• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья Использование современных образовательных технологий на уроках немецкого языка как основы системно - деятельностного подхода в обучении

Статья Использование современных образовательных технологий на уроках немецкого языка как основы системно - деятельностного подхода в обучении

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных образовательных технологий на уроках немецкого языка как основы системно - деятельностного подхода в обучении.

Великий немецкий педагог Адольф Дистервег сказал «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования».

Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого педагога, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания.

Современная образовательная ситуация в России диктует свои условия построения учебного процесса. В современном обществе речь идёт о том, что передавать молодому поколению надо не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей, которые не могут сформироваться иначе, как через приобретённый детьми в процессе обучения опыт собственной деятельности. Поэтому главная цель педагогической деятельности заключается в развитии самостоятельной деятельности ученика, благодаря которой он станет успешным распорядителем своей судьбы, продолжит непрерывное образование в течение всей своей жизни. Основная задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие, а основной результат - развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Для того чтобы урок иностранного языка соответствовал современным требованиям, необходимо основываться на системно-деятельностном подходе, включающем в себя языковое взаимодействие и целостность, развитие фантазии, творчества, а также принцип автономии обучения и работы в группе.

Основополагающую роль при системно-деятельностном подходе имеет педагогическая технология, применяемая учителем для достижения наилучших результатов. Существует много методов системно-деятельностного подхода: технология проблемного обучения, ИКТ, проектная деятельность и другие. Я, в свою очередь, считаю наиболее результативными технологию проблемного обучения и проектную технологию. Различные элементы проблемой технологии на уроках немецкого языка способствуют развитию всех видов речевой деятельности, таких, как говорение, письмо, чтение и аудирование. При проблемном обучении моя деятельность как учителя состоит в том, что, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создаю проблемные ситуации, сообщаю учащимся факты и организую их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий, правила или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации, тем самым пытаясь решить поставленную перед ними проблему.

Наиболее часто данный метод применяю при формировании грамматических навыков. Например, на уроке в 3 классе по теме «Спряжение глаголов в настоящем времени» была предложена следующая проблема: «Сабина написала нам письмо о том, как она провела лето, однако в нём оказались кляксы, и нам не видно окончаний глаголов. Что вам нужно сделать? Как вам прочитать письмо?» Дети осуществляют рефлексивное действие (формулируют проблему, оценивают свою готовность к решению проблемы, обнаруживают незнание, находят причины затруднений, самостоятельно создают способы решения проблемы, осуществляют самопроверку и взаимопроверку по эталу )

На уроке в 6 классе при развитии умений диалогической речи по теме «В продуктовом магазине» можно создать следующую проблемную ситуацию: «К вам сегодня должны прийти гости. Вам нужно приготовить им еду, однако оказалось, что дома нет продуктов. Как вам решить эту проблему?

Дети работают по той же схеме, что и в предыдущем примере, но при этом учащиеся ещё должны и самостоятельно составить диалог при покупке продуктов в магазине.

При оценивании деятельности учащихся я обращаю внимание не только на использованную лексику и грамматику, но и на способность учащихся к самостоятельной поисковой деятельности, на умение находить необходимую информацию, преобразовывать и перерабатывать её, а также доказывать правильность своего суждения. Применяя данную технологию, я обратила внимание на то, что у учеников заметно повысилась познавательная активность, изучение материала даётся ученикам намного легче, улучшились результаты контрольных работ, ученики стали быстрее работать с новыми текстами, содержащими до 30% незнакомой лексики.

Начиная уже со среднего звена, большое внимание уделяю проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применять накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, Интернет-ресурсами, тем самым создаётся возможность прямого контакта аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Так, на уроках немецкого языка в 7, 8-ом классе учащиеся участвуют в проектной работе «Виртуальное путешествие по городам Германии». Целью путешествия является поиск информации о немецких городах на различных сайтах. Класс делится на группы, каждая из которых собирает информацию по определённому городу (Берлину, Мюнхену, Гамбургу, Кёльну), его истории, какие достопримечательности можно увидеть в данном городе, что можно приобрести как сувенир, как можно провести свободное время и так далее. При подготовке проекта группа оговаривает роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Учащиеся собирают информацию в Интернете, работают со справочной литературой, СМИ, готовят её к представлению в виде коллажей, проспектов, проектов, презентаций. Защита проектных работ проходит в форме выставки туристических фирм, предлагающих посетителям свой турпродукт. Учащиеся оценивают понравившийся проект голосованием (при этом голосовать за свой проект нельзя) по следующим критериям: информативность, креативность и использование немецкого языка. Самостоятельная оценка проекта стимулирует интерес учащихся к докладам, являясь мотивирующим фактором повышения внимания со стороны слушателей.

Работая в рамках технологии проектного обучения, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирую самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации. Работа над проектом требует усилий, затрат времени, постоянного самосовершенствования, но я убеждена, что в условиях сельской школы она необходима. Прикладываю все усилия для того, чтобы помочь каждому ребёнку получить все необходимые знания, что позволит ему самоутвердиться, стать пригодным для жизни в современном обществе.

Очень верно об этом сказал когда-то американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии Карл Рэнсом Роджерс: "Я буду рядом с тобой, но я не буду вторгаться в твой внутренний мир. Я буду поддерживать и подбадривать тебя, чтобы ты пробовал что-то новое, чтобы ты рисковал на пути к познанию, но я никогда не буду толкать тебя силой".

В заключение хотелось бы сказать, что изучение иностранного языка я не превращаю в скучную и рутинную работу, а стараюсь сделать увлекательным путешествием в мир неизведанного, интересного, где каждый может почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности.



© 2010-2022