Методический материал Театральный кружок Театр Шпигель

В данном методическом материале содержится пояснительная записка, цели и задачи кружка, учебно - тематический план, содержание программы: введение, азбука театра; театр - искусство коллективное; культура и техника речи; ритмопластика; театральный спектакль; техническо - методическое обеспечение программы.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Театральный кружок «Театр «Шпигель»


В основе концепции литературно - драматического кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства: театральной деятельности и литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно - драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Также большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель:

Развитие творческих возможностей детей.

Задачи:

1. Создать условия для самоопределения личности.

2. Содействовать личности учащегося в мировую культуру.

3. Развивать мотивацию ребенка к познанию и творчеству.

4. Воспитывать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение.

5.Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел.

6. Воспитывать культуру речи, приобретать навыков дикции, мимики и пластики.

7. Развивать у детей навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

8. Развивать умение действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

9.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей

10. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношения к окружающему миру.

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Дополнительная образовательная программа « Театр « Шпигель» разработана для учащихся 10-12 лет и рассчитана на 68часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

Выход результатов:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.

Знания и умения, приобретаемые учащимися к концу года:

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • о возникновении театрального искусства;

  • о народных истоках театра;

  • о возникновении театрального движения в России;

  • об основных профессиях в театре и их роли в создании спектакля;

  • об оформлении спектакля;

  • о театральных местах города, в котором мы живем.

  • театральные термины.

Должны уметь:

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

  • произносить скороговорки и стихотворные тексты в движении;

  • знать и четко произносить в разных темпах по 5 скороговорок и считалок;

  • ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на сцене;

  • двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • составлять диалог между сказочными героями;

  • участвовать в театральной постановке.

Учебно - тематический план

Название темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводный курс. Ознакомление с правилами техники безопасности

1

1

2

1.Азбука театра.

5

3

2

3

2.Театр - искусство коллективное.

6

3

3

4

3.Культура и техника речи.

12

6

6

5

4.Ритмопластика.

16

6

10

6

5.Театральный спектакль.

28

10

18

ИТОГО

68

29

39


Содержание программы

Раздел 1. Введение. Азбука театра.

Театр - как вид искусства.

Театр - одно из древнейших искусств.

Родина театрального искусства.

Народные истоки театрального искусства - обряды, игры, праздники.

Охотничье маскирование.

Культ предков.

Скоморохи - первые профессиональные актеры.

Практическая работа

Беседы с учащимися: «Что такое театр?», «Театр в твоей жизни», «Зачем люди ходят в театр?».

Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино).

Русские народные игры; игры - импровизации в скоморохов.

Культпоход в драмтеатр.

Раздел 2. Театр - искусство коллективное.

Путешествие по театральной программке.

Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер-постановщик, художник, декоратор, костюмер, гример, бутафор, суфлер, капельдинер и другие.

Оформление спектакля: свет, шумы, декорационное искусство.

Практическая работа

Работа в творческих мастерских: костюмерный цех, бутафорский цех, цех по изготовлению декораций и т. д.

Конкурсы по актерскому мастерству.

Актерские разминки.

Театральные игры: общеразвивающие, специальные (см. Методическое обеспечение «Театральные игры»)

Разыгрывание мини-сценок.

Раздел 3. Культура и техника речи.

Выразительность речи - основное требование к языку актеров.

Языковые средства выразительности речи.

Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. (см. Методическое обеспечение «Дыхательные и артикуляционные упражнения»)

Громкость речи.

Основной тон высказывания. Какой окраски твой голос?

Практическая работа

Дыхательные и артикуляционные упражнения (см. Методическое обеспечение «Дыхательные и артикуляционные упражнения»)

Дикционные упражнения (см. Методическое обеспечение «Дикционные упражнения»)

Творческие игры со словами (см. Методическое обеспечение «Творческие игры со словами»)

Скороговорки, считалки на немецком языке.

Диалоги.

Речевые ситуации, их анализ.

Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на сказочные сюжеты.

Раздел 4. Ритмопластика.

Неязыковые средства выразительности.

Игра мимики и жестов.

Свобода выразительности движений.

Практическая работа

Имитационные речевые игры.

Пластические игры и упражнения (см. Методическое обеспечение «Пластические игры»).

Раздел 5. Театральный спектакль ( 28 ч.)

Спектакль. Этапы работы над созданием спектакля «Сказка « Теремок».

Инсценировка.

Сюжет.

Персонажи: мышка, слон, собака, кто, петух., кенгуру, заяц, лягушка, лошадка, крокодил, медведь, волк.

Ведущие выразительные средства театрализации - символ, метафора, аллегория, гипербола.

Вовлечение зрителя в действие.

Практическая работа

Знакомство со сценарием.

Обсуждение сценария.

Обсуждение характеров персонажей.

Выбор учащимися персонажей, которых они хотят изображать на сцене.

Репетиции.

Театральные игры (см. Методическое обеспечение «Театральные игры»).

Техническо - методическое обеспечение программы:

Техническое обеспечение:

Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, диски с записью сказок и постановок.

Методическое обеспечение: ( вставить упражнения и игры)

Дидактическое обеспечение

  • Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка - стройка; каска - сказка; хлопать - слопать; сломать - взломать; течение - стечение; вскрыть - скрыть.

  • Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.


  • Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

  • Физический слух - способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

  • Фонематический слух - способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

  • Звуковысотный слух - способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче - тише,

Выше - ниже,

Быстрее - медленнее.

Голос - одежда живой речи, а душой является интонация.

Волшебный посредник - видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта - посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

  1. Образный (сигналы I сигн. системы);

  2. Мыслительный (II сигн. Системы);

  3. Средний.

  • Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.

  • Позиция и поза.

    • Позиция - принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.

  • Поза - это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.

  • Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.

  • Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.

    • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие - это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.

  • Основой дикламационного искусства должен быть ритм.

  • Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя - зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.


Используемая литература

  1. Брудный Д. Л. Беседы о театре. Л., 1983.

  2. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1974.

  3. Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программке. М., 1975.

  4. Генов Г. В. Театр для малышей. М., 1991.

  5. Выгодский Л. Г. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

  6. Кияновский А. А. Школьный театр в начальной школе. М., 2007.

  7. Уварова Е. Д. Как поставить спектакль. М., 1962.

  8. Чурилова Э. Г. Программа «Арт - фантазия». М.,2006.

  9. Куликова К. П. Рассказы о первых русских комедиантах. М., 1979.

  10. Смирнова Н. И оживают куклы…М., 1980.

  11. Ладыженская Речь, речь. Речь. М.. 1986.

  12. Чистякова М. М. Психологогимнастика. М.. 1995.

  13. Журнал «Праздник в школе». М., 2007.

  14. Журнал «Детская энциклопедия». М., 2008.




© 2010-2022