Применение технологии критического мышления на уроках иностранного языка при обучении чтению

Применение технологии критического мышления на уроках иностранного языка при обучении чтению. Кириченко В.А. МБОУ Даниловская СОШ им. А.С. Макаренко                               Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление,                               сфокусированное на решение того, во что верить и что делать.                               Это поиск здравого смысла, это способность выдвигать                                новые идеи, увидеть новые возможности. Дж. А. Браус,    Д. ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение технологии критического мышления на уроках иностранного языка при обучении чтению.

Кириченко В.А.

МБОУ Даниловская СОШ

им. А.С. Макаренко

Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление,

сфокусированное на решение того, во что верить и что делать.

Это поиск здравого смысла, это способность выдвигать

новые идеи, увидеть новые возможности.

Дж. А. Браус, Д. Вуд

Приоритетным направлением государственных образовательных стандартов второго поколения является реализация развивающего потенциала общего среднего образования.

Информационное общество сегодня запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться в течении всей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Актуальной задачей становится создание условий для развития УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Языковое образование занимает важное место в жизни общества. Урок иностранного языка - неотъемлемая часть школьного образования. Учитель сегодня должен научить учащихся не только языковым навыкам, но и формировать у учащихся социально- значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать коммуникативность, креативность, динамизм. Как следствие у педагогов возникает ряд вопросов. Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию УУД? Как повысить мотивацию к обучению? Как влечь обучающихся в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить? Одной из инновационных технологий, позволяющих добиваться позитивных результатов является ТРКМ, которая в течении нескольких лет активно применяется педагогами нашей школы.

С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская в своей работе "Развитие критического мышления на уроке" приводят мнение Дж. Барелла, который считает, что критически мыслящие люди решают проблемы, проявляют настойчивость в их решении, контролируют себя, свою импульсивность, открыты для других идей. Они решают проблемы, сотрудничая с другими людьми, слушают собеседника, эмпатичны, терпимы к неопределённости, рассматривают проблемы с разных точек зрения, строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели, применяют свои навыки и знания в различных ситуациях, любознательны, активно воспринимают информацию. [3, с.10-11]

Такие качества должны быть присущи и современному молодому человеку, начинающему свой жизненный путь.

Я считаю, что приемы данной технологии наиболее эффективны при обучении чтению.

Чтение - один из основных видов речевой деятельности, являющееся и целью и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям, знакомится с искусством, жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности, при этом обогащается активный и пассивный запас учеников, формируются грамматические навыки. Чтение не может быть пассивным, несмотря на то, что относится к рецептивным видам речевой деятельности. Напротив, чтение немыслимо без встречной активной мыслительной деятельности. Я считаю, что активное чтение наиболее эффективно организовать в рамках технологии критического мышления.

Сегодня наша задача, как учителей, заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для становления умений работать с информацией. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают прочитанное неточно и даже неверно. Многие ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения, определять тему и главную мысль текста. Поэтому проблему получения информации стоит поставить на первое место. От уровня сформированности данных умений зависит дальнейшее успешное обучение ребенка. Применяя ТРКМ при обучении чтению, я пришла к выводу, что ТРКМ обеспечивает формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Триединая основа технологии (вызов - осмысление - размышление) задает последовательную структуру урока и определенное сочетание конкретных методических приемов.

Первая стадия (стадия вызова) - актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, Например, «Мозговой штурм», «Кластер», «Загадка», «Прогнозирование», «Оживи картинку», «Интеллектуальная разминка» и др.

Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах. После того, как учащиеся составили ассоциограмму или кластер, можно предложить им составить предложения по данной теме. Учащиеся составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах.

Вторая стадия-осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией учащимся предлагается использовать такие приемы, как маркировка текста символами:"v"-знаю,"+"-новая информация,"-"-что я узнал, не совпадает с тем, что я знал,"?"-недостаточная информация, «Зигзаг», «Чтение с остановками», «Письмо по кругу», «Дерево предсказаний».

