ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Использования проблемного подхода в ролевых играх на уроках иностранного языка, как средства достижения свободного общения на иностранном языке среди учащихся разных возрастных групп. Проблемное обучение иностранному языку, непосредственно связанно с такого рода понятиями как: проблемная задача и способы ее создания проблемная ситуация, проблемный диалог, проблемная беседа. Ролевая игра – это упражнение, в котором студенты,  исполняя попеременно различные социальные и психологические роли,  осва...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А.В. Титова учитель англ. языка

МБОУ «СОШ № 19» г. Нижневартовска

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСПОЛЬЗОВАНИИ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Люди, живущие в современном мире должны уметь работать с информацией, обмениваться, запрашивать информацию и прочее, а более того должны совершать данные операции с носителями других языков, ввиду сложившихся экономических и деловых отношений в мире. Несомненно, человек, успешно совершающий данные коммуникации, должен владеть иностранным языком на должном уровне и уметь находить пути решения в любой ситуации. Понятие «проблемное обучение» получило распространение в 20-30-е годы ХХ века, как в советских, так и в зарубежных школах. Такое обучении производится с акцентом на развитие собственной активности обучающихся, что позволяет убедиться в его результативности, поскольку такое обучение простраивается с учетом интересов школьников и их жизненных потребностей, и дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний.

Вопросом проблемного обучения - определением проблемных задач, структурой, классификацией, процессом решения, местом и ролью проблемных задач занимались такие ученые как А.В. Брушлинский, Т.А. Ильина, Е.В. Ковалевская, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь и др.). М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построены с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения или научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций» [1, С. 267] .

Проблемное обучение иностранному языку, непосредственно связанно с такого рода понятиями как: проблемная задача и способы ее создания проблемная ситуация, проблемный диалог, проблемная беседа. Над этими понятиями работали следующие ученые: И.П. Герасимов, Г.И. Гонтарь, И.А. Зимняя, Е.В.Ковалевская, Т.П. Савицкая, А.Л. Ружинский и др.Отсюда можно вывести основную цель проблемного обучения - «формирование и развитие мыслительных, творческих способностей учащихся на основе решения проблемных задач» [2, С.7].

Проблемная задача является основой (единицей) организации учебного процесса, при котором развивается творческая, поисковая деятельность учащихся, что рассматривается в качестве одной из основных задач современной школы [2, С.3].

Говоря о проблемной задаче, стоит сразу сказать о проблемной ситуации. А.М. Матюшкин отмечает, что проблемной называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия[3, C. 170-186]. М.И. Махмутов писал : «Под проблемными ситуациями имеются в виду такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается ее решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т.е. на приобретение новых знаний, умений, навыков» [6, С. 267] .

Итак, на основании всего выше перечисленного, попробуем сказать, что использование проблемных ролевых игр является эффективным методом обучения, направленным на развитие речи. Поскольку, речь это своего рода процесс целью которого на уроке иностранного языка является формирование различного рода речевых умений (сообщение и запрос, информации, побуждение собеседника к беседе, аргументация, прерывание, продолжение и завершение речи).

Согласно И.Л. Колесниковой, Ролевая игра - это упражнение, в котором студенты, исполняя попеременно различные социальные и психологические роли, осваивают общение в пределах социального контакта и в условиях, максимально близких к условиям реального общения. В игре человек реализует свободу личности через свое воображение, т.е. он может вести себя так, как он видит себя в роли своего персонажа[8, С. 224 ].

Как уже было сказано, нас интересует не просто игра, ролевая игры проблемной направленности .

В структуре любой игры нужно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:

Игровые роли

Игровые действия

Игровые средства

Реальные отношения

Как уже было сказано, нас интересуют не просто игры, а ролевые игры проблемной направленности. Поэтому, через призму проблемного обучения, на основе работ таких исследователей как А.В. Брушлинский Е.В. Ковалевская, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь попробуем охарактеризовать ролевую игру проблемной направленности, где основным механизмом является проблема, которая придает роли определенную направленность действий и развивает речевые умения обучающихся.

Итак, к характерным признакам ролевых игр проблемной направленности мы бы отнесли следующие:

1) обязательное наличие в замысле ролевой игры проблемной ситуации, отражающей реальную действительность (моделирование процесса выработки решений по выходу из проблемной ситуации);

2) наличие и распределение ролей, каждый участник ролевой игры получает определенную заданную роль и легенду;

3) наличие проблемной ситуации и необходимость поиска способов выхода из нее создает определенное эмоциональное напряжение, благодаря которому обеспечивается активность игроков;

4) подготовка сюжета ролевой игры, здесь речь идет об импровизации, но в соответствии с заданной ситуацией заданным фоном и собственными представлениями о возможных способах решения проблемы. Ситуация может усложняться, а сценарий по ходу действия изменяется;

5) наличие общей цели у коллектива (общей целью в ролевое игре проблемной направленности, поскольку это обучающая игра, является, конечно, приобретение новых знаний и отработка навыков принятия осознанных, ответственных решений в процессе совместной деятельности и в межличностном общении);

6) коллективное принятие решений участниками игры, к которому они приходят в ходе дискуссии;

7) вариативность решений (в ролевой игре игрокам приходится принимать решение после анализа нескольких альтернатив, возможных вариантов дальнейшего развития ситуаций).

Таким образом, проблемный подход в обучении иностранному языку с использованием ролевых игр проблемной направленности является эффективным и помогает формировать определенные речевые умения. Учащиеся через ролевые игры проблемного характера преодолевают основные трудности обучения говорению, совершенствуют свои навыки и учатся навыкам ведения, монологов, диалогов, полилогов, навыкам запроса и сообщения информации, побуждения собеседника к беседе, аргументации, прерыванию и завершению бесед.

Использованная литература



  1. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М., 1975.

  2. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы. М.: МНПИ, 1999

  3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. С. 170-186.

  4. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков [Текст] / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. - СПб., 2001.

© 2010-2022