Сообщение «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

І-ІІІСТУПЕНЕЙ №57

«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»


Учитель английского языка

НСообщение «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»аталья Николаевна Дикая

ИСообщение «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»ные дети на вид кажутся здоровыми, а при внимательном изучении их труда открывается какой-нибудь скрытый недуг. И вот что интересно: скрытые недуги и недомогания оказываются особенно заметными тогда, когда учитель стремится наполнить каждую минуту урока напряженным умственным трудом. Некоторым детям совершенно непосилен курс учителя на то, чтобы «не пропала ни одна минута урока». Я убедился в том, что этот «ускоренный» темп непосилен и вреден даже для совершенно здоровых детей. Чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей тускнеют глаза, затуманивается взгляд, движения становятся вялыми. И вот ребенок уже ни на что не способен, ему бы только на свежий воздух, а учитель держит его «в упряжке» и понукает: скорее, скорее...

В.А. Сухомлинский

Здоровье - самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье - это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья школьников.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. Почти у 70% детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим.

В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. В старших классах их численность уменьшается до 3%. Педиатры, изучая состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили названия «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных школ, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер. Это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

У каждого предмета своя специфика. Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. На своих уроках английского языка я применяю элементы здоровьесберегающих технологий.

Позвольте поделиться своим скромным опытом работы. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.



ЗАРЯДКА

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Вот некоторые примеры такой зарядки.

Teacher: Stand up!

( звучит песенка)

1) Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Hands up. To the sides.

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

Stand still!

2) Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together. (2 times)

Stamp, stamp, stamp your feet

Stamp your feet together.

Далее выполняются движения с использованием команд:

Nod your head! Dance a dance!

Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

Имитативные - учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения.

Ритмические - короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Танцевальные - проводятся под музыку. Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.

Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

Конечно, вы не предложите зарядку ученикам старших классов. Но и здесь можно найти выход. В середине урока можно спланировать задания, которые выполняются в специально созданных «рабочих» зонах. Это могут быть просто столы без стульев, или дополнительные доски, или прикрепленные к стене листы ватмана. Главное - дать ученикам возможность встать и подвигаться.

ИГРА

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм релаксации. Игра - дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Игра- пантомима:

 При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

 Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

- При изучении темы ''My pet'' изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

- При изучении темы '' My day'' изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

- Ролевая игра-пантомима ''In the shop''. Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Старшеклассникам по душе игра-проект (Project),где они пишут проекты, защищают их, учатся тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе

ПЕСНЯ

Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Музыкальные паузы тоже способствуют релаксации во время учебного процесса

Творчество Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

Музыка Брамса избавит от усталости.

Чайковский поможет бороться с раздражительностью и неврозами.

Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на ваших уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом здоровье ваших учеников.

Исходя из опыта учителей не одного поколения предлагаю примерную структуру рациональной организации урока английского языка

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

Число видов учебной деятельности

4-7

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала).

Но не забываю высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье.» На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учитываю индивидуальные особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями.

Приложение

"Head and Shoulders"

Первое упражнение поможет малышу запомнить название частей тела по-английски. Дотрагиваемся до соответствующих частей тела в ускоряющемся темпе. Если ребенок уже хорошо запомнил слова физкультминутки, можно поиграть в путаницу - вместе поёте "Head and Shoulders", но при этом показываете несоответствующие части тела. Ребенок должен не сбиться и показать все правильно. Это непросто!

HEAD AND SHOULDERS

Голова и плечи

Дотрагиваемся до соответствующих частей тела

KNEES AND TOES (2)

Колени и пальцы на ногах

AND EYES AND EARS

Глаза и уши

AND MOUTH AND NOSE

И рот, и нос

HEAD AND SHOULDERS

Голова и плечи

KNEES AND TOES.. (2)

Колени и пальцы на ногах

ARMS AND FINGERS

Руки и пальцы на руках

Руки вперед, сжимаем-разжимаем пальцы в кулак

BELLY, SPINE (2)

Живот и спина

AND LEGS, AND CHEST

И ноги, и грудь

AND MY BEHIND.

И моя «пятая точка»

Хлопаем себя по «пятой точке» J

ARMS AND FINGERS

Руки и пальцы на руках

BELLY, SPINE (2)

Живот и спина

"Teddy Bear"

Эту зарядку малыши любят делать месте с плюшевым мишкой. Объясните ему, что игрушечных мишек на английском языке называют "Teddy Bear" .

TEDDY BEAR, TEDDY BEAR

Мишка-мишка,

Переваливаемся с ноги на ногу на месте или в ходьбе по кругу

TURN AROUND

Повернись!

Поворачиваемся вкруг своей оси

TEDDY BEAR, TEDDY BEAR

Мишка-мишка,

TOUCH THE GROUND

Дотронься до земли

Наклон вперед, пытаемся достать пальцами пол

TEDDY BEAR, TEDDY BEAR

Мишка-мишка,

TOUCH YOUR NOSE

Прикоснись к носу

Касаемся носа

TEDDY BEAR, TEDDY BEAR

Мишка-мишка,

TOUCH YOUR TOES!

Дотронься до пальчиков на ножках.

Наклон вперед, пытаемся дотянуться до пальчиков ног.

Самая простая зарядка. Назовем ее"Hands up!"

HANDS UP, HANDS DOWN

Руки вверх - руки вниз

HANDS ON HIPS

Руки на пояс

SIT DOWN

Присели

HANDS UP

Руки вверх

TO THE SIDE

Развели в стороны

BEND LEFT, BEND RIGHT!

Наклон влево, наклон вправо.

Надоели знакомые с пеленок «Ладушки»? Попробуйте английские "Clap! Clap!"

HANDS UP! CLAP! CLAP!

Руки вверх! Хлоп! Хлоп!

Руки над головой. Хлопаем в ладоши.

HANDS DOWN! CLAP! CLAP!

Руки вниз! Хлоп! Хлоп!

Опускаем руки вниз. Хлопаем в ладоши перед собой

TURN YOURSELF AROUND

Повернись кругом

Повернуться вокруг своей оси

AND THEN YOU CLAP CLAP!

И затем хлоп! Хлоп!

Хлопаем в ладоши

BEND LEFT! CLAP! CLAP!

Наклонись влево! Хлоп! Хлоп!

Наклониться влево - похлопать в ладоши.

BEND RIGHT! CLAP! CLAP!

Наклонись вправо! Хлоп! Хлоп!

Наклониться вправо - похлопать в ладоши.

TURN YOURSELF AROUND

Повернись кругом

Повернуться вокруг своей оси

AND THEN YOU CLAP CLAP!

И затем хлоп! Хлоп!

Хлопаем в ладоши



© 2010-2022