- Преподавателю
- Иностранные языки
- Занятие с детьми, находящимися на надомном обучении, на тему Времена года. Календарь
Занятие с детьми, находящимися на надомном обучении, на тему Времена года. Календарь
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Абрамова М.В. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. Времена года. Календарь.
Подготовили и провели: Климова М.Н., Абрамова М.В.
Цель: закрепить и расширить знания учащихся о временах года и календаре.
Задачи:
1) образовательные:
-
актуализировать знания учащихся о временах года и их признаках;
-
закрепить знания учащихся о названиях месяцев и дней недели и их порядке;
-
познакомить со структурой календарей.
2) воспитывающие:
-
воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное;
-
воспитывать трудолюбие и усидчивость.
3) коррекционно-развивающие:
-
развивать связную устную речь учащихся через беседу и ответы на вопросы;
-
развивать мелкую моторику рук через практическую работу;
-
коррегировать психические процессы (внимание, память, мышление) через выполнение заданий
Оборудование: 12 птиц из цветной бумаги; сказка В.И.Даля «Старик годовик» (м/ф); карточки с названиями времен года, месяцев, дней недели; разные виды календарей (настенный, настольный, перекидной, отрывной, карманный и т.д.); макет дерева с осенними листьями.
Раздаточный материал (каждому учащемуся): картонная заготовка календарей; календарь на 2015 год; вата; пластилин; бумажные кораблики; бумажные цветы; пшено, гречка; клей-карандаш; клей ПВА; салфетки.
Ход занятия:
I Оргмомент (приветствие учащихся)
II Вводная беседа
- Сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие. Сопровождать нас будут волшебные чудо-птицы. Посмотрите на них (птицы из цветной бумаги на доске).
- Мы поговорим о временах года, месяцах, днях недели, и в конце занятия каждый создаст свой календарь.
III Актуализация опорных знаний. Беседа о временах года.
- Послушайте сказку В.И.Даля «Старик годовик» (м\Ф).
- Какие птицы вылетели из рукава старика Годовика? (месяцы) Сегодня в путешествие нас сопровождают птицы-месяцы. Давайте посчитаем, сколько их всего? (хором)
- Обратите внимание птицы наши разного цвета (называют цвета), как вы думаете почему? (птицы символизируют разные времена года)
- Какие времена года вы знаете? (называют, на доску вывешиваются карточки с названиями времен года)
- Какой цвет у осени? (оранжевый)
- Какой цвет у лета? (зеленый)
- Какой цвет у зимы? (белый)
- Какой цвет у весны? (синий)
- В течение года нашей Земле становится то холодно, то жарко. Точнее было бы сказать, что на земле происходит смена времен года.
- В какой последовательности происходит смена времен года? (на доске стрелкой указывается смена времен года)
- С какого времени года начинается год? (Зима)
-Кто любит зиму? Почему?
- Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?
- какие праздники мы отмечаем зимой?
- Зиму сопровождают птицы белого цвета. Посчитайте, сколько их. Почему их три?
- Какие зимние месяцы вы знаете? (на доске переворачиваем птиц обратной стороной, где написаны названия месяцев зимы)
«Зимние загадки»
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла... (зима)
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Наши окна - как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру - зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это - зимние... (метели)
Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (Поземка)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий... (лед)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец... (сосулька)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло - заплачет вмиг
И растает... (снеговик)
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны... (снежки)
Подвижная игра «Снежки»
Учащиеся выходят по двое к стартовой линии и кидают «снежки» в мишени.
Практическая работа. Поделка «Зима»
Учащиеся под руководством педагога делают поделку «Снеговик» из ваты и пластилина на картонной заготовке.
- Какое время года идет вслед за зимой? (весна)
- Ребята подготовили нам стихи о весне. Послушайте их внимательно, и потом ответьте, о каких признаках весны в них говориться.
1 ученик:
На иве распустились почки,
Береза слабые листочки
Раскрыла - больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Зазеленел овраг.
2 ученик:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
- Какой цвет у весны? Почему?
- Какие весенние месяцы вы знаете? (учащиеся называют, на доске перевернуть птиц обратной стороной с названиями месяцев)
- Какие весенние праздники вы знаете?
Практическая работа. Поделка «Весна»
Учащиеся под руководством педагога делают поделку «Ручеек и лодочка» из пластилина и бумаги.
- После весны наступает… (лето)
- Лето любят все. Почему?
