Коммуникативные игры при обучении английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммуникативные игры при обучении лексической

стороне иноязычной речи

Для обучения лексической стороне иноязычной речи производится отбор продуктивной лексики, предназначенной для говорения в монологической и диалогической форме в социально-бытовой, учебно-трудовой и социокультурной сферах устно-речевого общения, а также лексики рецептивной, обеспечивающей восприятие и понимание текстов для чтения и аудирования.

После того, как учитель выбрал необходимые лексические единицы, он должен «предоставить» их в процессе обучения лексической стороне иноязычной речи.

В средних классах учитель обычно раскрывает значение новых слов, а также осуществляет формирование понятий, при этом развивая у учеников систему понятий и соответствующих умственных операций.

После того, как учитель ознакомил детей с новыми лексическими единицами, он осуществляет тренировку и закрепление. Этот процесс можно представить следующим образом:

отбор лексики → подача с целью ознакомления → тренировка → закрепление.

Большую помощь в осуществлении данного процесса оказывают лексические игры. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

Лексические игры преследуют следующие цели:

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближающих к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакция учащихся;

- познакомить учащихся с сочетательностью слов.

Многие лексические игры, в основном, тренируют учащихся в употреблении отдельных частей речи. Например: числительных, прилагательных.

Другие игры могут соответствовать определенным темам.

Во время устно-вводного курса школьники знакомятся с большим количеством лексических единиц. И большую помощь в освоении этих слов оказывает игра в «Учителя и ученика».

Школьник в роли учителя задает вопрос ученику, показывая карточку с изображением определенного предмета, на который тот отвечает. Затем играющие меняются ролями. Учитель старается, чтобы в паре работали слабо подготовленный школьник с хорошо подготовленным. Сначала задает вопросы хорошо подготовленный ученик. Учитель контролирует их работу, проходя по рядам. За одну минуту каждый из них проговаривает до десяти предложений.

Игры «Запомни расположение предметов и назови их по-английски» и «Угадай» проводятся на этапе, когда осваиваются образцы вопросов и употребление предлогов в речи. Эти игры позволяют привлечь большое количество учащихся к речевой практике. По мере прохождения языкового материала условия игры усложняются.

Игра «Составление предложений»

Берутся три слова, не связанные по смыслу. Например: "take", "bag", "bear".

Нужно составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными, сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов, творческим, включающим эти предметы в нестандартные связи. После игры обязательно следует сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов, и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился.

Игра «Способы применения предмета»

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например « a book». Надо назвать как можно больше способов его применения. Следует ввести и запрет на название безнравственных, варварских способов использования предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Игра «Сколько предметов в мешке?»

В мешке находятся различные предметы. Их количество неизвестно детям. Каждый играющий пытается угадать сколько предметов в мешке.

Тот, кто угадал или почти угадал (то есть, назвал, например, число семь, а предметов восемь), получает деять очков, остальные количество очков, равное количеству предметов в мешке, но со знаком минус: минус три, минус восемь.

Затем количество предметов в мешке меняется и игра продолжается. Выигрывает тот, кто набрал в результате наибольшее количество очков.

Игра «Меню»

Учитель заранее готовит наглядные пособия: карточки меню (на завтрак, второй завтрак, обед, ужин), картинки с изображениями блюд. За каждым столом сидят по трое-четверо учащихся. Водящий (официант) выходит за дверь. Ребята, сидящие за столом, договариваются, что они будут есть (на завтрак, обед, ужин). Водящий входит с подносом, на котором картинки, изображающие то или иное блюдо. Он рассказывает, что принес: «I have a plate of porridge», и так далее. Если водящий не угадал, что было заказано (завтрак, обед или ужин), его место занимает другой ученик.

Игра Seasons.

Цель игры - активизация лексики, свя­занной с темой "Seasons". Перед тем как начать эту игру, следует повторить названия времен года и их опи­сание. Можно выучить легкие стихотворе­ния на эту тему, например:

Spring is green. Summer is bright. Autumn is yellow. Winter is white.

Затем учитель предлагает кому-то из уче­ников задумать какое-либо время года и описать его, не называя, например: "It's cold. It's white. I ski. I skate. I make snow-men. I throw snowballs". Учащиеся пытаются отгадать: "Is it early spring?", "Is it winter?" Выигрывает тот, кто правильно назвал вре­мя года.

