- Преподавателю
- Иностранные языки
- Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Доклад ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Афки С.И. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Введение
Сегодня, когда объём человеческих знаний постоянно увеличивается, ученику современной школы важно не только усвоить определённые знания, но иметь возможность получать их самостоятельно.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и навыков, включая умение учиться.
Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Противоречие между осознанием значимости самостоятельного усвоения ЗУНов учащимися современной школы и недостаточная проработанность методики формирования универсальных учебных действий, доказывает актуальность данной работы.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В новом стандарте (ФГОС) в преподавании иностранных языков не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка и глубинных основ грамматики.
Специфика предмета "английский язык" заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Следовательно, из всех существующих универсальных учебных действий коммуникативное УУД наиболее востребовано при выполнении требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целью данной работы является оценка эффективности нашей деятельности при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в средней школе, а так же её дальнейшая коррекция для более успешного выполнения ФГОС ООО.
Задачи:
изучить программу формирования универсальных учебных действий;
изучить методы и технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка;
проанализировать используемое УМК и техническое оснащение на соответствие выполнения требований ФГОС ООО.
1. Универсальных учебных действий и инновационные технологии на уроках английского языка
Что же такое УУД. В широком значении этот термин означает умение учиться, способность человека к саморазвитию.
Ребенку необходимо уметь учиться.
В школе ученикам дают определенные знания, но не учат пользоваться ими в повседневной жизни.
Как показывает практика, ученики окончившие школу успешно часто не достигают в дальнейшем карьерного роста и не могут применить свои знания на практике.
Приобретенные в раннем возрасте УУД помогают человеку правильно отреагировать на нестабильность современного мира, выйти с достоинством из любой критической ситуации.
Человек получает возможность приобрести навыки принятия правильного решения в сложной жизненной ситуации, снижается риск асоциального поведения, улучшается адаптацию ребенка в обществе, школьник приобретает умение сотрудничать с другими людьми.
Задача учителя организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно. Это дает возможность каждому ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Универсальные учебные действия - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. Однако, несмотря на то что, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, последнее, на наш взгляд, является ведущим в рамках выполнения стандарта по предмету "английский язык".
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать оппонента, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся существуют следующие технологии обучения: 1. Технология интерактивного обучения
Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению. 2. Информационно-коммуникационная технология обучения1. Универсальных учебных действий и инновационные технологии на уроках английского языка
Универсальные учебные действия - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Безусловно, овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. Однако, несмотря на то что, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, последнее, на наш взгляд, является ведущим в рамках выполнения стандарта по предмету "английский язык".
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать оппонента, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся существуют следующие технологии обучения: 1. Технология интерактивного обучения
Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению. 2. Информационно-коммуникационная технология обучения
Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы[3;1].
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, способствуя развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков. Ключевым понятием проблемного обучения является "проблемная ситуация", которая создается преподавателем с учебной целью. Она включает сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения, исследования в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами, создающими ту или иную обстановку (ситуацию)[2;2]. Уровни проблемного обучения зависят от содержания учебного материала (наличие возможности создать проблемные ситуации различной степени трудности) и типа самостоятельных действий ученика. По этим признакам специалисты правомерно выделяют четыре уровня проблемности:
1) уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность;
2) уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации;
3) репродуктивно-поисковый уровень;
4) творческий уровень.
Метод проектов
Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.
Игровая технология
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера[4;1].
Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы[3;1].
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, способствуя развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков. Ключевым понятием проблемного обучения является "проблемная ситуация", которая создается преподавателем с учебной целью. Она включает сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения, исследования в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами, создающими ту или иную обстановку (ситуацию)[2;2]. Уровни проблемного обучения зависят от содержания учебного материала (наличие возможности создать проблемные ситуации различной степени трудности) и типа самостоятельных действий ученика. По этим признакам специалисты правомерно выделяют четыре уровня проблемности:
1) уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность;
2) уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации;
3) репродуктивно-поисковый уровень;
4) творческий уровень.
