Статья Web-квэст технология как способ формирования активной самостоятельности у учащихся во внеурочной деятельности

Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. За время своей педагогической деятельности мы изучили и применили много педагогических технологий. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют в значительной степени увеличить образовательные возможности учащихся, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном простр...
Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Джавадова Светлана Васильевна

учитель английского языка

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Черниговка


Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. За время своей педагогической деятельности мы изучили и применили много педагогических технологий. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют в значительной степени увеличить образовательные возможности учащихся, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. ХХI век требует новых подходов к образованию. В плане развития самостоятельности, а также самостоятельного критического и творческого мышления обучение должно быть развивающим. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные точки зрения на одну и ту же проблему, которые будут побуждать ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.

Информационные возможности Интернета просто неисчерпаемы. Здесь можно не только получить любую интересующую вас информацию, но и поделится собственной информацией с интернет-пользователями по всему миру. На сегодняшний день уже трудно представить работу школ без доступа в глобальное информационное пространство.

Многие преподаватели осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. Информационные технологии помогают создать новую обучающую окружающую обстановку, в которой ученики являются вовлечёнными учащимися, способными принимать больше ответственности за их собственное обучение и конструирование их собственного знания.

Преподавателями иностранного языка уже накоплен определённый опыт использования ресурсов Интернет в организации самостоятельной работы учащихся. Прежде всего-это, использование Интернета при выполнении индивидуальных и групповых проектов, оформление их в виде презентаций Power Point.

Большинство информационных ресурсов сети Интернет, а также уже давно и широко используемую проектную технологию, можно применять не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности. Причем, во многих видах внеурочной деятельности тесно переплетаются такие услуги Интернет, как вещательные, так и поисковые, интерактивные и информационные. Естественно, что при комплексном использовании возможностей компьютерной сети, можно добиться действительно превосходных результатов. Однако нельзя упускать из вида и тот факт, что обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его, тем самым негативно сказываясь на активной самостоятельности учащихся. Одним из возможных решений данной проблемы может стать технология веб-квест, теперь уже одна из перспективных и доступных форм обучения.

«Quest» в переводе с английского языка-продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу». [3, c.153] Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).[4] Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании.

Основное отличие веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:

  • наличие проблемы

  • поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете

  • решение проблемы принимается всей группой

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Он представляет собой мини-проект, основанный на поиске информации в Интернете, оформленный в образовательный сайт, посвященный самостоятельной исследовательской работе учащихся (обычно в группах) по определенной теме с гиперссылками на различные веб-странички.[2]

Таким образом, веб-квест - это игра и обучение одновременно. Это очень интересный и перспективный вид деятельности и ролевая игра. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным, а полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций:

• использование ИТ для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов;

• самообучение и самоорганизация;

• работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

• умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

• навык публичных выступлений. [1]

Типы веб-квестов:

  1. кратковременные - для углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия;

  2. долговременные - для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитанные на длительный срок - может быть, на четверть или учебный год.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результат работы с веб-квестом - публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).

Технология веб-квест при условии ее внедрения имеет ряд преимуществ:

  • веб - квест дает возможность коллективного творчества, совместного доступа к процессу создания, оценивания, что соответствует требованиям ФГОС;

  • умение работать в группе, проявление творчества, умение планировать свою деятельность, новые формы работы;

  • данная технология мотивирует учащихся, вызывает интерес к познанию большей информации, способствует формированию информационной грамотности. Развивает самостоятельность и ответственность, формирует навыки групповой работы;

  • легче воспринимается материал за счет необычной формы работы;

  • умение работать в группе - взаимовыручка, самоорганизация;

  • новая и незнакомая форма работы. Развивает творческое мышление. развивает самостоятельность участников. Формирует навыки компетенции учащихся. Формирует навыки публичного выступления;

  • очень хороша технология поиска информации, а когда есть цель, то полученные знания таким образом бесценны;

  • веб-квест направлен на формирование УУД, соответствует требованиям времени;

  • проблемное обучение, самообучение и самоорганизация, взаимообучение членов команды, реализация креативного потенциала, повышение личностной самооценки учащихся.

  • развивает безграничное творческое мышление.

  • данная технология удовлетворяет всем потребностям современного образования, направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов учащимися. Даже трудный учебный материал можно преподнести ученикам захватывающе.

Профессор Берни Додж определил следующие виды заданий для веб-квестов:

  • пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

  • планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий.

  • самопознание - любые аспекты исследования личности.

  • компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

  • творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика, комикса

  • аналитическая задача - поиск и систематизация информации.

  • детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов.

  • достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме.

  • оценка - обоснование определенной точки зрения.

  • журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

  • убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

  • научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Веб-квест имеет определённую структуру:

  • ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

  • центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);

  • список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным;

  • описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы);

  • руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.);

  • заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Этапы работы над квестом.

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели - создания сайта.

Задачи:

1)поиск информации по конкретной теме;
2)разработка структуры сайта;
3) создание материалов для сайта;
4) доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие, как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить активную самостоятельность у учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Опыт показывает, что самыми суровыми судьями работ являются сами учащиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

В завершении работы над проектом, после подведения итогов, важно использовать материальное и моральное стимулирование высоких результатов.

Наиболее приемлемыми заданиями во внеурочной деятельности являются следующие виды заданий для веб-квестов:

  • пересказ - создание презентации, плаката, рассказа на любом этапе урока.