Третья стадия-размышления или рефлексии. Здесь обучающийся осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данном этапе учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают свое отношение к теме урока, а также выполняют творческую работу в форме «Сиквейн», «Круги по воде», Шесть шляп», «Гора успеха»… Рассмотрим приемы данной технологии на примере урока в 5 класе по учебнику «Enjoy English» М.З.Биболетовой. При изучении темы «Добро пожаловать в лондонскую школу» считаю целесообразным на стадии «Вызов» после просмотра видеофрагмента о школе составить ассоциограмму по теме, выявить ключевые слова, высказать предположения, сформулировать цель и задачи урока.

Чтение текста «School uniform» вслух с остановками, заполнение таблиц « +» «-», «?» , вопросы 5-W-s, «Круги по воде» к слову «uniform» на этапе «Осмысление» помогут учащимся понять текст, закрепить лексику, применить ее правильно при выполнении последующих упражнений.

Приемы «Шесть шляп», «Синквейн», «Диаманта», «Коллаж» позволят учащимся высказать свое мнение о школьной форме, ее необходимости в школах нашей страны на этапе «Рефлексия». Большая часть упражнений выполняется в группах, что мотивирует и стимулирует более сильных учащихся и помогает усвоить материал детям с низким уровнем подготовки.

Несомненно, использование этих приемов на уроках иностранного языка осложняется тем, что язык - это и предмет изучения, и орудие труда. Таким образом, необходимо не только решать поставленные вопросы, но параллельно овладевать исходной языковой базой (обучать лексико-грамматической и фонетической стороне речи, формировать навыки чтения и письма). Это означает, что необходимо адаптировать приемы технологий к предмету иностранный язык.

Недостатком технологии можно считать недостаточность времени урока для соблюдения всех технологических стадий урока, что является необходимым условием.

Таким образом, используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» учащегося самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Учащиеся учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.

Подводя итог сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что использование технологии критического мышления в современном образовательном процессе позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач учителя иностранного языка, позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения. Отрадно и то, что применение приемов данных технологий не требуют специальных затрат на приобретение материально - технического оборудования. Творческие чудеса могут рождаться на обычной школьной доске и в ученической тетради, хотя бесспорно, применение современных информационно - коммуникационных технологий сделает процесс обучения более привлекательным и продуктивным. Считаю, что с применением этой технологии познавательная потребность учащихся повышается, и как следствие, результаты успеваемости становятся выше. Этот факт подтверждает слова Альберта Эйнштейна: «Истинно то, что выдерживает проверку практикой» и доказывает практическую значимость технологии критического мышления.

Литература

1) Гин А.А.Приемы педагогической техники : пособие для учителя. Изд.5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева.- М.: Вита - пресс, 2004.

2) Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - №3

3) С.И.Заир-Бек ,И.В. Муштавинская "Развитие критического мышления на уроке." учебное пособие. «Просвещение», 2012.

4) Линдсней Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.

5) Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие/ Сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер - М., 1997.

6) Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.

7) Gardner H. The Unschooled Mind: How Children Think and How Schools Should Teach. NY, 1991.

Интернет ресурсы:

  1. murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm Дэвид Клустер "Что такое критическое мышление?"

  2. lib.1september.ru/2006/21/15.htm Kачественная оценка информации. Общие подходы к оценке качества информации. Выработка частных критериев оценки и отбора полученной информации в соответствии с целями и задачами работы.

  3. lib.1september.ru/2004/21/17.htm Ученик-исследователь. Учебная стратегия "Бортовой журнал". Учебная стратегия "Знаю - хочу узнать - узнал", "До и после". Использование графических и визуальных форм представления информации

  4. lib.1september.ru/2004/20/13.htm Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, "Фишбон" и "Мозаика проблем"

  5. lib.1september.ru/2004/17/15.htm Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия "Чтение с остановками"

  6. lib.1september.ru/2003/16/1.htm#3 "Кластеры как форма организации мышления"








© 2010-2022