Игра What Do You Do Every Morning?

С помощью игры можно тренировать уча­щихся в употреблении любой модели: воп­рос - ответ.

Учитель (или водящий) бросает мяч одно- му из учеников и спрашивает: "What do you do every morning?" Тот должен быстро ответить на вопрос и бросить мяч об­ратно. Учитель бросает мяч другому учени­ку, задавая тот же самый вопрос. Ответы не должны повторяться. Тот, кто повторил сказанное товарищем предложение или вообще не ответил на вопрос, выбывает из игры.

Другой вариант игры. Каждый ученик по­лучает куклу и продумывает ее распорядок дня. Затем учитель бросает мяч одному из учащихся и спрашивает: "What does Kate do every morning?" Далее игра проводится так же, как и в пер­вом варианте.

Игра способствует запоминанию дней недели и предлога on.

Можно использовать такую подстановочную таблицу:

We jump on Sunday.

We play hockey on Monday.

We ski on Tuesday.

We skate on Wednesday.

We speak English on Thursday.

We speak Russian on Friday.

We run on Saturday.

Класс делится на две команды. Члены первой команды загадывают, что они делают в воскресенье; члены второй - что они де­лают в понедельник. Затем обе команды по очереди задают друг другу вопросы: "Do you skate on Sunday?", "Do you speak Russian on Monday?" и т. д. Команда, первой от­гадавшая, что делают ее соперники, полу­чает очко. Далее берутся следующие два дня недели и т. д. Последний, седьмой день - общий для обеих команд. В конце подсчитывается количество набранных оч­ков и определяется победитель.

Другой вариант игры. Каждая команда по­лучает куклу и задумывает, что кукла делает в каждый из дней недели. Далее игра про­водится так, как описано выше. Только теперь члены команд задают друг другу та­кие вопросы: "Do she (he) run on Tuesday?", "Does she (he) jump on Wednesday?" и т. д. Основой для данной игры могут служить любые подстановоч­ные таблицы учебника.

Таким образом, из приведенных выше игр можно сделать вывод, что лексические игры активизируют речемыслительную деятельность учащихся, тренируют школьников в употреблении отдельных частей речи, формируют речевые навыки.

Фонетические игры

Фонетические игры предполагают произносительную сторону изучения языка. Работа над произношением учащихся начинается с первых уроков начального этапа и распространяется на весь школьный курс обучения английскому языку.

На начальном этапе происходит формирование слухопроизносительной базы, а на последующих этапах она должна упрочиваться, т.е. каждый этап имеет свою ответственную задачу в отношении обучения произношению. Если на начальном этапе будет что-либо упущено и возникнут неправильные произносительные привычки, то исправить их впоследствии будет очень трудно. Нельзя допускать прекращения работы над произношением, так как в условиях языковой среды происходит быстрая утрата достигнутого уровня, а это немаловажный фактор. Так, для закрепления и правильного произношения на уроке, учителя используют фонетические игры, которые предполагают следующее:

- тренировать учащихся в произношении английских звуков;

- научить учащихся громко, правильно и отчетливо читать. Например: стихотворение или отрывок;

- разучить стихотворение или отрывок с целью правильного произношения его, т.е. учитывать при этом правильность произношения звуков.

- существует ряд специальных фонетических, которые помогают осуществлению данных задач.

Игра «Где звук»

Учитель называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, среднюю или последнюю часть полоски. Можно ограничится только одной: большого формата полоской на столе учителя или раздать каждому ученику полоски и фишки.

В последнем случае дети должны сидеть за столами. Сначала учащиеся определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук находится в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным.

Игра «Улови звук…»

Учитель говорит: «Послушайте внимательно текст. После я буду отдельно читать предложения, вам необходимо определить слова со звуком r (b, t) в предложении».

Учитель может зачитывать предложения дважды. Тот, кто был самым быстрым и точным побеждает. Можно также определить второе и третье места.

Игра «Отличи звук»

Вариант 1.

Фонетические зарядки, которые могут принимать форму игры или соревнования, рекомендуются проводить регулярно, уделяя им 5-6 минут урока.

Игра 1.

Учитель произносит слова, предлагая командам по очереди называть какое слово (из четырех) отличаются от остальных.

Например:

man - man - men - man

bad - bed - bad - bad

sheep - ship - sheep - ship

live - leave - live - live

Вариант 2.

