Мастер-класс Игровые приемы в обучении английскому языку

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









«Игровые приемы обучения на уроке как средство активизации познавательной деятельности школьников»



(Материал для мастер-класса.

Теоретическая часть

Практическая часть)















Суслова Ольга Васильевна

учитель английского языка

МБОУ «Алексеевская СОШ»

Корочанского района









Содержание































Введение

Об обучающих играх известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если подросток при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - овсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Цель - проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности подростков на уроках английского языка.



  1. Основы технологии игровых форм обучения



В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности - трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно - первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов - аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для школьников игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем. Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно.



  1. Классификация игр.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные - важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении - не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:

  1. Работа с учебником.

  2. Использование аппарата учебника.

  3. Иллюстрации учебного пособия.

  4. Географические карты.

  5. Учебные картины.

  6. Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.

  7. Тексты художественных произведений.

  8. Творческие работы самих учащихся - рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.



  1. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.

Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.

Выбор игры.

Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

Предложение игры детям.

Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.

Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.

Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.

Один из ответственных моментов в детских играх - распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре - дело трудное. И щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие приемы:

  1. Назначение на роль непосредственно взрослым.

  2. Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).

  3. Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).

  4. Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.

  5. Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим - вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.

Основные принципы организации игры:

  1. Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.

  2. Принципы развития игровой динамики.

  3. Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств учащихся).

  4. Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.

  5. Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, «вечным».

При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).

Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

  1. Использование игровых элементов на уроке.

Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.

Задачи:

  1. Эмоциональный настрой на получение знаний.

  2. Умение строить диалог.

  3. Создание образного представления об изучаемом предмете.

  4. Получение конкретных знаний через личное ощущение.

  1. Урок - игра (сюжетно-ролевые игры)

Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать возможность выхода самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорганизации, самооценки учащихся.

Задачи:

1. Умение работать со словарем.

  1. Умение ориентироваться в знаниях, с целью подобрать нужные слова, иллюстрирующие определенный момент или факт.

  2. Умение и навык работы в библиотеке

  1. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.

  2. Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.

  3. Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.

  4. Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.

Урок, проводимый в игровой форме, требует

определенных правил:

  1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

  2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

  3. Обязательна констатация результата игры.

  4. Компетентное жюри.

  5. Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Главное - уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.



  1. Использование игровых приемов обучения на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности школьников.

При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке.

Например, игра «Word-search grid» (приложение 1).

Дается сетка 14Ч14 клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «деньги». Учащимся необходимо найти слова находящиеся в списке, перевести их и найти слово, которого нет в сетке.

Инструкция:

Слова могут быть записаны вперед, назад, по вертикали; по горизонтали, или по диагонали. Слова все связаны с темой «деньги».

Вы должны искать следующие слова, отмечать их на сетке и писать перевод в стороне так, чтобы Вы поняли их значения. Одно слово в Списке не находится в Сетке - что это за слово?

Кроссворд может использоваться не только как индивидуальная деятельность ребенка, но и как коллективная.

Например игра «Half a cross word: Adjectives to describe people» (приложение 2).

Класс делится на 2 группы (А и В). Составляется кроссворд с использованием слов по теме, затем все слова кроссворда делятся поровну, делается 2 пустых бланка, один из них заполняется одной частью слов, другой - второй, так чтобы они дополняли друг друга. Один бланк дается группе А, другой - группе В. Для заполнения кроссворда необходимо участие обеих групп: группа А поясняет группе В значение тех слов, которые имеются в ее бланке, затем группы меняются.

Инструкция:

Работа в группах A и B. Вы группа А.

Некоторые из слов в этом кроссворде отсутствуют. Группа B знает, каковы они. Группа B также имеет некоторые слова, которые отсутствуют в их кроссворде.

Используйте это по очереди, чтобы спросить друг у друга значение недостающего слова.

Использование такого игрового метода как составление истории по картинкам также используется для изучения новой лексики. Этот метод развивает воображение учащихся, а также дает возможность ученикам показать свой знания, полученные на других уроках или из личного опыта.

Для подростков очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией. Эта связь легко прослеживается в игре «Communication» (приложение 3).

В этой игре необходимо помочь своему другу. Ваш друг хочет купить следующие изделия: ломоть хлеба, бутылка вина, конфет, газеты. Используя автобус и автобусную станцию как отправную точку, нужно объяснить, как он может купить те изделия, которые ему нужны, используя самый короткий маршрут. У вашего друга проблема, потому что его очки сломаны, и он не может прочитать ничего без них. Не забывайте объяснять, где входы в здания.

