Некоторые приёмы обучения грамматическим структурам

Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые приёмы обучения грамматическим структурам

Чабан Ольга Михайловна,

учитель английского языка

МБОУ «СОШ№1»,

г. Усинск Республика Коми

Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают, достигнуты в силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик ИЯ, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают практической значимости изучения грамматических терминов и понятий. Поэтому очень важным является в настоящее время использование коммуникативного подхода при изучении грамматики на среднем этапе. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком.

Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, интенсивно развивавшийся в течение последних десятилетий, оказал значительное влияние на методы и технологии преподавания всех аспектов английского языка, в особенности грамматики. В рамках данного подхода основной акцент делается на развитие навыков и умений разговорной речи, в связи, с чем грамматическому аспекту отводится второстепенная роль, и во многих современных курсах он подается преимущественно в имплицитной (скрытой) форме.

Как добиться продуктивности во владении грамматическими правилами? В последнее время появились учебники нового поколения, где типовые грамматические модели даны в виде речевого материала, который предлагается отрабатывать в процессе урока.

Одним из основных методических принципов обучения грамматике английского языка является принцип последовательного обучения, при котором грамматический материал преподается от простого к сложному.

Так изучение грамматических структур прошедшего простого времени начинается с подачи глагола to be в прошедшем времени (+ - ?), затем правильные глаголы (+ - ?), и неправильные глаголы, требующие заучивания. Некоторые приёмы обучения грамматическим структурамНекоторые приёмы обучения грамматическим структурамНекоторые приёмы обучения грамматическим структурам

Традиционно выделяют два основных подхода при подаче грамматического материала:

  1. дедуктивный подход (преподаватель сначала дает новый материал, поясняет основные правила, после чего учащиеся выполняют ряд упражнений)

  2. индуктивный подход (самостоятельное выведение грамматических правил исходя из ряда примеров, которые дает преподаватель).

Основное преимущество 1 подхода, заключается в том, что он позволяет дать новый материал за достаточно короткие сроки и оставляет больше времени на отработку темы, однако он ограничивает самостоятельную активность учеников. Минусы данного метода - это некоторые трудности понимания грамматической терминологии, а также отработка грамматических конструкций на однообразных предложениях, вне живого речевого общения.

В то время как индуктивный подход, напротив, рассчитан на учеников, уже обладающих базовыми знаниями, и доля самостоятельной работы учащихся при этом более значительна. Учащимся предлагается самим сформулировать правило и закономерности его употребления на основание анализа ряда примеров или через контекст.

Среди важнейших преимуществ 2 подхода, основанного на имплицитном (скрытом) преподавании грамматики в контексте, отмечают предоставление учащимся большей степени самостоятельности и возможности выводить правила грамматики из разговорной живой речи, что способствует значительному расширению словарного запаса, развитию умений использовать устойчивые выражения, разговорную лексику, улучшению навыков понимания устной речи и т.д. Таким образом, в рамках данного подхода осуществляется интегрирование обучения грамматике с различными коммуникативными заданиями, что позволяет вводить грамматический материал в значимом контексте.

Существуют различные алгоритмы работы в соответствии с индуктивным или дедуктивным подходом.

В рамках дедуктивного подхода, преподавание нового грамматического материала можно разделить на три основных этапа:

1) пояснение нового материала (Presentation): преподаватель записывает ряд примеров с новыми грамматическими конструкциями, поясняет случаи их употребления, записывает примеры образования вопросительных и отрицательных конструкций, примеры кратких ответов и т.д.;

2) отработка (Practice): учащиеся выполняют ряд несложных упражнений, которые сразу же проверяются . На данном этапе особенно важна обратная связь и контроль со стороны преподавателя за правильностью усвоения нового материала;

3) продуктивные упражнения (Production): включают такие задания, как составление диалогов, обсуждение различных тем, нахождение сходств и различий на иллюстрациях, составление рассказов (например, для темы Past Simple - рассказ Story about your last summer) и т.д.

С точки зрения индуктивного подхода, грамматика рассматривается как некий ребус, который должны решить учащиеся. Некоторые элементы индуктивного подхода можно применять уже на начальных этапах обучения иностранному языку. Например, при изучении темы Past Simple преподаватель записывает пример 'She walked to school yesterday', She danced at the party last Sunday', etc, после чего учащиеся самостоятельно выводят правило для образования прошедшего времени, затем выполняется ряд упражнений на отработку. Применение индуктивного подхода подразумевает активное использование различных средств наглядности - иллюстраций, карточек с записанными словами и т.д.

На практике использование только дедуктивного или только индуктивного подходов, как правило, оказывается малоэффективным, т.к. учащиеся либо хорошо усваивают грамматические правила, но сталкиваются со значительными затруднениями при необходимости выразить свои мысли устно в реальной разговорной ситуации, либо развивают беглую речь, в которой, однако, встречаются грамматические ошибки. В связи с этим в настоящее время предлагается использовать комбинированный подход (элементы имплицитной и эксплицитной грамматики).