Перед началом урока учитель помещает на доске различные картинки.

На уроке отрабатывается чтение слова, например:

pen - pan;

sheep - ship;

port - pot;

back - bag.

Ученик из одной команды говорит представителю другой: «Point to a ship. Now point to a sheep».

Правильно выполнив распоряжение, учащийся получает право предложить свое задание представителю первой команды: «Show me a pen. Now show me a pan». Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

После отработки какого-либо звука, например [æ], учитель предлагает командам по очереди называть слова с этим звуком. Выигрывает команда, которая назвала боль­ше слов. Примеры слов, названных участниками игры:

flat bag

back cap

hand man

map black

bad lamp

cat glad

camp to nave

to stand

Один из учащихся (например, Коля) отво­рачивается лицом к стене. Учитель с по­мощью какого-либо знака (кивком головы или указкой) показывает на одного из уче­ников, сидящих за партами (скажем, Петю). Петя говорит: "Good morning, Nick". Коля, если он узнал голос товарища, отвечает: "Good morning, Pete". В этом случае Петя становится водящим, и игра продолжается.

Игра «Маятник»

Цель: активизировать мышцы языка.

Давайте вспомним часы-маятник. Мы сейчас поиграем в часики, а маятником у нас будет язык. «Посмотрите, какой длинный маятник», - говорит учитель, высовывая язык, не прикасаясь к губам. «А теперь маятник будет ходить «тик-так». Показывает как язык отклоняется то вправо, то влево. Сначала медленно, а потом все быстрей и быстрей - «сейчас все высуньте язычок-маятник и покажите, как ходят часики». Ребята выполняют упражнение. При движении язык не прикасается к губам.

При обучении учащихся среднего этапа лексическим и грамматическим навыкам говорения, не следует забывать про фонетические игры. С помощью специальных фонетических игр учителю иностранного языка будет легче добиться поставленных целей в обучении произносительной стороне, которые оказывают непосредственное отношение при обучении говорению.

Орфографические игры

Орфографические игры также являются подготовительными, которые формируют речевые навыки. Некоторые орфографические игры употребляются для тренировки памяти учащихся, другие - основываются на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

Автор данной исследовательской работы на уроках использовал следующие орфографические игры:

Игра «Поздравление»

Цель: развитие умения выражать мысли в письменной форме, навыков совместной творческой деятельности.

Класс делится на две команды. Каждая команда должна совместно составить кому-либо (конкретному лицу, другой команде) поздравление.

Игра «Слово начинается»

Цель: Развитие письменной речи, интуитивного мышления.

Перечислить и написать как можно больше слов, которые начинаются на букву m (a, o, p) и так далее.

Игра «Состав слова»

Вариант 1.

Учитель записывает на доске какое-либо слово, например: schoolchildren. Из букв этого слова учащиеся должны соста­вить и записать новые слова. Выигрывает команда, составившая больше слов.

(Слова, которые можно составить из букв слова schoolchildren: he, she, side, shoe, son, nose, ill red, doll, line, child, school и др.)

Вариант 2.

Участникам игры розданы карточки с буквами (по 4-5 каждому). Учитель назы­вает слово black, члены первой команды выходят к доске, образуя это слово. Уча­щимся второй команды предлагается обра­зовать антоним к слову black - white. Затем первая команда получает задание: по­добрать существительное к слову black: black cat (bag, pencil). Учащиеся выходят с карточками к доске, образуя эти слова. За каждое правильно выполненное задание команда получает очко.

Вариант 3.

Один из учеников называет первую букву слова, которое задумал (не называя слова полностью). Предположим, задумав слово flower, он называет букву f. Второй ученик должен продолжить слово - назвать вторую букву. Задумав слово four, он назы­вает букву о (fo). Третий ученик, подразу­мевая свое слово (например, fork), называет букву r (for). (Условиями игры оговорено, что слово должно состоять не менее чем из четырех букв.) Четвертый ученик может закончить слово, добавив букву m или k, об­разовав таким образом слово form или fork. Если ученик не знает этих слов, он выбы­вает из игры. Выигрывает тот, кто остался в игре до конца.

Вариант 4.

