Интегрированный урок как средство формирования ключевых компетенций

В законе РФ « Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира». Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоз...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок как средство формирования

ключевых компетенций

Селютина Ю.А. Учитель английского языка ВКК,

Зав. МО иностранных языков МАОУ ЦО № 47

В законе РФ « Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира». Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека.

Понятие « Интеграция» происходит от латинского integer-цельный, что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае пространства предметов, изучаемых в школе. « Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области» ( С.В.Кульневич, Т.Т. Лакоценин « Анализ современного урока»).

Интегрированный урок - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, она активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает им возможность учиться самостоятельно работать с дополнительными источниками информации. Школьные предметы являются интегрированными. Иностранный и русский языки пронизаны межпредметными связями и предлагают учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Интегрирование - это не только особый способ комбинирования учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера.

Интегрирование выполняет ряд функций в обучении:

  • Методологическая - формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин;

  • Образовательная - формирование системности, связанности отдельных частей как системы глубины, гибкости, осознанности познания;

  • Развивающая - формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширение кругозора;

  • Воспитательная - отражает политехническую направленность;

  • Конструктивная - совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

Фактически в процессе интегрирования стираются границы между обучением и воспитанием, учитель практически и целенаправленно реализует следующие педагогические идеи:

  1. Демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;

  2. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательно-воспитательного процесса на всех ступенях развития;

  3. Создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественного-эстетического потенциала каждого ребёнка.

Выделяют несколько уровней интеграции:

На 1-м уровне интеграции учебный материал интегрируется внутри одного конкретного предмета. Исследование учебного материала даёт возможность перехода от предметного образования к комплексному, когда из разных частей учебного материала создаётся единое целое.

На 2-м уровне происходит объединение понятийно-информационной сферы разных предметов с целью наилучшего запоминания сведений, введение в тему дополнительного материала.

3-й уровень связан с задачами сравнительно - обобщающего изучения и выражается в выработке умения сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.

На 4-м уровне интеграции школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения, устанавливают связи и закономерности, применяют выработанные учебные умения.

Цель интегрированного преподавания в том и заключается, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём. Все школьные дисциплины обладают интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо учитывать при планировании интегрированного урока или курса.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, следует учитывать:

  1. Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях, перераспределение приоритетов и т.п.).

  2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.

  3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации.

  4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

  5. Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Работа над уроком состоит из трёх основных этапов:

  1. Подготовительный этап - определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими предметами, составляется план-конспект урока. Обучающиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, получают индивидуальные задания.

  2. Основной этап - организация и проведение урока в рамках предложенных типов.

  3. Заключительный этап - учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Намечают вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изучаемой теме.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Вот некоторые из таких задач:

  • Повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока;

  • Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость за счёт переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, мышления, речи и памяти школьников.

  • Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.

  • Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация анализ, синтез и т.д.

С учётом того или иного распределения обязанностей между учителем и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные:

- урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему;

- урок взаимопроверки (работа в группах и парах);

- урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы;

- урок-издание газеты или альманаха;

- уроки, основанные на имитации деятельности или организации: « Суд», «Следствие», « Учёный совет» и др.

-уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, интервью;

-уроки, напоминающие публичные формы общения: « Пресс-конференция», «Аукцион», « Бенефис», « Панорама», « Телемост», « Живая газета»;

-уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, « Поле чудес», « Клуб знатоков» и др.;

-уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, урок-зачёт, экспресс-опрос;

- уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.

Основными дидактико-психологическими принципами становятся:

  1. Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности);

  2. Культурологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру).

Интегрированные проекты как нельзя лучше способствуют формированию и развитию ключевых компетенций. Интегрированные проекты позволяют обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания, умения и навыки на практике, а также способствуют развитию творческого потенциала учащихся, реализуют деятельностный и личностно - ориентированный подходы к обучению и воспитанию.

В заключение хотелось бы отметить, что предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребёнка остаются разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному признаку. Поэтому преодолеть эти противоречия привела нас к попытке начать разработку системы интегрированных уроков.

Мы считаем, что внедрение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, умением самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Список использованных источников:

  1. Закон « Об образовании в РФ». Глава 2,статья 14 « Общие требования к содержанию образования».

  2. Бухаркина М.Ю.Метод проектов в обучении английскому языку// Иностранные языки в школе.-2005.-№3.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования. - М.: Владос,2001.

  4. Интернет ресурсы: news/1september.ru.,art/a/edu.donpac.ru



© 2010-2022