Использование современных технологий на уроке немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Доклад на МО

«Использование современных технологий

на уроках немецкого языка»


Автор: Индыкова Н.А,

учитель немецкого языка,

1 квалификационная категория





2015 год

Содержание:

Введение. Цель. Задачи……………………………………………….стр.3-4

Разнообразие современных педагогических технологий………...стр.4-5

Проектная технология……………………………………………….стр.5-6

IV. Технология сотрудничества…………………………………………стр. 7-8

V. Игровая технология…………………………………………………..стр.9-10

VI. Технология проблемного обучения………………………………..стр.10 -11

VII. Здоровьесберегающие технология…………………………………стр.11

Кейс-технология……………………………………………………стр.12

IX. Икт-технология………………………………………………………стр.12-13

X. Интерактивная технология…………………………………………..стр.14

XI. Развивающая технология……………………………………………стр.14-15

XII. Выводы………………………………………………………………стр.16

XIII. Использованная литература и интернет-ресурсы……………….стр.17







"Учитель живёт до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться,

в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

Введение

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, в центре внимания - ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Цель: использование современных технологий на уроках немецкого языка, обеспечивающих индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Задачи:

формировать навыки и умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся;

формировать у школьников мотивацию к изучению немецкого языка.

создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно, стимулировать интересы обучаемого;

затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства, стимулировать его творческие способности;

активизировать школьника, делать его главным действующим лицом в учебном процессе;

создавать ситуации, в которых учитель не является главной фигурой;

учить школьников работать над языком самостоятельно на уровне его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей, т.е. обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;

предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, стимулирующие активность, самостоятельность, творчество учащегося.

Использование современных образовательных технологий на уроках немецкого языка заинтересовывает обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.

II. Разнообразие современных педагогических технологий

Существуют на современном этапе уже хорошо зарекомендовавшие себя методики и технологии:

технология уровневой дифференциации

игровая технология

обучение по станциям

мультимедийные технологии

кейс-технология

метод проектов

Online обучение

здоровьесберегающие технологии

технология интерактивного обучения

обучение в сотрудничестве

развивающие технологии

модульная технология

Приоритетами в области педагогических технологий для меня являются

проектная технология;

обучение в сотрудничестве;

технология проблемного обучения;

игровая технология;

ИКТ-технологии

здоровьесберегающие технологии

технология интерактивного обучения

развивающие технологии

III. Проектная технология

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Эта технология формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Метод проектов использую с начального этапа обучения, в итоге этот метод дает прекрасные результаты:

все проекты используются на уроках в качестве наглядности и дидактического материала;

дети выступают на родительских собраниях, перед младшими школьниками;

участвуют в научных конференциях;

повышается их уровень культуры;

устанавливаются межпредметные связи;

лучшие работы представляются на педагогические сайты;

растет самооценка личности;

учащиеся учатся добывать знания;

получают опыт владения современными компьютерными технологиями;

дети расширяют границы владения языком, получая опыт от практического его использования,

учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов.

работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника.

Темы для мини-проектов могут быть самыми разнообразными: "Eine Reise nach Deutschland", "Rundfahrt durch Moskau", «Wir planen ein Fest,», «Мeine Heimat». Работа над проектом ведется поэтапно:

1.Предварительная подготовка.

2.Определение и формулировка темы.

3.Выполнение проекта.

4.Презентация проекта.

5.Оценка работы.

6.Практическое использование результата.

Вывод: метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

IV. Технология сотрудничества

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве.

1)Работа с текстом на уроке немецкого языка в классе. На уроке учащиеся читают текст. Фронтально выполняются предтекстовые и текстовые задания. В начале работы учитель делит текст на части. Учащиеся делятся на группы. За 15 минут группа должна подготовить выразительное чтение и литературный перевод отрывка. В конце работы один из участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст. Вся группа получает одинаковые оценки. Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы. Это, с одной стороны, дает стимул сильным учащимся объяснить материал более слабым, а с другой стороны, дополнительную мотивацию к учению получают более слабые учащиеся. Они работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу. Подобным образом можно организовать и другие виды работы с текстом.

2)Изучая или повторяя тему « Спорт», можно организовать работу следующим образом. Учитель на доске (или на карточках, которые размещаются в разных углах класса) пишет названия 3 - 4 видов спорта (в зависимости от количества учащихся). Каждый учащийся выбирает вид спорта, о котором он больше знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы из 3-4 человек. За 15-20 минут участники группы должны обсудить выбранный вид спорта, стараясь собрать всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы для других групп. Таким образом, обобщается материал, совершенствуются умения устной речи.