На доске схематично нарисована ре­ка. Две команды переходят реку в различ­ных местах по камушкам, которые обозна­чены условно квадратами (десять для каж­дой команды). Чтобы ступить на камушек, в квадрат нужно вписать слово по теме (например: «Дом, квартира»). Если при написании слова допущена ошибка или если слово не соответствует заданной теме, команда теряет право на ход и остает­ся на прежнем месте. Выигрывает команда, которая быстрее перешла реку. Слова, написанные первой и второй команда­ми:

Arm-chair, bed, flat, shelf, sofa, room, lamp, radio, chair.

Bedroom, carpet, clock, cupboard, TV set, table, wardrobe, hall, kitchen, telephone.

Вариант 5.

На доске в два столбика написаны слова с пропущенными буквами, например:

w-nter su-mer

sprin- a-tumn

da- dat-

sea-on we-ther

weat-er Ma-ch

Ученики (по одному от каждой команды) по очереди выходят к доске и вписывают про­пущенную букву в слова, затем передают кусочек мела как эстафету товарищу по команде.

Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнила задание. Если обе коман­ды выполнили задание правильно, выигры­вает та команда, которая первой сделала это.

Данные игры не только основываются на закономерностях в правописании английских слов, но и развивают память и мышление учеников.

Творческие игры

Особое место занимают игры, которые создаются на уроке самими учениками. Их называют творческими или сюжетно-ролевыми.

Творческие игры на уроке развивают речевые умения, они подразделяются на аудитивные и речевые.

Аудитивные игры

Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:

- научить учащихся пониманию смысла однократного высказывания;

- научить учащихся выделять главное в потоке информации;

- распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;

- развивать слуховую реакцию.

Для аудитивных игр целесообразно использовать магнитофон, при этом неплохо, если запись текста для игры осуществляет не сам учитель, а допустим, его коллега. Это создает дополнительные трудности восприятия речи на слух, но вместе с тем, повышает эффективность тренировки. Важно только, чтобы и магнитофонная запись, и роль учителя звучали в естественном темпе и предъявлялись однократно. В противном случае, эти игры потеряют всяческий смысл.

Рассмотрим следующие аудитивные игры.

Игра «Послушай рассказ»

Каждому участнику раздаются листы с текстом, рассказа. Ученикам следует объяснить, что в тексте пропущены слова, их надо определить и вписать, слушая рассказ. Аудиозапись предъявляется небольшими частями (т.е. делятся на синтагмы, учитывая возрастные особенности детей).

Школьники могут совещаться по поводу узнаваемого слова, высказывая свои предположения вслух. В случае затруднения учитель может помочь. Когда все пропущенные слова вписаны, участники должны прочитать весь рассказ, а потом попробовать пересказать.

Игра «Воспроизведи диалог»

Классу предоставляется возможность прослушать аудиозапись диалога по определенной теме. («Знакомство», «Встреча двух друзей» и т.п.).

Задача учеников - воспроизвести диалог, как можно ближе к содержанию. После чего ученики, основываясь на данный диалог, должны составить свои диалог и продемонстрировать классу.

В конце, класс, совместно с учителем, определяет лучший диалог.

Игра «Ответь на вопросы»

Учитель зачитывает текст. После прочтения задает вопросы по тексту. За каждый правильный ответ ученик получает очко. Побеждает ответ тот ученик, который заработал больше всего очков. Этот ученик получает оценку пять.

Игра «Проигрывание сюжетов»

Учитель зачитывает рассказ или диалог. Каждому дается определенная роль. Лучше всего, если учитель разрешает отклонение в игре героев от сюжета. Импровизация обостряет интерес участников, требует большого внимания, тренирует реакцию в диалогической речи.

Данные аудитивные игры помогают учителю: во-первых, снять психологический барьер; создать ориентировочную основу (введение в тему); контролировать понимание и пробелы того или иного ученика; во-вторых, снять у учащихся слуховые трудности, и сделать обучение говорению для учащихся «увлечением».

Речевые игры

Данные игры способствуют осуществлению слуховых задач:

- научись учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;

- научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;

- обучать учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

Чтобы осуществлять все эти задачи, конечно, необходима и сама речевая деятельность и учащихся и учителей.

При проведении речевых игр это играет особенно важную роль. Если нет взаимодействия - нет коммуникации, т.е. нужна и личная заинтересованность участников во взаимодействии.

