Методика использования учебных Интернет – ресурсов и их видов в преподавании иностранных языков в школе

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации, то есть коммуникации посредством Интернет – технологий, относятся электронная почта, чат, форум, видео-, , веб – конференции и т.д. первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении ин... Информационные ресурсы Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет – ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Ш. Нагуманова, учитель первой категории.

МБОУ «Лицей № 14» г. Нижнекамск

Методика использования учебных Интернет - ресурсов и их видов в преподавании иностранных языков в школе.

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации, то есть коммуникации посредством Интернет - технологий, относятся электронная почта, чат, форум, видео-, , веб - конференции и т.д. первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях в обучении иностранному языку.

Информационные ресурсы Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не захлебнулись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных и профессиональных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет - ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет - ресурсы создаются исключительно для учебных целей. [2, c. 3]

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет - ресурсов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабжект сэмпла (subject sampler), мультимедия скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest). Мы целенаправленно использовали транслитерацию при переводе этих терминов на русский язык, ибо, во - первых, именно с помощью транслитерации в русский язык вошли все другие компьютерные термины (например, ноутбук, мультимедиа, чат, блог, сайт и т.д), во - вторых использование транслитерации поможет избежать понятийной путаницы при работе с методическими материалами. Раскроем структуру и методическое содержание каждого из пяти видов учебных Интернет - ресурсов. [3, c. 4]

1. Хотлист от английского «hotlist» - список по теме. Представляет собой список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Все, что нужно, - это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета, и вы получите нужный хотлист.

2. Мультимедиа скрэпбук от английского «multimedia scrapbook» - «мультимедийный черновик». Представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию. Все файлы могут быть легко скачены учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстрированного материала при изучении определенной темы.

3. Трежа хант от английского «treasure hunt» - «охота за сокровищами» - во многом напоминает хотлист и скрэпбук. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково - познавательную деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимися может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала).

4. Мультимедия скрэпбук от английского «multimedia scrapbook» - мультимедийный альбом. Содержит текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

5. Вебквест «webquest» - «Интернет - проект» - самый сложный тип Интернет - ресурсов. Вебквест - это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся с использованием Интернет - ресурсов может иметь следующую структуру. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на две группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе. Учителю необходимо подобрать ресурсы Интернет сети для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. В качестве примера предлагаем вебквест, посвященный СМИ и США. При работе с данным квестом класс разбивается на группы только один раз и через общую дискуссию представители всех групп знакомятся с разными аспектами изучаемой темы.

Таким образом мы можем сказать, что каждый из пяти Интернет - ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедиа направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Трежа хант, сабджект сэмпла и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково - познавательной деятельности учащихся. Внедрение данных ресурсов в учебный процесс будет способствовать развитию коммуникативно - речевых умений учащихся.

Литература

  1. Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000 - № 4

  2. Кушниренко А.Г., Леонов А.Г., Кузьменко М.А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании // Информатика и образование. - 1998. - № 5 - 7

  3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 3


© 2010-2022