”Формирование творческой активности учащихся на уроках английского языка в рамках системно-деятельного подхода”

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Скороднянская средняя общеобразовательная школа"



Выступление

на заседании районного методического объединения учителей иностранного языка "Формирование творческой активности учащихся на уроках английского языка в рамках системно-деятельного подхода"



учитель английского языка МБОУ

"Скороднянская СОШ"

Коптева Елена Анатольевна





Губкин 2016

Содержание



  1. Введение.



  1. Цели и задачи проекта.



  1. Теоретический этап исследования.



  1. Этапы проектной деятельности.



  1. Реализация проекта.



  1. Вывод







Введение.

Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата.

Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо превносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Получается, что все должны стать творцами. Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко….

Наше время - это время перемен.

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.







Цели:

  1. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика.

  2. Формирование креативного и критического мышления, умения оперировать полученной информацией и применять знания на практике в различных ситуациях.

Задачи:

  1. Развивающая: сформирование устойчивого интереса и мотивации к изучению предмета, интеллектуальное развитие учащихся.

  2. Образовательная: приобретение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков.

  3. Воспитательная: воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре и более глубокое осознание своей родной культуры.

Теоретический этап исследования.

В основе базовой модели урока лежит представление о творчестве. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа.

Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само ее появление есть уже появление чего-то нового, и реализация уникальности каждой человеческой индивидуальности - это и есть творческий акт.

Таким образом, творческие проявления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.

Чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип «пользователя».

Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.

2. Принцип «принятия другого».

Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике объект-субъектного взаимодействия.

3.Принцип «проектирования и реализации» образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся.

4. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.

5. Принцип «сотрудничества».

Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом:

1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).

2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.

3. Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться

  1. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

  2. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.

  3. Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности детей.

  4. Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача такого урока - помочь раскрыть собственные возможности ученика.

Вместо традиционной задачи усвоения при развитии творческого потенциала ребенка ставится задача целостного проживания им ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы. Поэтому то, что в ходе обычного урока чаще всего является помехой (эмоциональные реакции ученика по отношению к происходящему), при развитии творческого потенциала является тем центральным стержнем, с которым должен работать учитель.

Этапы проектной деятельности.

1 этап - мотивационный

2 этап - планирование, моделирование

3 этап - практически-деятельный

4 этап - оценочный

Реализация проекта.

Предлагаемая система позволяет организовать обучение уже с первых дней знакомства ребенка с данным предметом, причем без ущерба в усвоении содержательной стороны урока.

На начальном этапе иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Скука на уроке - один из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Постоянно повышать интерес учащихся к уроку - задача каждого педагога. У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как бороться со скукой на уроке. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей ученика многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для раскрытия личности учащегося. Предлагаю простые приемы, неоднократно апробированные в разных классах:

  • Активное ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания.

  • Размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками.

  • Творческая работа с песенками.

  • Диалогам - всегда особое внимание и обязательно творческий подход.

  • Элементы неожиданности или сюрпризы на уроке.

Также главным фактором развития творческих способностей учащихся считаю применение проектного обучения. Именно применение проектного обучения на уроках английского языка помогает достичь целей.

Проектная методика повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к изучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора.

Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление афиш, коллажей, объявлений, рекламы, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т. д.

Управление процессом развития творческих способностей учащихся осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной образовательной работе. К таким формам внеурочной работы относятся: проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций, выпуск школьных предметных газет и оформление стендов, работа творческих коллективов).

Вывод.

Подводя итог, хочу сказать, что все методы работы на уроке направлены на развитие творческих и изобретательных способностей наших учащихся. И, конечно же, наша задача при обучении иностранному языку - увлечь, а не развлечь; научить, а не навредить; развить, а не забить.

В ходе реализации данного проекта удалось создать атмосферу сотрудничества, взаимовыручки, творческой активности на уроках, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию.


© 2010-2022