Метод проектов
Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.
2)Психологические особенности учащихся начальной школы
Начало обучения в школе - новый этап в жизни детей, требующий адаптации к новому режиму дня, деятельности. Теперь дети не просто проводят время под присмотром воспитателей в детском саду, где большая часть времени отводилась на игры, прогулки, отдых. Они вынуждены длительное время проводить за партами, немного поиграть на переменах, слушать и слышать учителей, товарищей, а дома определенное количество времени отвести выполнению домашних заданий. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Оно должно приносить ему радость и вызывать интерес, а это возможно, если ученик осознает, для чего и зачем он должен учиться. Тогда учение станет привычным и поможет дальнейшему развитию способностей к саморазвитию и самообразованию, необходимыми в современном обществе. Как же проходит адаптация и одинакова ли она у младших школьников? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо вспомнить особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4 ) классах начальной школы, а возраст 7 лет - период рождения социального "Я", который зачастую сопровождается кризисом. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению, так как не очень понимают, зачем нужно учиться. Если ребёнок не мотивирован на учебу, у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к данному процессу. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития, по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Ведь именно в этом возрасте характерной чертой детей является ярко выраженная эмоциональность восприятия. В дальнейшем происходит перестройка восприятия, в условиях которой происходит формирование универсальных учебных действий. Необходимо помнить и учитывать то, что именно в младшем школьном возрасте развивается внимание, объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Но у учащихся начальных классов существуют возрастные особенности этого процесса, а именно - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации, когда младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Индивидуальные особенности личности младших школьников оказывают влияние на характер внимания. Особенности эти заложены в типах нервной деятельности, являющимися врожденными ( сангвинический, холерический, меланхолический , флегматический). Ученики с различными типами нд воспринимают и реагируют по- разному. К тому же, некоторые дети могут быть невнимательными по разным причинам: одни - из-за лености мысли, другие - из-за отсутствия серьёзного отношения к учёбе, третьи - из-за повышенной возбудимости центральной нервной системы. При работе с учениками начальной школе необходимо также знать и учитывать особенности такого процесса как память. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты.
Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Именно под влиянием обучения усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. Главной функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается переход от наглядно- образного к словесно-логическому мышлению. Характер младших школьников имеет некоторые особенности. Многие дети склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Общая недостаточность воли является возрастной особенностью. Младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Также данному возрасту присуща эмоциональность. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении своих эмоций. Их эмоциональность выражается в неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Такие различия также необходимо учитывать при формировании правильного отношения к учебе, если хотим научить детей учиться.
Также последующая работа по формированию универсальных учебных действий в школе зависит от учета психологической готовности к школе, которая проводится до поступления в школу и направлена на проверку следующих компонентов:
интеллектуальная готовность (или шире - готовность познавательной сферы);
личностная (в том числе, мотивационная);
социально-психологическая готовность;
готовность эмоционально-волевой сферы.
Немаловажно учитывать и роль родителей и их отношение к успехам и неудачам своих детей. Если притязания родителей не совпадают с развитием ребенка, с его реальными психологическими возможностями, то внутриличностные проблемы ребенка обостряются. Иногда это приводит к невротическим нарушениям личности ребенка. Заметить и предотвратить это - также необходимо, чтобы иметь возможность учить ребенка учиться и формировать универсальные учебные действия.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности., когда появляются новые отношения со взрослыми и сверстниками, происходит включение в новый вид деятельности - учение. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Младший школьный возраст благоприятен для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Поэтому именно этот возрастной период наиболее эффективен для начала работы по формированию у школьников метапредметных результатов (универсальных учебных действий), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Игровая технология
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера[4;1].
3) Формирование УУД на примере УМК "Английский в фокусе" и анализ технического оснащения на соответствие выполнения требований ФГОС ООО
Я преподаю английский язык в начальной школе и хочу поделиться своим опытом проведения интегративных уроков с целью формирования УУД.