На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве:

1. «Ажурная пила, машинная ножовка»: этот вариант разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

2.«Учимся вместе»: класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. Основные принципы - награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально - психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Роль учителя - контроль.

3. Работа с новой лексикой: класс разбивается на несколько подгрупп. Сначала новая лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах. В каждой группе учащиеся получают карточки с заданием перевести словосочетания. В карточке обязательно дается ключ для проверки правильности ответов. Ученики работают парами. Сначала один из партнеров дает задания и проверяет по ключу свои карточки. Затем учащиеся меняются ролями. После этого пары объединяются в четверки и тренируются в правописании новых слов. Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют.

Вывод: эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех учащихся группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования умений и навыков.

V. Игровая технология

Одним из эффективных путей воспитания у учащихся интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Древнейшим средством воспитания и обучения является игра. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Предлагаю некоторые виды игр при изучения лексического материала.

Лексические игры тренируют учащихся употреблять лексику в ситуациях приближенных к естественной обстановке, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, развивают речевую реакцию, знакомят учащихся с сочетаемостью слов.
1. "Укрась ёлочку"
Цель игры: отработать умение детей называть цвета по-немецки.
Нужно вырезать из картона ёлку. На ветки ёлки наклеить зелёные кружочки из цветной бумаги; к ним будут крепиться шары.
Отдельно приготовьте плоские кружочки разного цвета-шары, их подвешивают на ёлку. Детям предлагается украсить ёлку к празднику. Выбирается водящий. Водящий поочерёдно обращается с просьбой, например: "Katja, grün. " (Катя берёт шар зелёного цвета и прикрепляет его на ёлку). Если ребёнок ошибается, дети поправляют. Таким образом, в игре сосредоточено внимание всех детей.
2. "Разноцветный хвост петушка"
Как и для предыдущей игры нужны силуэт петушка и отдельно пёрышки разного цвета из картона и цветной бумаги. Дети, называя цвета, становятся водящими.

3.Guten Morgen. "
Один из детей (водящий) выходит к столу учителя и становится спиной к классу. Учитель жестом показывает на одного из сидящих учеников, который говорит: "Guten Morgen, Sweta. " Водящий пытается догадаться по голосу, кто с ним поздоровался и отвечает, например: "Guten Morgen, Petja. "Если он не угадал, он продолжает игру в качестве водящего, а если угадал, то возвращается на своё место, после чего назначается новый водящий. Приветствие"Guten Morgen"в дальнейшем заменяется на"Guten Tag, Guten Abend, Gute Nacht, Auf Wiedersehen, Bis bald, Hallo, Tschüss и другие

Вывод: игровые технологии, как известно, повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в общении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

VI. Технология проблемного обучения

Большую эффективность в наше время имеет проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения:

- Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

- Должны быть доступными для учащихся и соответствовать их познавательным способностям.

- Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

- Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного»

Вывод: проблемный метод обучения развивает творческую активность учащихся, высокую самостоятельность учащихся, формирует познавательный интерес и мотивацию учащегося, развивает мыслительные способности учащихся.

VII. Здоровьесберегающие технология

В процессе учебной деятельности учащимся трудно удерживать активное внимание на протяжении одного или нескольких уроков, что связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Снижение внимания на уроках проявляется в двигательном беспокойстве детей. Однако такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных движений (руками, ногами туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма. Различные движения детей руками, ногами туловищем служит сигналом, что учащиеся утомлены.

Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых (2-5 минут) в виде физических упражнений. На уроках я провожу физкультурные минутки, которые улучшают мозговое кровообращение, снимают физическое и эмоциональное напряжение, расслабляют мышцы плечевого пояса.

Вывод: Физкультурные минуты на уроках благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствует нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки.

Кейс-технология

Методы кейс технологии такой как Ученику предлагается текст с описанием ситуации и задача, требующая решения.. Кроме текста учащиеся получают вопросы : в чём заключается проблема? Каковы причины её возникновения, указанные в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Каков выход?

В методе инцидента учащиеся сами находят информацию для решения.

Этап 1. Дети получают сообщение и вопросы к нему.

Этап 2. Они индивидуально или в группах находят пути выхода из ситуации.

Этап 3. Представление полученных результатов и обмен мнениями.

Вывод: метод ситуационного анализа -позволяет глубоко исследовать сложную ситуацию.

IX. Икт-технология

ИКТ - без этих технологий невозможен сегодня урок немецкого языка и применение вышеназванных технологий. Если в совокупности применять современные технологии, то можно добиться запрограммированных результатов, не смотря на уровень развития детей, обучающихся именно немецкому языку.

Информационные технологии и интернет ресурсы.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках немецкого языка включают:

-изучение лексики

-отработку произношения

-обучение диалогической и монологической речи

-обучение письму

-отработку грамматического материала.

