Статья на тему Интерактивное обучение как средство развития познавательной активности ученика

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Скажи мне, я забываю, Покажи мне, я могу запомнить, Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда

Интерактивное обучения как средство развития познавательной активности ученика

В современном законодательстве Российской Федерации закреплен принцип гуманистического характера образовательного процесса, в соответствии с которым обучение должно быть направлено на развитие личности ученика, на активизацию его творческих способностей, формирование трудолюбия, ответственности. Необходимо создать такие условия процесса обучения, при которых у обучающихся появилось бы стремление получить результаты своей деятельности и в последующем успешно применять их на практике. Учитывая это, возникает проблема совершенствования учебного процесса путём внедрения новых, более эффективных методов обучения. Одним из них является интерактивное обучение, которое обеспечивает развитие мотивационной сферы, самостоятельности и познавательной активности учащихся.

Термин "интерактивное обучение" является сравнительно новым в педагогике. Предполагается, что понятие "интерактивное обучение" происходит от термина «интеракция» (interaction -взаимодействие), которое возникло впервые в социологии и социальной психологии. Бадмаев Б.Ц. определяет интерактивное обучение как обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.1

Дьяченко считает, что интерактивное обучение - это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, в ходе которого у них формируются навыки совместной деятельности.2

Коротаева Е.В. рассматривала общие характеристики и дидактические возможности интерактивного обучения, а также учебный диалог как основу обеспечения интерактивности.3 Разработкой и исследованием имитационных и деловых игр занимались И.Г.Абрамова, А.М.Смолкин, А.А.Вербицкий, Н.П.Аникеева и другие. М. В.Кларин исследовал образовательные возможности игры.4

Л.С.Выгодский, М.М.Бахтин, Е.Н.Ильин, К.Н.Венцель исследовали методы диалогового обучения. Исследованием методов обучения занимались также Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М.5

Метод обучения - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

К основным интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа, обсуждение видеофильмов и другие.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс проходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения.

Помимо этого можно выделить задачи, которые решает интерактивное обучение:

1) развитие коммуникативных умений и навыков, помощь в установлении эмоциональных контактов между учащимися;

2) обеспечение учащихся информацией, необходимой для реализации совместной деятельности;

3) обучающая задача, которая связана с развитием таких учебных умений и навыков как анализ, синтез, постановка целей и другие;

4) воспитательная задача, которая приучает работать в команде, прислушиваться к мнению другого, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинство;

5) пробуждение у обучающихся интереса;

6) эффективное усвоение учебного материала.6

Большую роль в интерактивном обучении играет педагог. В отличие от традиционного обучения, где он выполняет предписывающие функции, при интерактивном обучении педагог должен перейти к осуществлению функции управления интеллектуальной деятельностью обучаемых, а значит от него требуется гораздо большая активность и творчество. Как показывает опыт, преподаватели в основном сосредоточиваются на содержательной стороне учебных предметов и показывают недостаточные умения и навыки по таким важным показателям показателям, как:

- коммуникативная компетентность - навыки активного слушания, аргументации, навыки подачи обратной связи;

- интерактивная компетентность - умение организовать командную работу, управление динамикой развития группы, умение регулировать напряженные отношения, управление дискуссией;

- перцептивная компетентность - знание и управление собственными установками в восприятии других людей, понимание невербальных сигналов, знание основных типологий личности и особенностей их поведения;

- игротехническая компетентность - знания и навыки в области организации игрового взаимодействия, создание творческой атмосферы, знание игровых техник, приемов, процедур, личный энтузиазм. 7

Таким образом при интерактивном обучении преподаватель становится:

-одним из источников информации, помощником в познавательной деятельности;

-информатором, который контролирует ход работы в группах;

-консультантом, который помогает искать решения поставленных задач, отвечает на вопросы учеников;

- психологом, которому необходимо позаботиться о психологической подготовке учеников к включению в различные интерактивные формы учебной работы, учить преодолевать стеснительность, постоянно поощрять за активное участие в работе.8

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству под постоянном руководством педагога, который направляет и корректирует их деятельность.

На основании всего вышеизложенного, мною был проведен эксперимент, который позволил определить влияние интерактивного обучения на активность и заинтересованность школьников.

Гипотеза, из которой я исходила при проведении эксперимента, - если внедрить интерактивное обучение в учебный процесс, то можно добиться более прочного усвоения знаний, повышения познавательной активности учащихся.

Эксперимент состоял из 3 этапов:

1 этап - констатирующий. На этом этапе было проведено наблюдение за учащимися, анкетирование учителей, составлены характеристики групп- контрольной ( где проводилось традиционное обучение) и экспериментальной (где применялось интерактивное обучение).

2 этап - формирующий. На этом этапе проведены уроки традиционного и интерактивного обучения, осуществлена диагностика уровня познавательной активности учащихся.

3 этап - контрольный. На этом этапе был проведен анализ и сравнение полученных результатов.

