Формирование познавательной активности учащихся через исследовательскую деятельность

Участие в исследовательской работе дает обучающимся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет методпредметный характер и поэтому в исследовательской и научно-исследовательской работе можно заниматься исследованиями в разл...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование познавательной активности учащихся через исследовательскую деятельность.

Научно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление. Исследовательская работа может проводиться во внеурочное время.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно-коммуникационных технологий, Интернет - ресурсов обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Немаловажную роль играет организация исследовательской деятельности во внеурочное время. Обучающиеся могут выполнять рефераты, исследовательские работы, проекты.

Реферат - сбор и предоставление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе и представление различных точек зрения по этому вопросу.

Исследовательская деятельность - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. В ходе исследования организуется поиск в какой-либо области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Проекты - работа, направленная на решение конкретной проблемы. Проектный продукт становится средством решения проблемы, т.е. другими словами проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта.

Главные задачи организации исследовательской работы школьников:

1. активизировать познавательные интересы, развить инициативу обучающихся в процессе обучения;

2. развить у школьников представления о межпредметных связях;

3. создать предпосылки для развития научного мышления, творческого подхода и собственной деятельности;

4. воспитать у обучающихся стремление к самостоятельному приобретению знаний, к самообразованию.

Этапы исследовательской деятельности

  • 1 этап - организационный
    - выбор темы
    - постановка проблемы, выдвижение гипотезы
    - планирование

  • 2 этап - реализации(основной)
    - работа с различными источниками информации
    - проведение собственных исследований, проверка, выдвинутых предположений
    - обработка текстового, научно-графического материала
    - коррекция промежуточных результатов
    - оформление работы в соответствии с требованиями

  • 3 этап - презентация (завершения работы)
    - защита работы
    - сопоставление целей и результатов

  • 4 этап - рефлексивно - оценочный

Ежегодно в апреле в нашей гимназии проводится научная ученическая конференция «Мысль».

. Цель конференции: представление коллективных и индивидуальных исследовательских и творческих работ учащихся гимназии.

Задачи:

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей гимназистов.

  • Совершенствование научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в гимназии.

  • Представление лучших исследовательских и творческих работ гимназистов на городских, областных и других конференциях.

Традиционно обучающиеся выступают в различных секциях на которых, они представляют свои рефераты, исследовательские работы, проекты. С 2014 года научное общество гимназии расширило количество секций, была выделена секция презентаций, где обучающиеся могли представить свои работы на русском и английском языках. В научном обществе дети могут выступить не только в роли выступающих, но и в роли оценивающих в качестве членов жюри. Обучающимся и руководителям работ, победившим на школьной конференции, рекомендуется отправить работы на муниципальные конференции. Так же ребятам предлагается выступать со своими работами на классных часах, которые еженедельно проводятся в гимназии по пятницам.

Моими учащимися были представлены следующие работы:

год

Название работы

2010

исследовательская работа «Различия в грамматике и фонетике американского и британского вариантов английского языка»

2011

исследовательская работа «Идиомы с цветовым компонентом»

2011

реферат «Три уникальных моста Великобритании»

2012

исследовательская работа «Суеверия в России и Великобритании»

2013

коллективный проект «Масленичная карусель»

2013

реферат«Хот - дог - национальная американская еда»

2014

реферат «Британский музей»

2014

исследовательская работа «Традиции чаепития в мире»

2015

исследовательская работа «Медиакорпорация BBC»

2015

исследовательская работа «Собор Святого Павла и Исаакиевский Собор: сходства и различия»

2015

реферат «Пресса Британии»,



Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью, мы учим их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов.

Важным моментом в организации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над исследованием и дальнейшее представление работы на научно-практических конференциях помогают развить у учащихся коммуникативную компетенцию.

Таким образом, подготовка исследовательской работы обучающимися во внеурочное время повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы.


© 2010-2022