного языка необходимо давать учащимся творческие задания. Каждый ребенок по своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности. Даже слабые ученики всегда с удовольствием выполняют творческие задания, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности. Творческие работы могут быть обязательными и по желанию. Ребята могут, например, нарисовать свою семью, любимое животное, любимое место в селе, свою школу и рассказать об этом на немецком языке. О городах России и Германии учащиеся пишут рефераты и защищают их. Они с удовольствием составляют кроссворды на изученную лексику. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме; на среднем - город, любимое время года, иллюстрированное сочинения на тему «Осень - нескучная пора», «Овощи и фрукты», «Времена года». Изготовление сувениров к пасхе к рождеству, разучивание песенок на немецком языке, конкурс стенгазет, страноведческие игры доставляют детям удовольствие.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что если в совокупности применять различные современные технологии, то можно добиться запрограммированных результатов, несмотря на уровень развития детей, обучающихся именно немецкому языку.






© 2010-2022