В настоящее время ученики начальной школы испытывают большие физические и умственные нагрузки в связи с усложнением учебных программ и ростом информации. Ученикам младшего школьного возраста свойственна повышенная утомляемость от однообразных занятий, физическая активность, целостность восприятия мира. Обучение иностранному языку обязательно должно учитывать все особенности детей данного возраста. Интегративные уроки как раз позволяют помочь сформировать более полную картину окружающего мира у учащихся, а английский язык может служить средством общения и познания.
Интегративный урок - это такой урок, на котором происходит объединение учебной деятельности (изучение английского языка в данном случае) с другими видами деятельности: трудовой, игровой, физической, музыкальной и т.д. Такие уроки за счет объединения образовательных, воспитательных, развивающих способностей разных дисциплин ведут к разностороннему развитию личности и мотивации использования иноязычных знаний на практике, позволяют увидеть результаты своей деятельности, получить радость и удовольствие от проделанной работы.
Для большинства учащихся младшей возрастной категории иностранный язык сам по себе не настолько интересен, чтобы привлечь их внимание. Поэтому для любого учителя важно определить пути, ведущие к успеху. Дети младшего школьного возраста особенно стремятся к знаниям, желают узнать как можно больше об окружающем их мире, чтобы быть самостоятельными. И для активного вовлечения всех учащихся в процесс обучения, для того, чтобы каждый ученик чувствовал свою причастность к уроку, я в своей работе часто использую такой вид деятельности, как выполнение проектных работ.
Учащиеся начальной школы очень любят выполнять различные творческие задания. Сделанные своими руками пособия помогают ученикам рассказывать о себе, своей семе, своем друге, домашнем питомце и т.д. Выполняя творческие проектные работы, дети развивают не только мелкую моторику, но и речь.
Например, во втором классе учащиеся, занимаясь по УМК «Английский в фокусе», первый год обучения, в конце первой четверти выполняют проектную работу « Давайте сделаем домик ». Это задание направлено на отработку и закрепления лексико-грамматического материала, пройденного по теме « Мой дом ».
Ученики вырезают детали домика, склеивают их, раскрашивают, показывают своим одноклассникам готовую работу и рассказывают о том, какие комнаты есть в доме, какая там стоит мебель. Эти рассказы можно сопровождать игровыми моментами. Например, спрятать героя рассказа в какой-нибудь комнате и искать его, задавая в опрос: «Whereis…? ». Ученики отвечают на вопрос, используя пройденную лексику и грамматические структуры по теме. Такая игра очень нравиться моим ученикам. Дети в занимательной форме овладевают элементами общения - задавать вопросы и отвечать на них. Учащиеся максимально активны, самостоятельны в своих действиях, учатся слушать друг друга, работать в коллективе.
Упражнения на формирование УУД.
Для формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка необходимо разработать и использовать игровой комплекс упражнений, которые должны быть интересны ученикам. Играя, ученики не только развиваются и обучаются, они также находятся в привычной им с раннего детства среде и получают положительные эмоции.
Для усвоения и запоминания нового материала (слов, словосочетаний, предложений) необходимо использовать приемы наглядности и доступности, предлагать повторения, каждый раз меняя учебную задачу, не требуя зазубривания, а включая учеников в игровые ситуации, такие как «Назови Незнайке предметы, которые находятся на столе» или « Какие игрушки можно подарить на день рождения Мальвине» и т.д. Для лучшего запоминания можно использовать момент соревнования («Кто быстрее вспомнит названия всех игрушек, которые были на столе»), стремление получить похвалу учителя, хорошую отметку. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала (« Назови всех членов семьи по-английски»)
Также для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана, опора на иллюстрации, участие в инсценировке сказок, составлении коротких диалогов. Помогая озвучить знакомых и любимых сказочных героев, придумывая коллективную сказку по цепочке, или по опорной схеме, ученики учатся регулировать свою деятельность, а значит, происходит формирование регулятивных учебных универсальных действий. При положительных результатах ученики не только начинают адекватно относиться к данному предмету, но и учатся объективной самооценке.
