Статья на тему Организация самостоятельной работы бакалавров в неязыковом вузе

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ.



КАБАНОВА Е.Г.

УДМУРТСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ

Г. ИЖЕВСК




Модернизация системы подготовки по иностранным языкам неязыковых специальностей предполагает инновационные процессы в разных ее областях, в том числе и в области организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки в вузе.

Самостоятельная работа бакалавров, специалистов, магистрантов в процессе изучения ими иностранного языка является одним из видов их учебной деятельности, связанной с выполнением ими учебных заданий преподавателя без непосредственного контакта с ним. Такая учебная работа изучающих иностранный язык имеет место преимущественно во внеаудиторное время (дома, в лаборатории, в читальном зале), возможна она и в аудиторное время (например, при самостоятельном выполнении отдельных заданий в письменной или устной форме).
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом "вообще", а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями [Зимняя2001:87]. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. Преподаватель должен сотрудничать со студентами.

При изучении иностранного языка СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы;

- выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - выполнение грамматических упражнений; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление презентаций, проектов и др.;

- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы, когда каждый член такого коллектива исследует определенную часть сложной темы/ проблемы.

- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах, проведения ознакомительных экскурсий по городу и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий.

Для самооценки бакалаврами своих возможностей необходимо контролировать усвоение материала путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры и т. д. На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

По результатам самостоятельного решения разного рода задач следует выставлять по каждому занятию баллы. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести тест или контрольную работу в целом по модулю), обсудить баллы каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить свои баллы.

Список литературы:

  1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2001. - 384с.

  2. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Просвещение, 1980. - 224с.

  3. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 354с.

  4. Павлова И. П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов по иностранному языку. - М.: 1992. - 438с.



© 2010-2022