Статья «Роль художественного слова во всестороннем развитии ребенка»

"Описание материала: Статья предназначена для родителей дошкольника и воспитателей детских садов. В статье можно найти интересные факты из современной жизни ребенка и взрослого человека.На педагогов дошкольных организаций и родителей возложена ответственная миссия – поселить в душе и сердце ребенка любовь и уважение к художественной литературе, народному фольклору, поэзии, научить черпать познания и воспринимать прекрасное из глубины бесценного родника – литературы, ибо без духовности не было бы...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

« Роль художественного слова во всестороннем развитии ребенка»

Человечество шагнуло в двадцать первый век с оснащенной мощной индустрией, техническими достижениями и т.д. В погоне за освоением новых и совершенных технологий жизнь наших современников незаметно, как бы, отдаляется от самого дорогого наследия человечества, от бесценной сокровищницы культуры - художественной литературы. У литературного произведения появилось много заменителей: аудио-видео- телепрограммы, компьютерные игры. Они яркие, увлекательные, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживаний, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьезной книги. Еще в 1960 году английским писателем Д.Б, Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, дает готовые поведенческие штампы, причем зачастую не лучшие их образы.

Находясь в «электронном мире», дети научились обходиться без взрослых. И это еще одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать, но и поощряем и приветствуем.

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Об этом серьезно говорят в скандинавских странах, Великобритании, Америке, начинаем говорить и мы.

Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольной организации и семье первоначально, как процесс формирования грамотного слушателя.

Надо также утвердиться во мнении, что детская литература - это искусство слова, национальное богатство. Ребенку надо дать возможность увидеть ее во всем многообразии. Надо перестать использовать детскую литературу, только как помощницу в развитии речи ребенка, в привитии ему гигиенических навыков, в развлечениях и т.д.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка.

Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью. Через нее дети узнают много интересного о жизни людей. Писатели - природоведы знакомят их с жизнью животного и растительного мира. Эти произведения помогают воспитывать любовь к природе, родному краю.

Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, способствует привитию нравственных, гуманных взглядов на окружающую действительность. Слушая рассказ или сказку, ребенок живет жизнью героев, как бы становясь участником событий; сочувствует положительному герою, осуждает зло. События любого литературного произведения непременно затрагивают чистую душу ребенка, пробуждают искренние чувства, волнуя его. « Впечатления - это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и поэтому нужно, чтобы они были добрыми и возвышенными. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе, - от этого будет зависеть направленность его личных ориентаций, мыслей и поведения». (Ш.А.Амонашвили, «Педагогическая симфония») Прочитанные литературные произведения показывают ребенку примеры дружбы, честности, преданности, трудолюбия, ответственности, смелости.

Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Характерные для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя вызывают радость, душевный подъем, чувство удовлетворенности. Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. Эстетические чувства - источник всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка, воспринимаются ребенком легко и радостно. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки, народные песенки и стихи. У них сразу же появляются свои любимые художественные произведения.

Слушая произведения художественного слова, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи, чувствует красоту поэтической метафоры.

На педагогов дошкольных организаций и родителей возложена ответственная миссия - поселить в душе и сердце ребенка любовь и уважение к художественной литературе, народному фольклору, поэзии, научить черпать познания и воспринимать прекрасное из глубины бесценного родника - литературы, ибо без духовности не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками.



© 2010-2022