Экологическое образование и воспитание студентов в сузах

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое образование и воспитание студентов в сузах.

Все более актуальной становится необходимость сохранения природной среды для здоровья и благополучия ныне живущих и будущих поколений людей, что невозможно без решения задач экологического образования. По своим целям и функциям экологическое образование неизбежно связано с социальной жизнью общества. Оно может быть эффективным в том случае, если все члены общества - учащиеся, студенты, специалисты, работники системы управления и руководители будут участвовать в решении сложных задач улучшения отношений между людьми и окружающей средой. Это может быть выполнено лишь тогда, когда люди станут действовать в соответствии с принципами полученного ими экологического образования.

В настоящее время экологическое образование приобретает приоритетное направление во всех образовательных учреждениях. Перед педагогами сузов стоит главная задача - помочь студентам стать активными членами общества, которые могли бы понимать экологические проблемы, как глобального, так и локального масштаба и обладать знаниями для их решения.

В процессе изучения естественных дисциплин не формируется экологическое сознание, то есть понимание возможности своими действиями причинить природе вред или принести ей пользу. Знания, получаемые в процессе изучения естественных дисциплин, носят отвлеченный характер и не увязываются с повседневной практической деятельностью человека. Осознание этого факта должно помочь совершенствованию экологической подготовки молодых людей, формированию их гражданской позиции, нравственного отношения к окружающему миру.

Экологическое воспитание студентов - одно из основных направлений системы образования. Это - способ воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и представления. Оно развивает у них чувство бережного отношения к природе, беспокойства за её состояние. Одна из важнейших задач - вооружить студентов не только экологическими знаниями, но и умениями экологического характера.

Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей среды. Оно является частью общей системы образования и является одним из актуальных направлений развития системы образования в целом.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активную деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.

Экологическое образование и воспитание нельзя отрывать от других аспектов формирования личности, прежде всего общественно-политических, так как вопрос взаимодействия общества и природы является важнейшей мировоззренческой проблемой. В процессе формирования научного мировоззрения определяется место деятельности человека в системе общество - природа.

В мировой и отечественной практике рассматриваются три возможные модели экологического образования: однопредметная, многопредметная, смешанная. Большинство отдают предпочтение смешанной модели, реализация которой требует разработки содержания учебного курса "Экология", экологизации традиционных учебных дисциплин, а также разработки серии практикумов по исследованиям окружающей среды.

Студенты изучают основы экологии, знакомятся с экологической обстановкой и проблемами нашего города, области и района, с объектами изучения. Проведение в процессе внеучебной работы таких форм, как беседы, лекции, диспуты, экологические вечера и чтения, классные часы, библиотечные уроки, музыкально-экологические композиции позволяют успешно формировать у студентов экологические знания и представления. Основные методы обучения - рассказ, беседа, лекции, упражнения, проблемный и исследовательский методы. В настоящее время роль внеклассных мероприятий по экологии возрастает, усложняется их воспитательные и развивающие функции.

Экологическое образование предполагает формирование убежденности каждого жителя планеты в объективной необходимости сохранить созданные природой и человеком ценности. Уровень экологической культуры личности определяется также пониманием социальной значимости экологических проблем, их связи с политическими, социально-экономическими задачами человека и отдельно взятой личности.

Экологическое образование представляет собой целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно должно начинаться с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственного опыта взаимодействия с природной средой. Цели и задачи экологического обучения и воспитания могут быть представлены одним общим понятием - формированием экологической культуры.

Человек, постигая природные и преобразуя социальные законы, приводит к экологическим проблемам и нарушению устойчивости в экосистеме. Поэтому назрела острая потребность в формировании экологической культуры личности и общества, которая должна стать ядром системы общечеловеческих ценностей и интегративным качеством каждой личности, мерой цивилизованности и культуры, характеризующей ее поведение и деятельность в социоприродной среде. Характер отношений между обществом и природой есть выражение экологической культуры, отраженной в практической и духовной жизни разных народов и эпох.

Воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, согласно закону РФ "Об образовании" профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника суза. Как известно, в настоящее время средние специальные учебные заведения включают в учебные планы медицинских специальностей отдельные фрагменты экологических знаний. Студенты изучают основы рационального природопользования, традиционно содержащие поресурсную оценку природы. Такое «дифференцированное» изучение не всегда позволяет сформировать у обучающихся целостное представление о природе, месте и роли человека в ней.

Основной целью воспитательной работы в сузе является разностороннее развитие личности студента как гражданина Российского общества, обладающего глубокими профессиональными знаниями и навыками, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.



© 2010-2022