Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях ФГОС. Базовые национальные ценности

В современном обществе, все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастания жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной.   Когда кандидату исторических наук, документалисту, писателю Адыгеи Хазретбий Сиджах задали вопрос, можно ли воспитать патриотизм, он ответил, что «людей воспитывают и учат на примерах. Чтобы быть патриотом, надо знать исто...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях ФГОС.

Базовые национальные ценности.

В.Э.Васильченко

учитель английского языка высшей категории,

МБОУ «ООШ №27»,

г. Майкоп


Для российской истории и образования современный период - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли крупные социально-политические изменения. Они оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В наше время нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России период смены ценностных ориентиров был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

В духовно-нравственной консолидации российского общества образование играет ключевую роль в сплочении общества перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Эта концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

В современном обществе, все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастания жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной.

Когда кандидату исторических наук, документалисту, писателю Адыгеи Хазретбий Сиджах задали вопрос, можно ли воспитать патриотизм, он ответил, что «людей воспитывают и учат на примерах. Чтобы быть патриотом, надо знать историю. Школьники и студенты не помнят дату начала войны, а о подвигах земляков тем более». А знаем ли мы историю родного города?

На уроках английского языка, т.к. я учитель английского языка, мы говорим с учащимися не только об англо-говорящих странах, но и о месте, где мы живем - это национально-региональный компонент. Для большей наглядности мы с ребятами сделали три презентации: «Мой любимый город» О Майкопе, о его достопримечательностях; «Люди и горы» о символах республики Адыгея, о традициях и обычаях жителей республики; «Люди и судьбы» о знаменитых людях города Майкопа и республики Адыгея. Все, кто приезжает в столицу Адыгеи, удивляются ее совершенно нетрадиционной планировке городских улиц. Они напоминают скорее нью-йоркские авеню и стрит - так ровно и четко поделен Майкоп на кварталы. Мы узнали из уст историка, топонимиста-любителя Ивана Садовского, что улица Краснооктябрьская не всегда так называлась. До современного названия она сменила свое имя трижды. Первое ее название - Садовая. Оно было выбрано просто - улица начиналась от «Городского сада». В 1909 г. На ней было построено здание Телеграфа, и улицу стали называть Телеграфной. В 1911 году улица получила название - Офицерская. А уже с 1918 года ей официально дано название Краснооктябрьской. Раньше площадь Дружбы называлась - Дровяной, иначе - базар. Дореволюционное название улицы Первомайской было - Соборная. Улица Пушкина называлась Бульварной.

Одна из базовых ценностей это социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство. Патриарх русской литературы, фронтовик, старейшина питерской интеллигенции, писатель Даниил Гранин ответил на вопросы «АиФ» так: «Совесть не может быть коллективной. Она - свойство моей души. От отсутствия совести не умирают. Никто не заставляет быть милосердным. Ты можешь пройти мимо, и тебе за это ничего не будет. Надо иметь силу воли, мужество, если ты хочешь остаться порядочным человеком. Эти качества есть не у всех.»

Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание. Известный режиссер и сценарист Павел Чухрай говорит на страницах «АиФ»: «Вместо взросления общества происходит его одичание. Равнодушие стало приметой нашего времени. Общество равнодушно к самому себе, к своим старикам, детям. Да, мы вправе требовать решения проблем от власти, от государства. Но для того чтобы эти требования были выполнены, сами-то мы ничего ре готовы делать! Демократический строй, к которому мы так стремились, - штука трудоемкая, требующая совместной работы всех граждан. А у нас люди не могут объединиться даже в пределах одного подъезда, чтобы решить проблему сломанного домофона или уборки мусора. Общество наше социально незрелое, оно неспособно объединиться и понять, что для него сейчас приоритетно. И, пока мы этому не научимся, не изменится ровным счетом ничего!»

Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость. Режиссер и актер Федор Бондарчук говорит: «Деформируются какие-то общечеловеческие ценности, стремления. Выясняется вдруг, что самая популярная профессия среди молодежи - профессия чиновника! Скажите, это интересная специальность? Большая зарплата? Нет. Значит, этот путь выбирают потому, что он ведет к быстрому обогащению - коррупции. С одной стороны, махинации, взятки, воровство появились в России не вчера и даже не позавчера. Достаточно вспомнить времена гоголевской сатиры. С другой стороны, масштабы чиновничьего беспредела в те времена кажутся смехотворными по сравнению с масштабами нынешними!»

Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, Эстетическое развитие, этическое развитие. Известный режиссер, актер, сценарист, худрук театра «Содружество актеров Таганки» сказал в своем интервью: «Как гражданина России меня не может не волновать, что наша культура систематически разрушается. Сокращается на десятки библиотек… Интернет позволит вам достать все что угодно. Но чтение до такой степени производительно с точки зрения воспитания души, что его не заменит ничто. Наш мозг будируется импульсами, идущими от гениев Толстого, Достоевского, Чехова, Гоголя. И если этого нет, если остается просто техника, побегушки с сайта на сайт, если чтение не сосредоточено на размышлении, на анализе - воспитания человека не получится».

Процесс перехода базовых ценностей в личностные требует открытия ребенком для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта реализации этих ценностей на практике.


Список литературы.


  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения).

  1. Газета «Аргументы и Факты». - № 25, 33, 36, 37, 41, 42, 2011г.


  1. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. [Т.Л.Белоусова, Н.И.Бостанджиева, Н.В.Казаченок и др.] ; под ред. А.Я.Данилюка. - М. : Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).


  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2011.




4


© 2010-2022