Обучение грамматике в рамках комбинированного подхода строится по следующей схеме:

- знакомство с новой темой: может осуществляться путем чтения небольшого текста или прослушивания разговора, содержащего новые грамматические конструкции, т.е. новый материал предоставляется в значимом контексте. Основное отличие от подачи нового материала в рамках классического дедуктивного подхода состоит в том, что в качестве примеров даются не отдельные предложения, а очень короткий, но все же связный текст (или рассказ, диалог и т.д.);

- проверка общего понимания представленного текста или рассказа (в данном примере - путем ответов на вопросы);
- проверка понимания отдельных деталей;
- анализ новой грамматической структуры;
- выполнение упражнений на закрепление: данный этап по сути совпадает с соответствующей стадией в классическом дедуктивном подходе, когда учащиеся сначала выполняют более простые подстановочные упражнения, затем немного более усложненные;
- выполнение дополнительных упражнений на закрепление в качестве домашней работы (в то время как на занятии предпочтительно уделять большую часть времени устным интерактивным упражнениям, таким как вопросы по цепочке, диалоги и т.д., для самостоятельной отработки целесообразно давать подстановочные упражнения);
- дополнительная отработка при повторении в различных контекстах: преподаватель обращает внимание учащихся, когда ранее изученная конструкция встречается в текстах, диалогах, песнях и т.д.

С годами однообразный материал не вызывает интереса у учащихся. В своей работе я использую пособия Jazz Chants For Children и Grammar Chants (Oxford University Press)

Я хочу поделиться алгоритмом работы подачи грамматического материала, расширения лексического строя и применения изученного в устной и письменной речи. Очень сложно начинать изучение любой видовременной формы английского глагола, а прошедшей особенно.

Например, можно приготовить карточки для введения и отработки грамматических конструкций Past Simple и использовать на протяжении нескольких уроков.

When I was one it wasn't much fun. Некоторые приёмы обучения грамматическим структурам

When I was four it was a bore.

When I was seven it was really heaven.

When I was eight it was great.

Замените местоимение I на другие личные местоимения единственного числа she , he

Замените местоимения лексикой my sister, my brother, my friend, my cousin

When we were one it wasn't much fun.

When we were four it was a bore.

When we were seven it was really heaven.

When we were eight it was great.

Замените местоимение we на личное местоимение множественного числа they

Прочтите тексты с заменой.

Обратите внимание на местоимение you (ты,вы)

Далее вводим отрицательные структуры.

I wasn't big when I was one.Некоторые приёмы обучения грамматическим структурам

I wasn't fat when I was four.

I wasn't tall when I was seven.

I wasn't small when I was eight.

Замените местоимение I на другие личные местоимения единственного числа she, he

Замените местоимения лексикой my sister, my brother, my friend, my cousin

Замените прилагательные thin, plump, short, tiny

We weren't dry when we were one.Некоторые приёмы обучения грамматическим структурам

We weren't wet when we were four.

We weren't hungry when we were seven,

We weren't cold when we were eight.

Замените местоимение we на другие личные местоимения множественного числа

Обратите внимание на местоимение you

Замените прилагательные sick, ill, bad, good, dirty

Were you funny when you were one?Некоторые приёмы обучения грамматическим структурам

Were you sad when you were four?

Were you glad when you were seven?

Were you happy when you were eight?

When were you funny?

Why were you sad?

Замените выделенные прилагательные unhappy, bored, cute, naughty.

Работа с данными слайдами продолжается на последующих уроках. Работая над грамматической структурой Past Simple дальше, вы добавляете работу с (regular verbs) правильными глаголами.

When I was one it wasn't much fun. I cried a lot.

When I was four it was a bore. I stayed at home much time.

When I was seven it was really heaven. I walked and talked.

When I was eight it was great. I started school. I studied and it was cool.

Замените глаголы played, coloured in pictures, liked, watched cartoons, helped, etc

Замените местоимение I на другие личные местоимения единственного числа she he

Замените местоимения лексикой my sister, my brother, my friend, my cousin

When I was one it wasn't much fun.

I cried a lot. I didn't walk.Некоторые приёмы обучения грамматическим структурам

When I was four it was a bore.

I stayed at home. I didn't travel.

When I was seven it was really heaven.

I walked and talked. But I didn't surf the Net.

When I was eight it was great.

I started school. I studied and it was cool.

Самый сложный этап работы над (irregular verbs)неправильными глаголами.

When I was one it wasn't much fun. I slept a lot.

When I was four it was a bore. I wore funny clothes.

When I was seven it was really heaven. I drank coke and ate ice cream.

When I was eight it was great. I wrote, read, swam.

Замените глаголы

Создайте образцы на отрицательные и вопросительные структуры.

Прослушайте аудио запись « When I Was One» из пособия Jazz Chants For Children (Oxford University Press).

Для закрепления и контроля изученного можно предложить учащимся написать о своём детстве.

При обучении грамматике задействована и память, и внимание, и логическое мышление учащегося.и в целом этот процесс требует большого умственного напряжения .

Таким образом, для достижения оптимального результата рекомендуется интегрирование грамматических упражнений с другими видами работы - разговорной практикой, аудированием, лексическими упражнениями и т.д.

Желаю успеха и творчества!



© 2010-2022