- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья по английскому языку на тему Использование компьютерных сетей и телекоммуникационных технологий в преподавании иностранным языкам
Статья по английскому языку на тему Использование компьютерных сетей и телекоммуникационных технологий в преподавании иностранным языкам
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Потемкина Е.В. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование компьютерных сетей и телекоммуникационных
технологий в преподавании иностранным языкам
В мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.
Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.
В настоящее время общепризнанно, что современная система образования вступила с появлением Интернета в новую фазу своего развития. В этом контексте актуальной задачей становится совершенствование дидактической теории обучения применительно к новым образовательным условиям. Усилия многих теоретиков и практиков образования сегодня сосредоточены в области компьютерных технологий обучения и связанных с этим различных видов организации образовательной деятельности.
Ведущей целью обучения иностранному языку в вузе является коммуникативная - формирование коммуникативной компетенции, т.е. умения извлекать достаточно полную информацию при чтении иноязычных текстов, умения понять собеседника, а также выразить свою мысль, точку зрения устно и письменно.
Исходя из концепции создания и развития методологических предпосылок изучения иностранного языка как средства иноязычного общения, улучшение преподавания иностранных языков в вузе зависит от реализации таких принципиальных вопросов организации учебного процесса как: отказ от авторитарного стиля преподавания; ориентация на личностные качества обучающегося; совершенствование технологий обучения учебным дисциплинам, а именно: отход от монолога как традиционно превалирующей формы учебной деятельности и развитие такой формы обучения как полилог (общение, беседа, обсуждение); понимание иноязычной коммуникации не только как умения облекать информацию в структуру и формы иностранного языка, но и как побуждения партнера к какому-то действию речевого и неречевого порядка, а также как реализации самовыражения говорящего; понимание знания не как безличностной информации, а совокупности навыков, актуализируемых в системе деятельности субъекта [1].
Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедия технологий (от англ. multi-много и media-среда). Эти технологии являются, по сути, информационными технологиями обучения, интегрирующими аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), а также реализующими интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации.
При анализе рациональности использования новейших технологий в обучении иностранным языкам в высшем учебном заведении обучение с помощью компьютеров дает наибольший эффект, когда учащиеся вовлекаются в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в ходе решения задач [2]. Компьютерные обучающие программы такого типа предъявляют обучающемуся студенту задания тренирующих упражнений, оценивают их выполнение, оказывают оперативную помощь в виде подсказок, разъяснения типовых ошибок, предъявления соответствующего теоретического материала.
Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования. Однако следует признать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности остается еще достаточно низким. Представляется, что в части развития информационных образовательных технологий главную роль должна сыграть высшая школа, среди первоочередных задач которой: развитие дистанционного обучения и создание электронных библиотек, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры, увеличение пропускной способности используемых каналов.
Одним из важнейших направлений обучения иностранным языкам является создание единой обучающей среды и собственной лицензированной обучающей программы. При этом программа должна включать в себя как базовый уровень грамматики, фонетики, лексики, аудирования для начинающих изучать иностранный язык, так и продвинутый уровень для студентов старших курсов, включающий в себя публицистические статьи, неадаптированные тексты, аудиозаписи носителей языка и функции синхронного перевода.
В ходе эксперимента были апробированы модели обучения, которые наиболее успешно позволили реализовать процесс обучения иностранному языку (английскому) посредством компьютерных коммуникаций и видео оборудования.
В процессе экспериментального исследования использовались видеоматериалы (художественные фильмы на английском языке, документальные фильмы на английском языке, диалогические и монологические сообщения с участием носителей языка) и слайды неадаптированного характера с целью выявления понимания и осмысления студентами англоязычной речи носителей языка. С помощью заранее приготовленного и изученного печатного материала с лексикой, идиоматическими выражениями и вопросами студенты оказались относительно подготовленными к просмотру видеоматериалов.
Контроль осуществлялся в ходе совместной дискуссии, ответов на вопросы, отраженных в печатном материале, наводящих вопросах преподавателя, постановки вопросов и ответов внутри самой группы учащихся.
Компьютеры способны решать те же методические задачи, что и традиционные технические средства обучения. Но в условиях ком-пьютерного обучения задействована более мощная, совершенная и быстродействующая техника. Компьютер осуществляет обучение в диалоговом режиме. Его учебные материалы способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.
Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим и технологическим обновлением процесса обучения, что выражается в массированном наступлении новых средств обучения - прежде всего мультимедийных компьютерных программ.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Каждое занятие должно вызывать у студентов эмоциональный подъем. Этот метод обучения очень привлекателен для преподавателей: помогает им лучше оценить способности и знания студента, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих.
Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам можно классифицировать по четырем основным направлениям [3]:
• как средство для объяснения и уяснения нового материала;
• как инструмент для обогащения учебного процесса;
• как среда для поиска информации;
• как среда для организации общения.
Таким образом, компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использование глобальной сети - обещают современные перевороты в методах и формах обучения. Учебное значение использования компьютерных телекоммуникаций в образовании состоит в том, что они:
- стимулируют и облегчают обмен опытом преподавания различных предметов;
- повышают интерес учащихся к учебному процессу;
- расширяют коммуникационную практику учащихся;
- делают возможным использование новых методических приемов,
основанных на сопоставлении собственных данных учащихся, и тех, которые они получают в результате общения.
Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных презентаций в образовании.
Литература
1. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
2. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). СПБ., 2001.
3. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.