Ребята учатся объяснять и спрашивать дорогу на английском языке.

Важно развивать творческие способности учащихся и самым продуктивным способом является использование поэзии. Можно предложить ученикам сделать художественный перевод стихотворения или написать свое.



Заключение

На основании предложенного материала можно сделать следующие выводы:

  1. В педагогической и психологической литературе хорошо изучена проблема использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка. Изучением этой проблемы занимались: Беспалько В.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н, Гросс К., и др.

  2. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка: I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами; II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности; III группа - игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими; IV группа игр - строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых; V группа игр, интеллектуальных игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.

  3. При использовании игровых методов в обучении подростков необходима связь игры с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.





Практическая часть (Приложения)



I would like to show you some games and to play with you. The first game is the "Association game" It is a very simple and interesting game for students of all ages. I would give you a word and you would give your associations with this word. (A glass a carpet a teacher a school a mirror a boy and so on)

Word-search grid

Below is word-search grid. The words might be spelt forwards, backwards, up down, across, or diagonally. The words are all associated with money.

C

U

E

N

C

Y

Q

U

A

S

A

X

S

D

N

U

F

N

I

A

U

C

F

S

I

L

V

E

H

N

C

N

I

O

C

E

H

O

F

U

N

D

S

E

H

K

P

T

O

E

G

C

H

A

N

G

E

P

U

S

E

U

C

H

E

Q

U

E

Y

M

S

K

W

N

I

E

A

M

D

I

N

T

E

E

S

T

A

N

S

D

O

U

P

Z

A

T

A

H

F

N

U

E

V

A

S

S

K

X

O

M

U

O

F

O

T

H

A

M

D

N

E

Y

N

F

S

P

O

I

E

S

N

P

I

C

E

Y

A

P

L

L

O

S

U

P

L

S

P

E

N

D

E

I

L

L

F

O

W

E

A

L

T

H

A

U

N

E

I

P

T

N

E

M

E

T

A

T

S

T

G

W

M

You should look up the following words, mark them of on the grid and write the translation at the side so that you understand their meanings. One word on the List is not in the Grid - what is it?

_______cash___________________mark____________________save________________tax____________________currency_________________pay_________________pound_________________notes____________________change______________gold___________________coin____________________fortune_______________silver__________________treasure_________________well-off ______ _______spend__________________funds___________________wealth_______________rich___________________statement________________price_________________money_________________interest__________________purse________________shopping_______________account__________________bank________________cheque_________________fee_________________________________________millionaire______________penny_______________________________

Half a cross word: Adjectives to describe people

Group A

Working in groups A and B. You are A.

Some of the words in the following crossword are missing. Group B know what they are. Group B also have some words that are missing from their crossword. They are the words at the bottom of the page.

Take it in turns to ask each other for a missing word. You can ask: What's (3) Across? What's (2) Down? etc.

J


C


E


A


U

S

E

L

F

I

S

H

O

E


O


S

L

U

W

S

S

I

Y

M

T


E

T

A

L

A

Z

Y

H

A

N

D

S

O

M

E

N


S




E


P

U

N

C

T

U

A

L

N



S


I

E

S

P

O

N

S

I

L

E

E

L

I

A

L

E

T



P


I


O

V


L

E



I



T


F

I

E

N

D

L

Y


M

O

D

E

S

T


Here are the words you will have to explain for Group B.

bossy handsome lazy polite selfish

cruel irresponsible mean punctual sensitive

friendly jealous modest reliable witty

Half a cross word: Adjectives to describe people

Group B

Working in groups A and B. You are B.

Some of the words in the following crossword are missing. Group A know what they are. Group A also have some words that are missing from their crossword. They are the words at the bottom of the page.

Take it in turns to ask each other for a missing word. You can ask: What's (7) Across? What's (1) Down? etc.

S

A

F

F

E

C

T

I

O

N

A

T

E

P


O

C


S

I

H

H

O

N

E

S

T

E

L

E


N

T

E


S


I

F

I

A

V

E

U

M

L

L


A


E


G


I

S

P

S

Y

M

P

A

T

H

E

T

I

C

N

T

A


A

U

T

G

T

I




E

I

E


N

V

O

N

P

E

J

U

D

I

C

E

D

E

E

T


N

M

O

O

D

Y

S

O

C

I

A

L

E

U


S



U


D


E



Here are the words you will have to explain for Group A.

affectionate generous moody rude spoilt

brave honest patient sensible stubborn

cheerful imaginative prejudiced sociable sympathetic









© 2010-2022