Учитель не просто оценивает работу учеников, а спрашивает у них, довольны ли он своими результатами (.Are you happy with your results?) Данный вид деятельности способствует развитию и коммуникативных ууд, так как, играя, ученики сотрудничают друг с другом, слушают, участвуют в решении общей задачи или проблемы. При этом используется парный, групповой (3-4 ученика) и даже фронтальный метод.
Познавательные универсальные учебные действия требуют особого внимания, так как в данном возрасте еще не сформировано словесно- логическое мышление. Поэтому грамматический материал, усвоение которого требует логика, также следует преподносить с помощью наглядности. Для этого, например, вместе с ребятами мы посетили Структурный дом, жителями которого являются «веселые человечки», которых мы видим на схеме в виде геометрических фигур. Подлежащее - треугольник (в сказке - девочка (принцесса), смысловое сказуемое - квадрат ( в сказке - мальчик, охранник), вспомогательный глагол - заштрихованный квадрат ( в сказке - второй охранник), именное сказуемое - круг ( в сказке - круглый человечек) и т. д. При помощи этой сказки поддерживается интерес, а при помощи геометрических фигур формируется моделирование, а значит и логическое мышление (смотреть приложение 1 )
Для формирования личностных ууд рекомендуется предложить такие приемы работы как:
- предложить ученикам выбрать те разделы учебника, которые больше всего нравятся (темы, деятельность), объяснить, почему,
- отметить галочкой те задания творческого характера, которые ученики хотели бы выполнить
( составление кроссвордов, придумывание рифмовок, сказок, игр).
Для обеспечения возможности правильной организации учащимися своей учебной деятельности рекомендуется изучить Волшебную карту, где названиями островов являются темы, Предлагается определить те, которые были изучены, и найти количество неизученных (неисследованных) островов, придумать названия для «свободных островов» (тем, которых нет в учебнике, но детям интересны), выбрать шерифов и главных мореплавателей, определить необходимые для их изучения действия (составить план). В процессе заполнения карты разными флажками (усвоенные темы), в зависимости от наличия полного или отличного от прогнозируемого ранее результата (красный - полное усвоение, синий - требуется внесение необходимых дополнений и корректив, зеленый - есть много того, что подлежит усвоению).
В игре формируются общеучебные ууд, требующие от учеников самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, используя различные средства, включая Интернет.
Для развития логических ууд во всех умк представлен широкий выбор различных упражнений, которые используются учителями английского языка и всем хорошо знакомы по многим учебным программам (поиск сходств и различий, восстановление текстов, составление целого из частей, обобщение, установление правдивой и ложной информации, выбор правильного варианта, поиск и определение предмета по его описанию и т.д. )
С учениками 3 класса мы придумали игру, которая также способствует развитию логических универсальных действий, а также решают коммуникативную задачу.
Игра имеет знакомое детям название «Крестики - нолики» и правила ее остаются прежними. Главное отличие - вместо цифр и знаков ( 0 и X) каждый участник должен выбрать наиболее подходящий для себя квадрат, в котором вписано предложение с пропущенным словом ( это может быть как лексическая единица, так и любая часть предложения - глагол, прилагательное и т.д. в зависимости от поставленной на уроке задачи). Чтобы сделать ход, необходимо заполнить пропуск. Ученики играли в парах. Некоторые допускали ошибки, им предлагалось (после заполнения карточки) найти и исправить допущенные ошибки. Практика показала, что в процессе данной игры ученики прекрасно взаимодействовали в паре, принимали решение, проявляли волю, внимание и память.
Данная игра может использоваться для отработки навыков чтения, когда один из участников читает слово, второй принимает или не принимает ответ партнера и исправляет его.