Возможности использования интернет ресурсов огромны.

Вывод: на уроке учитель вместе с учащимися может решить ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтению, используя материалы глобальной сети, совершенствовать словарный запас учащихся, формировать у учащихся мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, работа, направленная на изучение возможностей учащихся, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в Германии. Также учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах , конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, а также участвовать в видеоконференциях и т.д.

Возможности использования ИКТ на уроках немецкого языка:

1. Экономия времени и места. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени - ими можно пользоваться сколь угодно долго, редактировать, подстраивать под каждый класс, в зависимости от уровня обученности.

2. Использование презентаций - это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую увлечённость можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку, помочь в подборке материала и иллюстраций.

3. При разработке уроков аудирования уже не стоит проблема раздаточного материала. Её можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание которых может быть различным: подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.

Формы работы в программе Power Point на уроках иностранного языка включают:

- изучение лексики;

- отработку произношения;

- обучение диалогической и монологической речи;

- обучение письму;

- отработку грамматических явлений.

X. Интерактивная технология

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке то, что принято называть в методике - технология интерактивного обучения.

Интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение аудирование с выполнением задания. В группах 3-4-5 человек. Задания должны быть Элементарными. Группа формируется:- по желанию, - разноуровневая (сильная + слабая). Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы:

а) Что будем делать? б) Как будем делать? в) Сколько времени? г) В каком виде будем проводить? Итог?

Вывод: интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

XI. Развивающая технология

Иностранный язык это благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Даже слабые ученики всегда с удовольствием выполняют творческие задания, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За такие работы я ставлю две оценки; одну - за оформление, вторую - за материал на немецком языке. Исходя из опыта, выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию. В 7 классе при изучении темы «Моя Родина» я предлагаю ребятам нарисовать любимое место в нашем селе и рассказать о нем на немецком языке. О Москве учащиеся пишут рефераты, оформляют презентации и защищают их. При изучении тем в старших классах таких, как «Литература», «Музыка», «Живопись», «Кино» и многое другое, ученики делают великолепные презентации с использованием музыки. Например, «Мой любимый композитор Гайдн», «Моцарт», «Бетховен», «Музыка». Этот список можно продолжать долго. Учащиеся среднего этапа обучения тоже очень любят заниматься творчеством. Они составляют кроссворды на изученную лексику, это и одежда, и внешность человека, виды спорта и книги, домашние животные, школьные предметы и многое другое. Эти кроссворды помогают мне организовывать индивидуальные задания, соблюдать дифференцированный подход в обучении немецкому языку. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме; пятиклассники - город, мое любимое время года, ученики 6 класса - иллюстрированное сочинения на тему «Осень - нескучная пора», «Овощи и фрукты», старшеклассники делают художественный перевод стихотворений. Ученики охотно делают поделки и рисунки по теме «Времена года». Макеты часов и сувениры к пасхе. К рождеству ежегодно проводится конкурс поздравлений на немецком языке, конкурс стенгазет, страноведческие игры и многое, многое другое.

Вывод: каждый ребенок по своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности.


XII. Выводы

Можно утверждать, что все современные инновационные технологии предполагают повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Главное - удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений. Итак, новые информационные технологии способствуют:

развитию коммуникативных навыков учащихся, расширению кругозора; формированию общеучебных навыков;

развитию самостоятельной, поисковой, исследовательской, аналитической, сопоставительной деятельности;

развитию благородных чувств и стремлений, эстетических взглядов;

повышению уровня компетентности учащихся в области информационной культуры мотивации, интереса к предмету, исследуемому материалу.

Использование современных педагогических технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, позволяет применить личностно-ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, даёт возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования.

Таким образом, внедрение в урок немецкого языка новых технологий, позволяет привлечь интерес учащихся, тем самым добиться более продуктивной работы и результатов.

Уроки немецкого языка позволяют с успехом использовать разнообразные современные технологии, становясь при этом более интересными, содержательными, динамичными, а главное полезными.


XIII. Использованная литература:

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам

М.: АРКТИ 2000.

Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. ИЯШ №5, 2003.

Колкова М.К. «Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам» Санкт-Петербург: изд. «Каро» 2007 год стр.153; стр. 272-281

Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.» М.: Изд. Центр «Академия», 2001. стр. 24-36; стр.78-96

Использованные интернет-ресурсы:

1.iyazyki.ru/2013/04/contemporary-pedtechnology/

2.uchportal.ru/publ/23-1-0-1742

3.proshkolu.ru/user/konovalovazn/file/2509012/

4. ict.edu.ru/vconf/files/Быкова

12



© 2010-2022