  • планирование и проектирование - разработка плана - конспекта научной статьи или проекта на основе заданных условий.

  • компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников

  • творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, рисунков, видеоролика, кроссворды, сканворды, ребусы, комиксы.

  • детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов.

  • научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

Результатом нашей работы являются web-сайты под названием «We travel around Britain» и «A nice trip to England»

Рассмотрим этапы работы над веб-квестом, который был проведен в рамках внеурочной деятельности учениками 5 и 7 классов по теме «Замечательное путешествие по Англии» (см. Приложения)

1-й этап - осуществлялась предварительная подготовка. Учитель определил для себя тип веб-квеста - для кратковременной (1-3 урока) или длительной работы (четверть, учебный год, полгода); как будет выполняться веб-квест - индивидуально или в группах; каков будет конечный результат. На этом же этапе учитель отобрал ресурсы сети Интернет. Важно было критически оценить найденные ресурсы, в том числе и с целью безопасности для детей.

2-й этап - учитель координировал оформление веб-квеста, придерживаясь определенной структуры, которая сложилась за время его существования: введение, задание, процесс работы, информационные ресурсы, оценивание. Конечно, это не означает, что учитель не может делать какие-либо изменения в зависимости от возможностей и потребностей конкретного класса.

Веб-квесты были опубликованы на сайте chernigovkaweb.jimdo.com, proekts.ucoz.ru, которые были созданы детьми на английском языке. Платформу для создания сайта, в нашем случае это была платформа jimdo.com и ucoz.ru, была предоставлена учителем, чью безопасность он предварительно оценил.

Структура квэстов выглядит таким образом:

I. Название. Веб-квест «Замечательное путешествие по Англии». «We have a nice trip to England!».

II. Введение

На этом этапе была определена проблема, были четко описаны роли участников. «Вы работаете гидом в туристическом агенстве. Ваше задание подготовить маршрут посещения достопримечательностей Лондона, Шотландии. Для выполнения задания вам нужно в течение недели совершить поездку в Лондон, попасть на приём к королеве Елизавете и взять у неё интервью»

III. Задание

В этом разделе учащимся был сделан акцент на том, что они должны сделать в процессе работы. «Помните, что вы изучаете эту страну, чтобы рассказать о нем людям, которые хотят туда съездить. Вы должны посетить несколько мест: один из памятников истории; одно из мест для отдыха (парк развлечений, горный курорт); одну достопримечательность (музей галерея, театр).

IV. Процесс работы

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику. Выполнив все задания, учащиеся смогли успешно подготовить итоговую работу. Следующим заданием было «Собрать информацию и фотографии о городе. Сохранить фотографии на компьютере для подготовки финальной работы. Записать ответы на вопросы: Чем привлекательна эта страна для туристов?» Когда исследование было закончено, ребята подготовили отчет о городе.

V. Информационные ресурсы

Список ресурсов, необходимых для выполнения задания.

infoplease.com/states.html

enchantedlearning.com/usa/states

globalcomputing.com/states.html

Сегодня, когда реализуется проект президента по подключению всех образовательных учреждений к Интернету, данная технология может найти достойное место среди педагогических технологий, используемых в нашей стране. Используя методику квест - урока педагоги с высоким творческим потенциалом, создают условия для успешной реализации современных инновационных технологий, так как эта методика является новой, разнообразной формой работы, позволяющей проявить себя не только учащемуся, но и учителю, как творческой личности, а, следовательно, необходимой и открывающей путь к новым образовательным стандартам.

Таким образом, учитель получает возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя современную технологию веб-квест. Учитель может вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, конкурсы, игры, виртуальные экскурсии. И, наконец, данная новая технология не приведёт к изоляции учащихся друг от друга. Одна из важнейших целей образования - научить детей работать в коллективе.

Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач - суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.

Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно освоить навыки работы в Интернете уже в среднем звене. Следовательно, педагогам следует использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовывая процесс обучения, направляя усилия на формирование у учащихся высокого уровня ИКТ-компетентности посредством современных образовательных технологий.

Для реализации веб-квеста необходим открытый выход в Интернет, однако Интернет предоставляет как полезную, так и бесполезную и даже в какой-то мере вредную информацию. Поэтому ученикам необходима помощь, но помощь не в предоставлении готовых решений для запоминания, а в умении критически относиться к предлагаемой информации, умении самостоятельно ее анализировать. Учитель может и должен оказать своим ученикам такую помощь. Интернет - это мир информации, общения, обмена опытом, это диалог культур. Это возможность узнать много нового в той области знания, которая вас интересует, обменяться мнениями с коллегами, с ведущими учеными в этой области, посоветоваться. Всё это нам позволяет осуществить технология веб квет. Так что виртуальная жизнь оказывается вполне реальной жизнью, которая может оказаться чрезвычайно насыщенной как в познавательном, информационном, так и в эмоциональном плане.






Литература

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - ito.bitpro.ru/1999

3. Сердюк Е.В., Канева Д.С. «Использование Web-quest технологии при обучении письменной речи на старшей ступени обучения в школах с углубленным изучением иностранного языка», сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, Сыктывкар, 2010

4. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997.
webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

5.wearelinguists.narod.ru
Алгоритм разработки веб-квеста

6.jimdo.com

Платформа для создания веб-квэста

7.chernigovka.jimdo.com

Пример веб-квеста.

8.proekts.ucoz.ru

Пример веб-квеста



© 2010-2022