Еще одна игра, способствующая развитию ууд в начальной школе тоже известна. Называется она «Домино», проводится всей группой, все ученики - участники, внимательно слушающие рассказ одного из детей и определяющие следующего игрока на основе полученной карточки. Каждый ученик составляет рассказ о себе и о своем друге на основе данных в карточке фактов.
Все ученики с удовольствием играли в эту игру, даже неуверенные в себе ученики справлялись с заданием.
Проводилась с четвероклассниками, фронтально. Цель - развивать внимание, формирование коммуникативных, личностных, регулятивных ууд. Ученики, даже не очень активные, сосредотачиваются на слушании информации, чтобы не остановить ход игры, так как все карточки взаимосвязаны друг с другом. Данная игра может быть проведена по различным темам, а также при составлении рассказов и тем (о себе и своем товарище).
Количество карточек должно быть таким, чтобы хватило на каждого участника игры.
Представленный образец игры посвящен теме « Продукты» и направлен на формирование речевой компетенции и коммуникативных ууд.
Таким образом, сформированные универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни.
Кроме того, в предложенном УМК учтены возможности работы в разноуровневых классах, даны предложения по осуществлению дифференцированного подхода. Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка. С помощью предложенных упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования интерактивных компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Учащиеся младшего школьного возраста очень любят петь и танцевать. Песня, как вид речевого общения, может служить мощным средством для более прочного усвоения лексического материала. Песня помогает расширить словарный запас ребенка, так как включает помимо изученной лексики, новые слова и выражения. Песня развивает музыкальный слух, а частое повторение позволяет совершенствовать артикуляцию и произнесение звуков.
Практически на каждом уроке мои ученики поют песни, чанты, рифмовки. Например, продолжая работать над темой « Мой дом», дети используют свои творческие поделки по теме. Выполненный своими руками домик служит наглядным материалом, с помощью которого каждый ученик в музыкальной форме ведет рассказ о своем доме. Пение обязательно сопровождается движениями.
Наглядным примером может служить исполнение песни «This is my house.», которую ученики второго класса исполняют на заключительном уроке по теме.
Произнося первую фразу песни, ученики поднимают руки над головой, изображая крышу домика. На следующей фразе ученики делают движение руками, имитирующее открывание двери. Далее круговыми движениями кистей рук дети показывают, как они вытирают окна и пол. Затем ученики, встав на носочки с поднятыми вверх руками, тянутся как можно выше, тем самым показывая, какая высокая на доме труба и далее круговыми вращениями рук изображают дым, идущий из трубы. В заключение песни характерными движениями рук ребята приглашают зайти в свой домик.
Эту песенку, подкрепленную физической активностью, я на последующих уроках использую в качестве физкультминутки.
Включение музыкальных занятий в урок повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, раскрепощает их. Если кому-то из ребят трудно дается изучение английского языка, то спеть песенку и подтвердить движениями произносимые фразы может практически каждый. Получается, что отдельно взятый ученик и все ребята вместе чувствуют свою причастность к происходящему на уроке, они активны, эмоциональны, каждый справился с заданием, нет отстающих учеников, каждый доволен своей работой.
Проводя такие музыкальные занятия на уроках английского языка, я вижу, как даже самые неуспешные по предмету учащиеся меняются: повышается их самооценка и желание работать.
Для любого учителя важно постоянно подпитывать интерес учащихся к своему уроку, особенно в младшей школе, когда дети только начинают открывать для себя новый и очень непростой в освоении предмет - иностранный язык.
Как упоминалось ранее, на уроках английского языка ведущая роль принадлежит коммуникативным учебным действиям, так как именно они способствуют формированию у учащихся социальной компетентности и сознательной ориентации на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, доказывать свою точку зрения. Для коммуникативной деятельности важно владеть монологической и диалогической формами речи. Рассмотрим как выбранный нами УМК способствует формированию данных видов речевой деятельности.