Игра с мячом «Почему я люблю лето» (под музыку)
Учащиеся встают в круг. Педагог по очереди бросает мяч каждому ученику, а тот отвечает за что он любит лето.
- Какого цвета лето? Почему?
- Какие летние месяцы вы знаете? (птиц перевернуть)
Практическая работа. Поделка «Лето»
Учащиеся под руководством педагога делают поделку «Цветок» из цветной бумаги.
- После лета наступает грустное время года - осень. Осень все деревья сначала окрашиваются в разные цвета, а затем начинается листопад. Что это такое?
- У нас в классе есть дерево. Определите по нему, какое время года и почему? (осень, так как листья разноцветные)
Листья на дереве необычные. На обратной их стороне написаны фразы, относящиеся к разным временам года. Ваша задача - выйти, сорвать листик и прочитать фразу, определить, подходит она к осени или нет.
Фразы на листьях: листопад; желтеют листья на деревьях; частые дожди; медведь готовится к спячке; улетают птицы; люди собирают урожай; День знаний; Новый год; дети катаются на коньках; люди купаются в реке; почки на деревьях; подснежники.
Физминутка «Осенние листочки»
(дети под музыку выполняют движения с листочками)
Мы - листочки осенние
На деревьях висели.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Снова ветер пробежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Практическая работа. Поделка «Осень»
Учащиеся под руководством педагога засыпают крупой (пшено, гречка) контуры листьев клена и дуба.
IV Изучение нового
- Давайте назовем все месяцы по порядку (карточки на доске в нужной последовательности)
Игровое упражнение «Найди ошибку»
- Я думаю, что март, апрель и сентябрь - это весенние месяцы. Правильно, ли это? (Нет, март и апрель - это весенние месяцы, а сентябрь - осенний.)
- Я думаю, что сначала идет октябрь, затем сентябрь, а за ним ноябрь? Так ли это? (Нет, сначала сентябрь, потом октябрь и последним ноябрь.)
- Какой сейчас месяц? Назови предшествующий ему и следующий за ним месяцы.
- Какое сегодня число? Какой год?
- Месяцев всего 12. Все вместе они образуют ГОД. (на доске карточка)
12 месяцев = год
- С какого месяца начинается год? Каким заканчивается?
- В классе есть предмет, который поможет нам быстро определить последовательность месяцев, сориентироваться какое сегодня число. Кто догадался, что это? (календарь)
- У вас у каждого получился свой календарь. Прочитайте, какие зимние месяцы вы видите? весенние? летние? осенние?
- Посмотрите, какие разные календари бывают. Для чего нужны календари? Чем они похожи?
- Вот это настенные календари, они бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12? (Потому что столько месяцев в году.) На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, а внизу дорожки чисел. Настенный календарь может выглядеть по-другому, как плакат, где представлены сразу все месяцы года.
- А вот этот календарь называется перекидным, в нем листочки, которые перелистывают, когда проходит месяц. Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе.
- Вот этот календарь называется отрывной, а в нем каждый листик - это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?
- И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным.
- Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
Загадка:
Под новый год пришел он в дом
Большим румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
(отрывной календарь)
- Вы правильно догадались, это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь? (Потому что, мы отрываем каждый прожитый день.)
V Практическая работа (по формированию умений ориентироваться в календаре)
- Давайте потренируемся ориентироваться в календаре, находить нужный месяц и число.
- Найди месяц …
- Найди 1 января, 8 марта, день своего рождения…
Дети с помощью педагога отыскивают на календаре названия дня недели и обнаруживают, что в данном месяце несколько вторников, пятниц, суббот и т.д.
- В каждом месяце по 4 недели.
- Неделя состоит из 7 дней. Как они называются? Перечислите в правильном порядке. (на доску вывешиваются карточки с названиями дней недели)
- Как называется первый день недели? Третий? Шестой?
- В какие дни недели дети ходят в школу? Какие выходные дни?
- Какой день между четвергом и субботой?
- Названия дней недели длинные, поэтому в календарях их пишут сокращенно. Посмотрите на экран.
-Найдите по календарю и скажите, в какой день недели будет Новый год?
- 1 сентября, День знаний? Ваш день рождения?
VI Итог занятия
- Сегодня мы повторили времена года и их признаки, вспомнили названия месяцев и научились работать с календарем.
- К концу занятия у нас получился настольный календарь, которым вы можете пользоваться в следующем 2015 году. Каждая сторона календаря - время года. Дома вам нужно его склеить по бокам, чтоб он мог стоять на столе.
8