Говоря о речевой деятельности учителя, подразумевается речевое и неречевое поведение учителя. Речь учителя должна быть: грамотна, лаконична, выразительна, убедительна, т.к. «слово» учителя является образцом для подражания. Речь «носителя языка» должна быть:

- аутентичной, т.е. в данной ситуации сказал бы носитель языка;

- нормативной и сводной от диалектизмов, локвиолизмов и сленга;

- выразительной, с акцентированием интонационных средств, делающих речь для говорящего более ясной и понятной, с умеренным использованием жестов, мимики и других средств выразительности;

- активной, т.е. соответствующей возможности понимания учащимися. Это относится не только к языковым средствам, которые определяют речь учителя, но и к темпу реи;

- емкой и лаконичной. Говорить только тогда, когда нельзя не говорить, в противном случае нарушается баланс на уроке к говорению, если учитель много говорит сам.

Речевое поведение учителя теснейшим образом связано с неречевым, поскольку не только речь учителя, но и все его существо в целом реализуется в речи.

Учитель и «сценарист», и «режиссер», и даже актер. Роль учителя - «актера», максимально выразительна, поскольку первое впечатление играет большую роль в запоминании.

Руководящая роль учителя - «режиссера» проявляется в управлении вниманием учащихся в осознании.

Таким образом, при проведении речевых игр огромное влияние оказывает речевая деятельность учителя.

Игра «Непрерывный рассказ»

Предлагается фраза, и каждый добавляет свою. Рассказ может получиться фантастический, но это должно быть оправдано логикой игры. В конце можно предложить одному из учеников повторить его целиком.

Игра «Водящий»

К доске выходят четыре ученика. Один из них рассказывает, что он делает утром, второй - о своих занятиях в полдень, третий - чем занят после школы, четвертый описывает, как он проводит вечер. При этом каждый учащийся забывает сделать что-то обязательное, нужное. Например: «I get up at 7 o'clock. I wash my face, hands and neck. I have breakfast and go to school».

Остальные ученики должны догадаться, что забыл сделать их товарищ: «He doesn't clean his teeth». «He doesn't do his morning exercises». Тот ученик, который первым догадался, что не сделал его товарищ, становится водящим. Приведем пример зарубежного опыта из книги Брумфита «Methodology in language Teaching», в котором Брумфит пишет, что: «Игровая форма является одной из эффективных способов преподавания языка. Язык - это инструмент, который помогает людям общаться. Почему же не сделать это общение интересным и увлекательным. Брумфит приводит ряд игровых форм обучения английскому языку.

Игра «Внутренняя бесконечность.

The game «The Inside Infinity»

Вариант 1.

Одно и тоже выражение произнести:

- тихо;

- громко;

- растянуто;

- заикаясь;

- утвердительным тоном ответственного рабочего;

- удивленно;

- восторженно;

- задумчиво;

- скорбно;

- нежно;

- иронически;

- злобно;

- разочарованно;

- торжествующе.

The First variant

Pronounce the phrase;

  • under-one's breath;

  • loudly;

  • drawly;

  • stammerinl;

  • with the affirmative tone, of a liable worker;

  • sutprisely;

  • enthusiastically;

  • thoughtfully;

  • sorrowfully;

  • delicately;

  • ironikly;

  • maliciously;

  • disappointedly;

  • sacramentally

Данную игру можно отнести и к лексической игре, в любом случае, она развивает не только речевые навыки говорения и автоматическое запоминание слова при многократном повторении, но и голос, выразительность голоса, актерские способности.

Вариант 2.

Одно и то же выражение произнести:

- шепотом;

- с максимальной громкостью;

- переходя волнообразно из одного слова в другое;

- с пулеметной скоростью;

- со скоростью улитки;

- как будто вы страшно замерзли;

- как будто у вас во рту горячая картошка;

- как будто его прочел марсианин;

- как робот;

- как пятилетняя девочка;

- как будто вы чего-то очень напугались и т.д. Можно придумывать другое задание самому учителю или учеником. Это будет зависеть от творческих данных учителя или учеников.

Игра «Способы применения предмета»

Называется какой-либо хорошо известный предмет. Например, «a book». Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Следует ввести и запрет на название безнравственных, варварских способов использования предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Из приведенных выше творческих игр можно сделать вывод, что данные игры не только формируют личность ученика, таким образом, являясь важным средством воспитания, но и развивают речевые умения, другими словами совершенствуют лексические и грамматические навыки говорения.


© 2010-2022