Диалог включён в учебный процесс при введении новой лексики, непосредственно при введении фраз речевого этикета, при обобщении и закреплении определенного тематического блока (Приложение 1). При этом используются диалоги репродуктивного и продуктивного характера. Диалоги продуктивного характера учащиеся составляют сами при наличии опоры, подставляя свои имена, речевые клише; составляют диалоги по теме, используя изученные реплики речевого этикета (Приложение 2).
В данном УМК используется в основном дедуктивный путь обучения диалогической речи (обучение начинается с целого диалога):
1. прослушивание диалога целиком;
2. варьирование лексического наполнения;
3. разучивание диалога на ту же тему с другим лексическим наполнением.
Монологическая речь подразделяется на устную и письменную. Оба вида речевой деятельности формируются в разных видах монолога, включающих развитие следующих умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Заключение
Проанализировав всё вышесказанное, можно сделать вывод, что задания, предлагаемые УМК "Английский в фокусе" соответствуют требованиям ФГОС ООО.
Коммуникативные УУД помогают ребенку полно и четко выразить свои мысли в соответствии с задачей коммуникации. Все, я думаю, отметят много проблем в устной коммуникации. А овладение коммуникативными УУД - необходимый элемент любого урока ин. языка. Например, если мы остановимся на диалогической речи. Как научить принимать участие в диалоге? От ученика требуется умение переспросить, выразить собственное мнение и многое другое. В течение многих уроков отрабатываются элементы диалогической речи, достигается коммуникативное взаимодействие. Учитель объединяет учеников в пары, пары сменного состава и руководствуется принципом от простого к сложному. Таким образом, результативность формирования универсальных учебных действий во многом определяется активностью самого ученика, поскольку это процесс саморегулирования и самопознания. Желаю всем творческих успехов в формировании универсальных учебных действий!
Список литературы
1. Асмолов А.Г. "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе", Москва, Просвещение, 2010.
2. Белякова А.Г., Фролова М.Е. Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка, scienceforum.ru/2013/82/6279.
. Журавлева Н,В. Использование ИКТ на уроках английского языка, nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-ikt-na-urokah-angliyskogo-yazyka-6
. Колебацкая С.Н. Игровые технологии на уроках иностранного языка, uchportal.ru/publ/15-1-0-1379
. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30. 6. Могилев А.В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39. 7. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. - 2010.№7.- с.209-216.Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера. 8. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М.,2001.
9. Сысоев П.В., Сафонова В.В. "Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях", Иностранные языки в школе, 2005, №2.
. Эванс В., Подольяко О. и др. Английский в фокусе 5 // учебное пособие для общеобразовательных школ, Просвещение, 2012.
Приложение 1
Диалог при введении и закреплении новой лексики (задания)
.. Дана фотография дома с комнатами и предметами мебели в них, задание следующее: What can you see on the picture? What rooms are there in the house? What furniture is there in each room?
Для отработки данной лексики учащимся предлагается поиграть в игру "Назови комнату". Правила игры следующие: партнёр задаёт вопросы на предмет обстановки одной из комнат в доме на картинки и пытается догадаться, какую же комнату загадал второй участник диалога, данную игру можно так же проводить в группе.
Приложение 2
Диалог репродуктивного характера
Исходный образец:
Ben: Do you like the zoo, Ann?: Yes, I do. It's great. What's that animal over there?: Which one? What does it look like?: It has a long neck and long legs.: That's a giraffe. They are so beautiful.: Yes, they are. Look what's that up in the tree?: It's a monkey.: Ah! I don't like monkeys.: Why not?: They are noisy.: I find them cute. Anyway, let's go and see the bears.: Ok.
Задание репродуктивного характера звучит следующим образом: представьте, что вы пришли в зоопарк, разыграйте диалог, используя образец, в котором не забудьте спросить про понравившееся животное, описать животное, сказать, почему оно вам (не) нравиться.
23