• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • «Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на урока иностранного языка в учреждениях СПО»

«Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на урока иностранного языка в учреждениях СПО»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.

М. Р. МАКСИМОВА

Преподаватель английского языка

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»

г. Арзамас

Основным направлением модернизации профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается повышение качества усвоения профессиональных знаний, практической и творческой подготовки учащихся. Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет, может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если обучаемый в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление и память.

Процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью. К старшим курсам идет постепенный рост качества знаний студентов. Им становится тесно в рамках учебной программы, их мыслительная деятельность ищет выхода на более высокий уровень овладения языком. При этом активная действительность ставит более высокие требования, научная обоснованность некоторых аспектов изучаемых предметов ставится на первое место. С целью активизации учебно-познавательной деятельности очень важно приобщение студентов к научно-исследовательской работе. «Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющем наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка» - такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики. Направленность на поддержку индивидуального развития - одно из основных требований в технологии личностно-ориентированного обучения, а данный творческий процесс как раз и рассчитан на индивидуализацию личности. На своих уроках мы стараемся, чтобы педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствовали возрастным индивидуальным особенностям ребят, используем учебно-творческие задания разного уровня сложности, ориентированные на индивидуальность обучающего, степень его подготовленности, выявляем уровень развития творческих способностей личности с целью определения форм, методов и средств педагогического воздействия в процессе занятий.

Важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения, который дает возможность обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска, сформировать мотивацию, дать полноценные, хорошо осознанные знания, помочь развитию творческого мышления. Учебно-исследовательская деятельность - процесс совместной работы учащегося и педагога. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. В процессе достижения поставленной цели важно выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской деятельности, развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (мы акцентируем внимание на развитие науки и техники, поскольку студенты обучаются в техническом колледже), развить умения самостоятельно, творчески мыслить, помочь в выборе профессии. Особенно хочется обратиться к основной форме исследовательской деятельности - научному проекту, который имеет важное значение для профессионального самоопределения учащихся. Преподаватель помогает с выбором научно-исследовательской темы, определением целей, постановкой задач, выступая в роли консультанта, объясняет, что такое актуальность темы, гипотеза, научный замысел, цели и задачи исследования, как выбрать тему, подобрать и работать с источниками информации, как оформить работу, какие применить методы исследования, как защитить исследовательскую работу на научно-практической конференции. Учащиеся сопоставляют различные источники с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения, наблюдают, анализируют, систематизируют, осуществляют поиск, занимаются разработкой и защитой проекта. В качестве наглядного примера развития навыков исследовательской деятельности могут служить научные проекты, представленные студентами на научно-практических конференциях, которые ежегодно проводятся в нашем колледже. Так, учащиеся младших курсов с удовольствием защищают работы по страноведческой тематике: «Влияние американского сленга на жаргон российской молодёжи», «Роль иностранного языка в жизни современного общества». «Современная семья в англоязычных странах», «Географические данные и природные особенности страны изучаемого языка», «Обзор исторических событий в США и Британии», «Государственное устройство стран изучаемого языка», «Британская монархия: вчера и сегодня», «Эти загадочные англичане», «Великие учёные Британии и США. Их вклад в развитие науки и техники» и другие. Студенты старших курсов принимают активное участие в конкурсах технического перевода, представляя свои работы («Цифровой блок управления системой состояния самолёта и блок автоматического контроля параметров системы электропитания» «Aircraft Condition System Digital Control Unit and Power Supply System Automatic Control Unit», «Устройство для проверки печатных плат модели 2025 HV-LV. Полуавтоматический компонент сборочной машины MATE LS 90» «Electra work MATE LS90 - Semiautomatic Component insertion Machine», «Приоритеты англо-российского товарищества в космосе и авиации» «Priorities of British and Russian Partnership in Space and Aviation», «Микроэлектроника» «Microelectronics», «Электронный барометрический высотомер ВБЭ - СВС» «Electronic Barometric Altimeter», «Освоение и серийное производство электроприводов»(«Electric actuators are the best-selling produce», «Токарный станок». «Engine Lathe»…).

Представляя свои работы на студенческих конференциях и конкурсах учащиеся показывают умения и навыки перевода научно-технической литературы, приобретённые на занятиях, обучаясь в колледже, насколько они владеют приёмами синтетической и аналитической обработки информации, навыками исследовательской работы, насколько они эрудированны и информированы, как ориентируются в формальных признаках лексических и грамматических явлений, насколько адекватно передают содержание текста в соответствии с нормами русского литературного языка, участвуя в межкультурном общении на иностранном языке в письменной и устной формах с учётом интересов и профильных устремлений.

Таким образом, исследовательский проект - первый научный труд студента колледжа. Навыки, полученные в работе над ним, помогают, по мнению выпускников, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Работа над исследовательским проектом прививает вкус к научной работе.

Мы рассматриваем организацию исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие учащихся, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. Мы организуем учебно-исследовательскую работу учащихся в урочной и внеурочной учебно-исследовательской деятельности, реферативных и проектных работах по интересам, научных работах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Формирование исследовательских личностных навыков учащихся на уроках иностранного языка мы осуществляем, применяя кейс-технологии. На занятиях учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Принцип кейс - метода заключается в инициировании самостоятельного изучения ситуаций студентами, формировании их собственного видения проблем и их решения, выработке умения дискутировать. Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Безусловно, материал должен представлять для учащихся профессиональный интерес. Можно предложить вводные или разминочные упражнения, имеющие дискуссионный характер или тексты на аудирование и чтение с целью развития навыков чтения и понимания профессионального текста и освоения новых лексических единиц, грамматические упражнения нацелены на анализ грамматических структур в текстах по конкретной тематике. Таким образом, используя лексические структуры и грамматические образцы, учащиеся вовлекаются в иноязычную коммуникацию (монологи, диалоги, ролевые игры). Использование кейс-метода позволяет студентам осмыслить реальные ситуации профессиональной деятельности и актуализировать определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при решении данной проблемы, повышает уровень знания иностранного языка в целом, развивает творческое мышление, навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке), учит формулировать различные типы вопросов, умение вести дискуссию, совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации. Данный метод - средство творческого обучения студентов.

Таким образом, развивая творческую активность на уроках английского языка, студенты стремятся узнать больше дополнительной информации путём самостоятельной работы. Учащиеся способны умело организовать свою деятельность, даже не прибегая к помощи учителя. Студенты становятся более открытыми для общения и обучения. Они стремятся выразить себя, показать свои таланты, добиваются успеха в учёбе. Многие из ребят определяются со своими интересами, идут к намеченной цели. Наблюдается развитие в интеллектуальном плане. Учащиеся справляются с различными головоломками, заданиями, требующими логического осмысления, нестандартности решения. Студенты осознают не только собственный рост в обучении, психологическом развитии, но и замечают изменения друг в друге. Благодаря совместной продуктивной творческой работе преподавателя и обучающихся, последние имеют значительный успех и значимость среди сверстников, умело применяют полученный опыт в жизни и готовы легко найти выход из любой сложившейся ситуации!

© 2010-2022