Для того чтобы обоснованно проверить эффективность интерактивного обучения, на констатирующем этапе нами были определены исходные уровни познавательной активности до проведения экспериментальной работы. Использованный метод диагностики опирается на вопросы из модифицированного опросника психолога Пашнева Б.К. для выявления познавательной активности. Данный вариант применительно к теме был модифицирован и определялся иной вариант обработки информации. За основу были взяты уровни познавательной активности, предложенные Т.И. Шамовой.

Таблица 1

«Критерии определения уровней познавательной активности»

Высокий уровень - творческий.

Этому уровню свойственны заинтересованность и стремление не только понять и осознать суть явлений и их различных взаимосвязей, но и попытка отыскать новый способ достигнуть этого. Проявляется данный уровень тогда, когда наблюдается несоответствие того, что учащийся уже знал, что было в его опыте, новой информации, явлениям.

Средний уровень - интерпретирующая активность.

Этому уровню свойственны стремления учащихся выявить сущность изучаемых явлений, понять связи между ними, а также овладеть умениями применять полученные знания в новых ситуациях. Характерная черта данного уровня активности в том, что учащиеся пытаются довести до конца то, что они начали, а если возникают трудности, то они не оставляют попытки найти способы решения.

Низкий уровень - воспроизводящая активность.

Этому уровню свойственны стремления учащихся понять, осмыслить знания, запомнить их и в последующем воспроизвести, овладеть навыками их применения по готовому образцу. В данном уровне у учащихся отсутствует интерес тому, чтобы углубить, расширить знания.

Представим данные об уровнях познавательной активности контрольной и экспериментальной групп до применения интерактивного обучения и после него.

Статья на тему Интерактивное обучение как средство развития познавательной активности ученика

Статья на тему Интерактивное обучение как средство развития познавательной активности ученика

А теперь для наглядного представления результата эксперимента, сравним полученные конечные результаты двух групп и представим их в виде диаграммы.

Статья на тему Интерактивное обучение как средство развития познавательной активности ученика

Таким образом, сравнение полученных результатов дает нам право утверждать, что применение традиционного обучения имеет более низкое приращение уровня познавательной активности учеников, нежели применение интерактивного обучения. В начале эксперимента в ходе наблюдения и анкетирования было установлено, что уровень познавательной активности двух групп приблизительно одинаковый. После проведения традиционного урока уровень познавательной активности остался на среднем уровне. Но применение интерактивного обучения позволило нам добиться повышения уровня познавательной активности и тем самым повысить интерес к изучаемому предмету. Наглядно представлено, что число учащихся с низким уровнем познавательной активности в контрольной группе гораздо больше, чем в экспериментальной, а высокий уровень активности значительно ниже.

Таким образом, в результате эксперимента мы пришли к выводу, что при использовании на уроках интерактивных методов обучения у учащихся проявляется познавательная активность в процессе изучения, включение школьников в самостоятельную поисковую деятельность под руководством педагога помогает им овладеть навыками самостоятельной работы.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что традиционные формы обучения ограничивают познавательную активность учащихся, так как в этом случае они чаще всего находятся в пассивном состоянии. Если включить учащихся в работу и разнообразить процесс обучения интерактивными методами, то мыслительная деятельность учеников приобретет системный характер и сформируется заинтересованный подход к учебно-познавательной деятельности. Именного этого можно добиться с помощью интерактивного обучения. Преимущество интерактивных методов заключается в том, что обеспечивается высокая степень инициативности самих учащихся в учебном процессе, а учитель всего лишь выполняет роль помощника-организатора самостоятельной деятельности учеников.


Список использованной литературы:

1) Агапов О.И. Интерактивное обучение. М.: Слово,2001.54с.

2) Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001. - 254 с

3) Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004. - 352 с.

4) Ибрагимов Г.И, Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие/ Под ред. Г.И. Ибрагимова.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011-383с.

50 Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. - М.: Сентябрь, 2003.- 176 с.

6) Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - М.: 2003. - 180 с.

7) Москалевич, Г.Н. Технология интерактивного обучения: понятие и сущность, особенности и преимущества / Г.Н. Москалевич // Инновационные образовательные технологии. - 2014. --№ 1 (37). - С. 43-48.

8) Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии:Активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия,2009. - 192 с.

1 Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001. - 254 с

2 Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004. - 352 с.

3 Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева. - М.: Сентябрь, 2003.- 176 с.

4 Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. - М.: 2003. - 180 с.

5 Ибрагимов Г.И, Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения: учебное пособие/ Под ред. Г.И. Ибрагимова.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011-383с.

6 Агапов О.И. Интерактивное обучение. М.: Слово,2001.54с.

7 Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии:Активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Академия,2009. - 192 с.

8 Москалевич, Г.Н. Технология интерактивного обучения: понятие и сущность, особенности и преимущества / Г.Н. Москалевич // Инновационные образовательные технологии. - 2014. --№ 1 (37). - С. 43-48.


© 2010-2022