Cтратегиальный подход к обучению осмысленному чтению как необходимому условию развития метапредметных компетенций

Сегодня мы учим чтению на основе стратегиального подхода, рассматривая стратегию как путь, программу действий для достижения учебного результата. Стратегия не равна алгоритму. Алгоритм является жестким планом, стратегию же можно менять, корректировать. Если сравнивать стратегии и умения, то стратегия – это процесс, а умения – результат. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, выбирать, организовывать и интегрировать, то, что читается и воспитывает независимого, мыслящего читателя. В ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самое главное, что изменился подход к обучению чтению.

Сегодня мы учим чтению на основе стратегиального подхода, рассматривая стратегию как путь, программу действий для достижения учебного результата. Стратегия не равна алгоритму. Алгоритм является жестким планом, стратегию же можно менять, корректировать. Если сравнивать стратегии и умения, то стратегия - это процесс, а умения - результат. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, выбирать, организовывать и интегрировать, то, что читается и воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной. Стратегиальный подход формирует читательскую компетентность, то есть когда ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации, связанной чтением и умеет ориентироваться в различных видах информации.

На уроках иностранного языка наши учащиеся учатся читать вдумчиво, понимать широкий контекст и подтекст и интерпретировать его с различных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста, использовать чтение для решения своих проблем.

.

Традиционная методика обучения чтению содержала установку чтения, сформулированную в задании «Прочитайте текст. Ответьте на вопросы». После него имелось большое количество упражнений на проверку понимания прочитанного, запоминание словаря и, иногда, обсуждение прочитанного.

Современная методика, обучающая интерактивному чтению учебных текстов на уроке, предполагает три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

На схеме, представленной в виде треугольников, указывающих на степень активности читающего, видно, что современный подход к обучению чтению и письму напоминает перевернутый треугольник, где большее время уделяется предтекстовой деятельности под руководством учителя, в отличие от традиционной методики, что обусловлено интерактивным и коммуникативным характером работы над текстом.

Послетекстовая деятельность при такой организации часто выполняется в парах.

Обучение чтению и письму

Cтратегиальный подход к обучению осмысленному чтению как необходимому условию развития метапредметных компетенций

Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий. Сегодня в арсенале у наших учителей иностранного языка широкий репертуар стратегий на каждом этапе чтения, что позволяет эффективно организовать разнообразную текстовую деятельность на уроке и активно вовлекать всех учащихся в процесс чтения.

На этапе предчтения учащимся предлагается большое количество заданий, направленных на обсуждение имеющихся знаний и опыта ребенка, переживаний и чувств, прогнозирование и высказывание гипотез и т.д., Учителя используют такие предтекстовые стратегии как, прогнозирование содержания по заголовку, рассечение вопроса, мозговой штурм, антиципация, Знаю - хочу узнать - узнал (З - Х - У), и др.

На этапе собственно чтения учителя организуют текстовую деятельность с использованием стратегий в зависимости от типа учебного текста. С информационными текстами особенно эффективны такие стратегии как информационная карточка, чтение с пометками, море вопросов, карта определения, пирамида фактов, кольца Венна и т.д. Работая с информационной карточкой, например, ученик не просто заполняет её ключевыми словами, он сверяет информацию с карточкой партнера, дописывает недостающую информацию в своей карточке другим цветом, потом ученики задают вопросы в парах и пересказывают своими словами, что узнали.

В работе с художественными текстами хорошо помогают организовать деятельность следующие стратегии: карта рассказа, пирамида рассказа, чтение с остановками, чтение в кружок, дерево вопросов, море вопросов, сжатие текста, аннотация - краткий пересказ - пересказ и другие.

На этапе послечтения проводятся послетекстовые обсуждения с целью получения читательского отклика; идет обсуждение того, что узнали, выяснили, учащиеся обмениваются мнениями. Привычными стратегиями работы стали составление кластера, граф-схем, синквейна; дискуссия.

Результатом разнообразной текстовой деятельности является уточнение, расширение или изменение собственной точки зрения, что способствует учебному сотрудничеству, а также широкий репертуар стратегий, что позволяет учащимся читать различные тексты с различной целью. Такое чтение вызывает «эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие» и оно ведет к познавательной и творческой самостоятельности. Таким образом, обучение становится не заучиванием, не зазубриванием, оно идёт через понимание того, что дается.

Как текст связан с событиями в твоей жизни? Если бы ты был на месте…? На что это похоже? Есть ли связь с тем, что происходит сегодня?

Организация текстовой деятельности способствует развитию читательской и информационной компетентности учащихся, метапредметной компетенции,что предполагает «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных информационных технологий».

Обучаясь чтению по-новому, учащиеся проходят путь от чтения в кружок в начальной школе до литературной конференции, дебатов в старших классах. Умение работать с информацией помогает и в проектно-исследовательской деятельности. Стратегиальный подход позволяет добиться роста учебной самостоятельности учащихся, повышения уровня понимания, запоминания прочитанного, развития читательской компетентности, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся.

Список используемой литературы:

1. Сметанникова Н.Н. Через чтение в мировое образовательное пространство. М., 2001.
2. Сметанниеова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., «Школьная библиотека», 2005г

Поделиться…


© 2010-2022