Использование информационных технологий на уроках французского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационных технологий на уроках французского языка.

С.Н. Аксенова

Расширение международного сотрудничества повлекло за собой изменение языковой политики. Время диктует новые требования и новые подходы к изучению иностранного языка. Иностранный язык уже не только учебная дисциплина, это необходимый инструмент общения и получения информации. Информатизация общества - это глобальный социальный процесс. Современное информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки - информационно-коммуникационных технологий. Применение информационных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявлять инициативность и творчество.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры ученика, обучение практическому овладению иностранным языком. Основной движущей силой любой деятельности, и общение в том числе, является мотив. Мотив как побуждение к деятельности возникает на основе определенных индивидуальных потребностей. При отсутствии мотива невозможно получить высокие результаты обучения. Как сделать, чтобы общение учащихся на уроке стало мотивированным? Обучение станет мотивированным, если у учащихся возникает коммуникативная цель и коммуникативные намерения и создаются условия для их осуществления. В старших классах сильным мотивом является желание продолжить образование или использовать французский язык в реальной жизни. Благодаря открытому информационному пространству, мы имеем реальные возможности непосредственных контактов с носителями языка, и использование своих знаний в обстановке реальной коммуникации. Т.е. информационные технологии способствуют повышению мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний и культуры учащихся.

Интернет-ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию с учетом способностей, их уровня обученности. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. С дидактической точки зрения преимущество интернета перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и актуальности аутентичных материалов. Особенно ярко видна его роль в проектной методике. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию, получая, таким образом дополнительные социокультурные знания.

Так, при написании проекта «Жизнь французских подростков», цель которого была выявить сходство и различие в проведении досуга французскими и русскими подростками, были даны следующие задания:

- завязать переписку с французскими подростками (e-mail);

- провести анкетирование французских и русских подростков о том, как они проводят свободное время;

- познакомиться с периодическими молодежными изданиями с целью определения проблем, интересующих молодежь (francomania.ru);

- сравнить полученные данные с результатами опроса российских учеников.

При выполнении данного задания, ученицы 10 класса пользовались сетью Интернет: вели переписку с французской школьницей, через сайт francomania.ru знакомились с периодическими молодежными изданиями PHOSPHORE, Okapi, получали информацию из анкет французских подростков - пользователей сети. Ученицы провели большую исследовательскую и творческую работу. Опрос учениц после выполненного задания показал, что у них возникло ощущение успеха которое, несомненно, стимулирует более осознанное изучение французского языка: «…их язык стал мне ближе, еще интереснее, я поняла, что могу запросто общаться на французском языке…я узнала о жизни французских подростков от самих подростков.»

Информационные технологии способствуют повышению мотивации изучения иностранного языка. Для качественных результатов в обучении иностранному языку, необходимо, чтобы учебный процесс был оснащен современными технологическими средствами, в том числе видеотехникой и мультимедийным оборудованием.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках французского языка включают :

- изучение лексики;

- отработку произношения;

- обучение диалогической и монологической речи;

-обучение письму;

- отработку грамматических явлений.

На уроках французского языка с помощью ИКТ можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьника; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению французского языка. Обучающие СD-ROM диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. На уроках французского языка систематически используется диск «Français platinum». Диск включает в себя: диалоги, фильм, словарь, грамматику и фонетику, компьютерный контроль правописания и произношения. Диск озвучен дикторами-носителями языка. Интерес у учащихся вызывают разнообразие тем, красочность, увлекательность компьютерной программы. Обучение с помощью компьютера позволяет организовать самостоятельную работу учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности.

Одной из активных форм обучения, предлагающей использование компьютерных технологий является создание мультимедийного реферата или презентации. Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Заинтересованность учеников в общении определяется разницей в информированности. Когда одна ученица обладает новой информацией в результате чего появляется интерес у других, то коммуникативный акт будет мотивированным и результативным. Важным является технологическое оформление: отрывки из любимых фильмов, слайды с любимыми актерами, исторические места и памятники и т.д. Все это делает урок интересным и запоминающимся. При создании мультимедийной презентации работа может быть как индивидуальной, так и групповой. В дидактическом отношении группа, где совместно работают сильные, средние и слабые учащиеся, дает лучшие результаты. Это эффективно и в воспитательном отношении: смешанный состав группы способствует более интенсивному обмену информацией между учащимися и возможности самореализации. Информационные технологии позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию при организации учебно-воспитательной работы, тем самым повышают интерес к творчеству, а дальнейшее использование творческих работ, выполненных на компьютере, стимулирует познавательную активность учащихся.

На уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация стала незаменимым помощником преподавателю: излагаемый материал в доступной форме частично показан на слайдах презентации, учителю остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения наиболее сложных моментов и изображений.

В заключении следует отметить, что использование информационных технологий дает определенные преимущества:

- сочетание разнообразной текстовой аудио- и видео наглядности;

- возможность использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, распечатки на бумаге и пр.);

- возможность управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации;

- активизация внимания всего класса;

- поддержание познавательного интереса обучающегося, усиление мотивации учения, (эффективность восприятия и запоминания нового учебного материала);

- осуществление контроля усвоения новых знаний и систематизация изученного материала;

- экономия учебного времени;

- развитие креативных способностей в организации учебной деятельности.

Информационные технологии - неотъемлемая часть образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.



© 2010-2022